Роль интеллектуального капитала в конкурентной борьбе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 26.04.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Лю, Ян. Роль интеллектуального капитала в конкурентной борьбе / Ян Лю. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90771/ (дата обращения: 20.04.2024).



Научная статья посвящена анализу роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе предприятий. Актуальность исследования нисходит к важности наращивания конкурентных преимуществ среди компаний любой отрасли для сохранения и наращивания занимаемой доли на рынке. В рамках данной статьи рассмотрено понятие «конкурентоспособность»; перечислены плюсы от использования инновационных продуктов в компаниях; проанализировано влияние использования товарного знака на величину денежных потоков компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность, интеллектуальный капитал, эффективность, НИОКР, товарный знак, денежный поток.

В связи с тем, что экономический рост и развитие компаний основываются на научных изысканиях, технологическом прогрессе, соответственно интеллектуальный капитал выходит на первое место в степени важности и влияния на этот рост. [2]

Чтобы выдержать конкурентную борьбу с другими предприятиями в своей нише необходимо использовать все возможности интеллектуального капитала, так как он влияет на эффективности экономики, важен на всех этапах производства. На показатели производства в большей степени начинает влиять не традиционные физические и финансовые активы, а знания, опыт и квалификация.

Положение компании в современной экономике определяются умением создать добавленную стоимость, анализировать и использовать полученную из разных источников информацию, т. е. применять интеллектуальный капитал, который становится не только способом использования инноваций, но и инструментом менеджмента для завоевания рынков в своей сфере деятельности.

В связи с тем, что экономики стран активно взаимодействуют и связаны друг с другом, существует глобализация, количество конкурентов и качество производимых товаров и услуг растет. Борьба между бизнесами помогает развиться потенциалу рыночных отношений, приводит к тому, что руководство компаний активно общается между собой, тк необходимо согласовывать множество различных условий работы. Важно понимать, как в том числе утверждает исследователь М.Портер, что невозможно развиваться и становиться преуспевающей организацией без конкуренции, тк при вмешательствах и ручном регулировании данной сферы происходит застой и увеличивается риск кризисов. [3].

Для определения уровня конкурентоспособности предприятия необходимо проанализировать количество и результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), его технические и экономические показатели, издержки труда, показатели производительности, качество продукции, работу отдела маркетинга, инфраструктуру, преимущества компании перед другими на рынке.

Среди экономистов конкуренцию принято считать взаимодействием между людьми, которое способно разрешить их проблемы и задачи при помощи увеличения уровня качества продукции, его количества и стоимости.

Еще одним определением конкурентоспособности является совокупность уникальных свойств продукции или услуги, которые выделяют его среди других подобных товаров по степени решения поставленных задач и денежных средств на его покупку и использование.

Швейцарская компания «European management forum» считает конкурентоспособностью предприятия анализ реальных и возможных преимуществ организации и дает следующее определение: «Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». Такая трактовка заслуживает внимания, так как на мировом рынке между собой в конкурентной борьбе участвуют компании, а не страны.

Различные параметры интеллектуального капитала в разной степени влияют на конкурентоспособность организации. Предприятия, где используются инновации, есть патенты, могут получить следующие плюсы:

– для увеличения объема денежного потока на товары, которые повторно вводятся в производство, добавляется ценовая премия;

– для защиты технологических разработок важно получение патента, дополнительно этим действием возможно отделиться от конкурентов.

– для компании, ориентированной на инновации, технологичное производство и дизайн продукции существуют возможность оперативно подстраиваться и меняться под изменения в мире, и влиять на принятые стандарты, тем самым уменьшая риски деятельности организации [2].

Следует отметить, что в определенный момент времени все технологические и инновационные наработки копируются конкурентными компаниями, и чистую прибыль приходится разделять между всеми участниками сферы деятельности. Повторению за лидером рынка подлежат и другие области производства.

В нынешних условиях популярность приобретают «эмоциональные» отличия, благодаря которым легче стать монополистом на рынке, от других компаний, например, товарные знаки.

Рассмотрим значение товарного знака на процесс принятия решения о покупке. Если товарный знак является узнаваемым, зарекомендовал себя с положительной стороны, то срок принятия решения о покупке сокращается со стадии понимания необходимости обладать данным товаром/услугой до, непосредственно, совершения покупки. Сильный товарный знак является позволяет компании выделиться среди конкурентов, уменьшая колебания в сознании покупателя, чтобы выбрать товар/услугу конкурентов.

Товарные знаки влияют на экономические и финансовые показатели организации, а именно на: величину денежного потока, его движение, скорость, и связанные с ним риски.

В свою очередь, величина денежного потока, который формируется благодаря товарному знаку, зависит от следующих данных: стоимости, темпов роста, инвестиций компании, издержек на производстве. При условии получения товарным знаком ценовой премии, стоимость продукции значительно увеличивается.

За счёт больших объемов производства есть возможность уменьшить издержки на производство самых востребованных товаров и услуг под топ-товарными знаками. К тому же широко известные товарные знаки обладают меньшей степенью инвестиций благодаря более крупному потенциальному левериджу во всем пути цепей поставок [3].

Рассмотрим увеличение скорости движения денежного потока. Для держателей акций компании важным является тот факт, что стоимость денег всегда меняется во времени, но при использовании всего потенциала товарного знака, предоставляется возможность сократить время и, соответственно, уменьшить риски потерять денежные суммы. Под потенциалом торгового знака подразумевается, что продукция или услуга данной компании считаются лучшими в своей отрасли, и поэтому являются максимально желаемыми к покупке для потребителя, таким образом создаётся непостоянная монополия.

Следующим важным моментом является увеличение во времени стадии получения денежного потока. Товарный знак создаёт условия для увеличения стоимости продукции. При этом термин «жизненный цикл» товара является характеристикой отдельной единицы продукта, а не ко всему товарному знаку. Организациями предпринимаются различные меры для поддержания уровня известности и надежности товарного знака, особенно эти меры активно используются в период структурных изменений продукции и услуг, внешней оболочки, в моменты подъёмов в экономике. Самые популярные торговые знаки являются таковыми на протяжении многих лет в связи с тем, что имеют высокий уровень доверия от покупателей, они стремятся оценить все новые виды и версии продукции данного товарного знака, далее рекомендуют их следующим группам потребителей.

Теперь изучим фактор уменьшения рисков по получению ожидаемых денежных потоков. Настоящая стоимость будущих денежных потоков возможно вычислить, используя ставку дисконтирования, другими словами, анализируется риск для инвесторов, связанный с будущим товарного знака. Чем он выше, тем ниже стоимость товарного знака. Риск покупки акций компаний известных товарных знаков, считается, сулит меньше рисков в связи с тем, что такие компании обладают большей лояльностью покупателей, а сама организация — менее зависима от конкурентов [4].

Резюмируя выше изученную информацию, становится очевидно, что в современных экономических реалиях интеллектуальный капитал — основа высокой конкурентоспособности компании на рынке.

Литература:

  1. Капелюшников, Р. И. Концепция человеческого капитала. Критика современной буржуазной политической экономии / Р. И. Капелюшников. — М.: Наука, 2017.
  2. Мельников, О. Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка / О. Н. Мельников. — М.: МЕЛАП, 2020.
  3. Никифорова, С. В. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке / С. В. Никифорова, А. Н. Мамров. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  4. Сухинин, И. В. Узловые проблемы общей экономической теории И. В. Сухинин. — М.: ГУУ, 2018. — Ч. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, интеллектуальный капитал, денежный поток, компания, товар, возможность, знак, конкурент, конкурентная борьба, ценовая премия.


Похожие статьи

Рассмотрение факторов, влияющих на стоимость бренда

Раньше в борьбе за капитал выигрывали капиталоёмкие производства, но в

Маркетинговая стратегия развития компании дает возможность достигать поставленные цели в

Стоимость бренда рассматривается в денежном выражении, то есть это та денежная премия, которую...

Разработка методики оценки сущности бренда | Статья в журнале...

Большинство методов, применяемых на практике, сводятся к оценке стоимости бренда, то есть материальной составляющей брендового капитала и практически не затрагивают субъективную составляющую. Анализ специализированной литературы и маркетинговой практики позволил...

Исследование критериев эффективности использования...

В условиях, когда фирменный знак является стратегическим активом компании, всё более актуальный характер приобретает оценка эффективности осуществлённых мероприятий по разработке и использованию фирменного знака.

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности...

Бренд – это идентифицируемый товар, услуга, человек или место, усиленные таким образом, что покупатель или пользователь воспринимает их релевантные, уникальные, добавленные ценности, в полной мере соответствующие их запросам и потребностям.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Бренд — это имя, термин, знак, символ, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя или группы производителей, а также отличия их товаров и услуг от товаров и услуг конкурентов.

Сущность брэндинга и роль товарной марки в условиях...

Основными инструментами Брэндинга являются: товарный знак, который в случае его хорошей разработки и рекламы, упрощает узнаваемость потребителям товаров и услуг одного продавца или производителя; дизайн и упаковка — именно они делают товар отличительным от...

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний

Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует

Интеллектуальный капитал - это интеллектуальная материя, включающая в себя знания, опыт, информацию...

Сравнение возможностей и применимости различных моделей...

Организации, сталкивающиеся с конкуренцией в условиях рынка, вынуждены применять конкурентные стратегии, с

Библиографическое описание: Прокудина, Д. А. Сравнение возможностей и применимости различных моделей конкурентных стратегий / Д. А. Прокудина.

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Ценовая стратегия предприятия разрабатывается на длительный период времени, она включает в себя принципиально направленные методы получения максимальной прибыли в условиях сложившегося рынка. В зависимости от того насколько товар обладает новизной или...

Похожие статьи

Рассмотрение факторов, влияющих на стоимость бренда

Раньше в борьбе за капитал выигрывали капиталоёмкие производства, но в

Маркетинговая стратегия развития компании дает возможность достигать поставленные цели в

Стоимость бренда рассматривается в денежном выражении, то есть это та денежная премия, которую...

Разработка методики оценки сущности бренда | Статья в журнале...

Большинство методов, применяемых на практике, сводятся к оценке стоимости бренда, то есть материальной составляющей брендового капитала и практически не затрагивают субъективную составляющую. Анализ специализированной литературы и маркетинговой практики позволил...

Исследование критериев эффективности использования...

В условиях, когда фирменный знак является стратегическим активом компании, всё более актуальный характер приобретает оценка эффективности осуществлённых мероприятий по разработке и использованию фирменного знака.

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности...

Бренд – это идентифицируемый товар, услуга, человек или место, усиленные таким образом, что покупатель или пользователь воспринимает их релевантные, уникальные, добавленные ценности, в полной мере соответствующие их запросам и потребностям.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Бренд — это имя, термин, знак, символ, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя или группы производителей, а также отличия их товаров и услуг от товаров и услуг конкурентов.

Сущность брэндинга и роль товарной марки в условиях...

Основными инструментами Брэндинга являются: товарный знак, который в случае его хорошей разработки и рекламы, упрощает узнаваемость потребителям товаров и услуг одного продавца или производителя; дизайн и упаковка — именно они делают товар отличительным от...

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний

Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует

Интеллектуальный капитал - это интеллектуальная материя, включающая в себя знания, опыт, информацию...

Сравнение возможностей и применимости различных моделей...

Организации, сталкивающиеся с конкуренцией в условиях рынка, вынуждены применять конкурентные стратегии, с

Библиографическое описание: Прокудина, Д. А. Сравнение возможностей и применимости различных моделей конкурентных стратегий / Д. А. Прокудина.

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Ценовая стратегия предприятия разрабатывается на длительный период времени, она включает в себя принципиально направленные методы получения максимальной прибыли в условиях сложившегося рынка. В зависимости от того насколько товар обладает новизной или...

Задать вопрос