Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Володенкова, Н. О. Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере / Н. О. Володенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90767/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из важнейших функций государства является обеспечение правопорядка, которое осуществляют уполномоченные на то органы власти и должностные лица. Организация и правовая регламентация функции по обеспечению правопорядка и поддержанию законности, во многом, определяется общим уровнем государственного развития и, как правило, соответствует ему. Пренебрежение законными требованиями к обеспечению правопорядка способно повлечь множество негативных последствий не только для каждого отдельного человека, но и для всего общества, государства, а также окружающей среды, которая согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации должна быть благоприятной для проживания. Современная ситуация в России и мире свидетельствует о некоторых проблемных аспектах в данном направлении.

Так, согласно официальным данным МЧС России, по итогам 2020 года на территории Российской Федерации произошла 331 чрезвычайная ситуация (из них: техногенные ситуации составили 50,5 % от общего числа, природные ситуации — 31,4 %). В результате данных ситуаций пострадало 6 257 чел. и

326 чел. погибло. Материальный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций превысил отметку в 163 778 млн рублей [3]. В течение 2021 года на территории России возросло количество чрезвычайных ситуаций, однако, более чем на 90 % снизился показатель пострадавших. В 2020 году зафиксирована крупная чрезвычайная ситуация федерального масштаба — в г. Норильске произошел разлив нефтепродуктов (более 20 т) из-за аварии на ТЭЦ-3. Произошедшее событие является одним из серьезнейших в Арктической зоне Российской Федерации, поскольку создало реальную угрозу для всей экосистемы Северного Ледовитого океана. Для ликвидации последствий привлечено 144 чел. и 17 ед. техники. Экономический ущерб превысил 146 млн руб. [3, с. 27-28], не говоря уже о том, что реальный экологический ущерб практически не поддается объективному исчислению и полному возмещению. Принимая во внимание обозначенные аспекты и складывающуюся ситуацию, хотелось бы подробнее остановиться на осуществляемом прокурорском надзоре, который имеет немаловажное значение для полного и качественного исполнения законов в экологической сфере.

Обращаясь к вопросу участия органов прокуратуры в процессе надзора за исполнением законов в экологической сфере, целесообразно отметить, что многие отечественные правоведы раскрывают сущность и юридическое содержание деятельности прокуроров через предмет прокурорского надзора. Так, наиболее распространенным в научном сообществе является утверждение о том, что предмет прокурорского надзора — соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, которые действуют на территории Российского государства, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и обеспечение правопорядка компетентными органами власти и их должностными лицами, деятельность которых охватывается надзорными полномочиями органов прокуратуры [4, c. 66].

Представленное утверждение, на наш взгляд, в достаточной мере соотносится с нормами ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), где отражен масштабный подход законодателя к пониманию и детализации ключевых направлений прокурорского надзора, в том числе, в актуальных вопросах исполнения законов в экологической сфере.

Весьма обоснованной в данном контексте представляется точка зрения М. Н. Мирошниченко, который отмечает, что участие органов прокуратуры в процессе надзора за исполнением законов в экологической сфере — это самостоятельное направление прокурорской деятельности, которое обязательно должно иметь свой, особенный предмет [5, c. 18], вписывающийся без особых проблем и сложностей в общую сферу деятельности прокуроров, позволяющий действовать ему в пределах своей компетенции и достигать поставленных целей. Обращаясь к содержанию ст. 1 Закона о прокуратуре, можно определить, что прокуратура Российской Федерации, выступая в качестве единой федеральной централизованной системы органов, осуществляет надзор в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Часть 2 обозначенной статьи свидетельствует о том, что прокуратура Российской Федерации в рамках своих полномочий обязана достигать ряда целей:

– обеспечивать верховенство права;

– укреплять законность и обеспечивать единство;

– защищать права и свободы человека и гражданина;

– охранять интересы государства и российского общества.

Достижение поставленных целей предполагает, что прокуратура Российской Федерации будет последовательно и основательно будет решать соответствующие задачи, даже если прокурору придется исполнять надзорные функции с особым предметом, который предопределяется спецификой экологической сферы. Уточним, что согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуроры, в том числе, в рамках надзора за исполнением законов в экологической сфере, должны:

– осуществлять установленные законом полномочия, строго следуя нормам действующего законодательства, и действуя независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления;

– действовать гласно с соблюдением требований, которые не должны противоречить российскому законодательству по вопросам охраны прав и свобод человека и гражданина;

– информировать своевременно и в полной мере органы власти всех уровней о текущем состоянии законности и тех мерах, которые применяются для улучшения ситуации.

Учитывая изложенное, сформулируем вывод о том, что предмет участия органов прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов в экологической сфере представляет собой надзорную и иную определенную законом деятельность органов прокуратуры, направленную на обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, соблюдение различных законов, действующих на территории Российского государства, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану интересов общества и государства, и сопровождающуюся выявлением и установлением несоответствий конкретных нормативных правовых актов, либо их отдельных правовых норм, юридическим потребностям регулирования отношений, вследствие неполноты правового регулирования, нечеткости и неточности формулировок, выявленных противоречий, либо явной неадекватности смысловой части правового акта. Компетенция российских прокуроров позволяет им своевременно и в достаточной степени принимать эффективные меры, направленные на изменение действующих правовых актов в экологической сфере, а также на принятие новых правовых актов в целях их последующей, более совершенной реализации.

Исходя из установленного предмета, под объектомучастия органов прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением законов в экологической сфере можно понимать целостную совокупность правоотношений, которые возникают при осуществлении прокурорами надзора за исполнением законов в экологической сфере, а также при принятии новых правовых актов в целях их последующей, более совершенной реализации.

В настоящее время участие прокуроров в процессе осуществления надзора за исполнением законов в экологической сфере сопровождается определенными проблемами, решение которых в ближайшей перспективе позволит продолжать положительные тенденции правотворческой деятельности в направлении эффективной охраны окружающей среды. Прежде всего, в российском законодательстве отсутствует необходимый понятийный аппарат по вопросам трактовки и понимания правотворческой и законотворческой деятельности, который крайне важен для качественной надзорной деятельности прокуроров в России.

Кроме того, в Российской Федерации законотворческий процесс должным образом не регламентируется, Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» не принят, однако подобный закон, по нашему убеждению, мог бы стать фундаментом осуществления правотворчества в стране, определил бы ключевые принципы и условия формирования российского законодательства в контексте признания единства правовой системы Российской Федерации. Дополнительно следует укрепить правовой статус органов прокуратуры в механизме осуществления надзорной деятельности в экологической сфере на федеральном и региональном уровне.

Анализ специфики участия российской прокуратуры в контексте осуществления надзорной деятельности в экологической сфере позволяет утверждать о существовании не только актуальных проблем в направлении охраны окружающей среды, но и дает возможность обозначить перспективные способы их решения. Прежде всего, существует необходимость скорейшей разработки и принятия федеральных законов «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О концепции законопроекта». Данные законы, по нашему мнению, позволят в достаточной степени урегулировать сферу правотворчества в масштабах государства и законотворческие процессы на федеральном и региональном уровнях, а также закрепят общепризнанные национальные принципы формирования российского законодательства в различных направлениях, в том числе в экологической сфере.

Предлагается внести изменения в Закон о прокуратуре в части возложения на прокуроров субъектов Российской Федерации (по аналогии с Генеральным прокурором Российской Федерации) обязанности ежегодно на уровне субъекта Российской Федерации представлять Доклад о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории. Заслушивать доклады на соответствующих заседаниях планируется законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными руководителями органов исполнительной власти на уровне регионов. Подобные доклады должны содержать, в том числе, информацию об основных статистических показателях прокурорского надзора за исполнением законов в экологической сфере.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2021.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.09.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газета. 1992. № 229.
  3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021.
  4. Коршунова О. Н., Лавров В. В., Никитин Е. Л. и др. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография. М.: РУСАЙНС, 2019.
  5. Мирошниченко М. Н. Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы // Законность. 2021. № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, экологическая сфера, свобода человека, обеспечение правопорядка, прокурорский надзор, российское законодательство, исполнение, окружающая среда, прокуратура, том.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

экологическое законодательство, окружающая среда, прокурорский надзор, Российская Федерация, экологическая безопасность, благоприятная окружающая среда, государственная власть, местное...

Юридические гарантии реализации конституционного права...

В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан

Российская Федерация закрепила в статье 42 Конституции [1] экологический статус личности

Хазов Е. Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и

конституционное право, прокуратура, прокурорский надзор, юридические гарантии...

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека...

Работа прокуратуры Российской Федерации в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина приоритетна для российской прокуратуры и базируется на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая отметила императивное положение о том, что человек, его права и...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере

Ключевые слова: прокурорский надзор, окружающая среда, правонарушение, сфера

надзор за исполнением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, здоровье граждан, охрана, экологическая эффективность, внеплановая проверка, обязательное финансирование...

Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда. Проблемы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации (впрочем, как и во всем мире) становятся все более...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей конституционной гарантией в Российской Федерации.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Обеспечение экологической безопасности — одна из составляющих экологической функции Российского государства и, соответственно

Экологическая безопасность — это состояние защищенности общества и государства; человека и биосферы в целом от угроз, возникающих...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике экологический аудит на...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

экологическое законодательство, окружающая среда, прокурорский надзор, Российская Федерация, экологическая безопасность, благоприятная окружающая среда, государственная власть, местное...

Юридические гарантии реализации конституционного права...

В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан

Российская Федерация закрепила в статье 42 Конституции [1] экологический статус личности

Хазов Е. Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и

конституционное право, прокуратура, прокурорский надзор, юридические гарантии...

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека...

Работа прокуратуры Российской Федерации в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина приоритетна для российской прокуратуры и базируется на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая отметила императивное положение о том, что человек, его права и...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере

Ключевые слова: прокурорский надзор, окружающая среда, правонарушение, сфера

надзор за исполнением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, здоровье граждан, охрана, экологическая эффективность, внеплановая проверка, обязательное финансирование...

Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации...

Ключевые слова: экологический контроль (надзор), общественный экологический контроль, окружающая среда. Проблемы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации (впрочем, как и во всем мире) становятся все более...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей конституционной гарантией в Российской Федерации.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Обеспечение экологической безопасности — одна из составляющих экологической функции Российского государства и, соответственно

Экологическая безопасность — это состояние защищенности общества и государства; человека и биосферы в целом от угроз, возникающих...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике экологический аудит на...

Задать вопрос