Применение тарифных льгот в условиях современной политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 1398 раз

Библиографическое описание:

Меркуль, Ю. А. Применение тарифных льгот в условиях современной политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации / Ю. А. Меркуль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 278-282. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90761/ (дата обращения: 28.03.2024).



Проведенное исследование направлено на изучение предоставление льгот по уплате таможенных платежей на примере Российской Федерации в условиях современной политической и экономической ситуации. Проведенное исследование позволило выявить, что предоставление тарифных льгот является важным процессом, который позволяет обеспечить стимулирование экономической составляющей страны.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), тарифные льготы, тарифные преференции, таможенно-тарифное регулирование.

The study is aimed at studying the provision of benefits for the payment of customs duties on the example of the Russian Federation in the current political and economic situation. The study made it possible to reveal that the provision of tariff preferences is an important process that allows stimulating the economic component of the country.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), tariff preferences, tariff preferences, customs and tariff regulation.

Таможенно-тарифное регулирование является инструментом позволяющим регулировать перемещение товаров через таможенную границу с учетом применения запретов и ограничений. Говоря о тарифных льготах и преференциях необходимо отметить, что они направлены на стимулирование внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации на основе экономического взаимодействия со странами, которые менее развиты в экономическом плане, а также позволяют поддерживать необходимый уровень товаров на внутреннем рынке станы. На современном этапе развития большинство участников внешнеэкономической деятельности используют льготные и преференциальные режимы при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Актуальность исследуемой тематики заключается в том, что тарифные льготы при ввозе товаров на территорию РФ позволяют стимулировать развитие национального производства, обеспечивают рост участников бизнес-общества, приток инвестиций в промышленность, а также создают условия для обеспечения безопасности внутригосударственного рынка.

Тарифные льготы являются одним из методов таможенно-тарифного регулирования. Их суть заключается в освобождении от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых из третьих стран.

Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций в ЕАЭС.

Тарифные льготы — это льготы, предоставляемые на уплату таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В рамках Российской Федерации такие льготы устанавливаются на основании Постановлений Правительства РФ при наличии взаимного соглашения или в одностороннем порядке в отношении определённой категории товаров.

Предоставление льгот и преференций создает благоприятные условия для развития торговли и экономики государства. Преференциальные режимы позволяют расширить товарный сегмент внутреннего рынка государства за счет торгового партнера в лице менее развитого государства, тем самым обеспечивая положительный эффект для обеих сторон.

Льготные и преференциальные режимы имеют различные формы предоставления. Тарифные льготы напрямую зависят от цели ввоза товара, а на применение преференциального режима влияет страна происхождения товара.

Льготы и преференции имеют четкое разграничение, которое вызвано их веским отличием. Так льготы освобождают в полной или частичной мере участника ВЭД от уплаты пошлин и налогов, а преференции обеспечивают менее развитым странами преимущество в области международной торговли товарами.

В дополнение к представленному отличию стоит отметить, что льготы могут действовать в одностороннем и двустороннем порядке, как возврат уплаченных таможенных платежей или освобождение от уплаты пошлин, снижение ставок пошлин и применения тарифного квотирования на ввоз товаров, а преференции применяются только в одностороннем порядке посредством снижения ставок или освобождения от уплаты таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара и его наличия в перечне преференциальных товаров.

На данный момент в практике мировой торговли товарами и применении таможенно-тарифного регулирования широко используются тарифные льготы. Их применение позволяет сократить издержки для участников внешнеэкономической деятельности, что создаёт условия для постоянного роста товарооборота и сказывается на объемах таможенных платежей, поступающих в федеральные бюджеты. Такие условия делают Российскую Федерацию привлекательной в области инвестиционного рынка.

Экономические интересы государства обеспечиваются реализацией таможенными органами фискальной политики, это вызвано тем, что таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин за ввоз товаров на территорию страны, в связи с чем ответственность по обеспечению правильного представления льготного режима по их уплате, также является их обязанностью.

Тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, направлены не только на стимулирование ввоза экономически значимых товаров, но и на обеспечение исполнения положений, закрепленных в международных соглашениях посредством снижения или полной отмены ставок таможенных пошлин для товаров ввозимы их развивающихся и наименее развитых стран.

Тарифные льготы применяются в рамках установления правил торговли на территориях с особым экономическим статусом, но их применение невозможно по отношению к товарам, которые могут негативно повлиять на состояние внутреннего рыка страны.

Таблица 1

Динамика предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в период 2018–2020 год на территории РФ

Наименование

2018

2019

2020

Изменение (%) в 2020 по отношению к

Сумма льгот

364,0

453,0

767,4

2018

2019

210,0

170,0

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что количество представляемых тарифных льгот в период 2020 года возросло на 70 % по отношению к 2019 года и на 110 % по отношению к 2018 году. Такой рост обусловлен отменой ставок таможенных пошлин, а также обнулением НДС в отношении медицинских товаров и отдельных категорий продовольствия, данные меры были вызваны необходимостью борьбы с пандемией COVID-19.

Дополнительно в период 2020 года было увеличено количество льгот в отношении технологического оборудования. Данная динамика выглядит следующим образом (См. Рис № 1):

Динамика объёма предоставляемых таможенных льгот в отношении технологического оборудования

Рис. 1. Динамика объёма предоставляемых таможенных льгот в отношении технологического оборудования

Общее количество льгот, предоставленных в отношении технологического оборудования на 2020 год по отношению к 2018–2019 гг. составило более 800 %. К данной категории относились товары, используемые в космической промышленности, что было вызвано увеличением их поставок. Также к рассматриваемой категории относилось медицинское оборудование и его запчасти, поскольку пандемия вызвала рост объемов отечественного производства в области медицинских товаров.

2021 год продолжил тенденцию применения тарифных льгот в отношении товаров первой необходимости в связи с продолжением затрудненной экономической и социальной ситуации вызванной пандемией COVID-19. Применение тарифных льгот поспособствовало избежанию негативных последствий, вызванных повышенным спросом на товары в рамках Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации был утвержден и внедрен в разработку план мер и мероприятий направленных на создание благоприятных условий развития экономики наряду с пандемией COVID-19. Такие меры были направлены на утверждение перечня товаров, в отношении которых были установлены тарифные льготы.

Меры по своей сути являлись чрезвычайными в связи с чем их введение имело ретроспективный характер, поэтому предоставляли тарифные льготы, полностью освобождающие от уплаты ввозных таможенных пошлин или же предусматривали возврат ранее уплаченных пошлин участникам внешнеэкономической деятельности.

В 2022 году экономическая и политическая ситуация на территории Российской Федерации представляется достаточно нестабильной, в связи с чем Решением Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 37 внесены изменения в решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» такие изменения затронули тарифные льготы на ввоз товаров, а именно был проведен пересмотр их применения в рамках ответных санкций для западных стран.

Пересмотренное решение регламентировало перечень товаров освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин до 30 сентября 2022 года при условии их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Такие тарифные льготы предоставляются в случае, если участник внешнеэкономической деятельности подтвердит целевое назначение ввоза таких товаров на территорию РФ. Данное назначение выдается уполномоченным государственным органом, в нем содержатся сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количестве, стоимости и участнике ВЭД, осуществляющем ввоз.

Совместно с измененным перечнем товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на территории РФ, был внедрен параллельный импорт — 30 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506. Данное постановление обозначило факт разрешения ввоза иностранных товаров на территорию страны без согласия на то правообладателей. Так можно сказать, что постановление отменило ответственность за параллельный импорт — теперь установлено, что положения подп. 6 ст. 1359 и 1487 ГК РФ не будут применяться в отношении ряда товаров.

Данное решение, конечно, не отменяет уплату ввозных таможенных пошлин и применение всех контрольных мероприятий для участников внешнеэкономической деятельности, но снимает с них бремя получения прав от правообладателя и предоставления таких документов в таможенные органы, что с другой стороны можно назвать внутригосударственной льготой на ввоз товаров. Внедрение параллельного импорта позволит насытить внутренний рынок продукцией производителей, которые покинули нашу страну, как торговую площадку для реализации продукции.

Таким образом, стоит сделать вывод, что тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, позволят решить проблему торговых отношений между государствами, а также обеспечат внутренний рынок необходимыми товарами, что является достаточно затруднительным в последние время в связи с происходящими событиями в мире.

Тарифные льготы — это привилегия, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации, льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Предоставление тарифных льгот участникам внешнеэкономической деятельности позволяет обеспечить сотрудничество в рамках таможенного дела, поскольку создает благоприятные условия торговли между сотрудничающими сторонами.

Таким образом, стоит сделать вывод, что тарифные льготы оказывают существенное влияние не только на государственную экономику, но и на международный рынок, с применением методов воздействия на международные политические отношения.

Литература:

  1. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003–1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons.
  2. Гомон, И. В. Анализ тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС / И. В. Гомон, У. С. Евтюхова, А. И. Гранатырь // Modern Science. — 2022. — № 2–1. — С. 59–64. — EDN IYOYYK.
  3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации — [Электронный ресурс]: https://minfin.gov.ru/.
  4. Основные результаты деятельности ФТС России в 2020 году [Электронный ресурс]: https://www.alta.ru/external_news/79703/.
  5. Стратегия развития ФТС России до 2030 года / Федеральная таможенная служба. — [Электронный ресурс]: https://clck.ru/TCeDe.
Основные термины (генерируются автоматически): льгота, Российская Федерация, ввоз товаров, внешнеэкономическая деятельность, отношение, отношение товаров, пошлина, таможенно-тарифное регулирование, территория РФ, товар.


Похожие статьи

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС или

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности...

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

 Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО. Минаев Александр Викторович, магистрант; Научный руководитель: Гупанова Юлия Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, профессор.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возложено на Таможенный кодекс ЕАЭС, принятый Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Развитие внутреннего рынка России на базе применения...

Таможенно-тарифное регулирование направлено на поддержку внутригосударственного рынка

Таможенно-тарифное регулирование необходимо совершенствовать посредством

Регулирования внешнеэкономической деятельности на территории страны является...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Администрирование таможенных платежей: понятия...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация

Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

таможенный контроль, товар, Россия, орган, Российская Федерация, отношение товаров

Россия, таможенно-тарифное регулирование, ввозная таможенная пошлина, внутренний

Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского...

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости...

Занижение таможенной стоимости импортируемых товаров ведет к недополучению

Для правильного определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая.

Похожие статьи

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС или

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности...

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и...

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер...

 Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО. Минаев Александр Викторович, магистрант; Научный руководитель: Гупанова Юлия Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, профессор.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возложено на Таможенный кодекс ЕАЭС, принятый Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Развитие внутреннего рынка России на базе применения...

Таможенно-тарифное регулирование направлено на поддержку внутригосударственного рынка

Таможенно-тарифное регулирование необходимо совершенствовать посредством

Регулирования внешнеэкономической деятельности на территории страны является...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования...

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация...

Администрирование таможенных платежей: понятия...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация

Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной...

таможенный контроль, товар, Россия, орган, Российская Федерация, отношение товаров

Россия, таможенно-тарифное регулирование, ввозная таможенная пошлина, внутренний

Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского...

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости...

Занижение таможенной стоимости импортируемых товаров ведет к недополучению

Для правильного определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая.

Задать вопрос