Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Малахаева, С. К. Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией / С. К. Малахаева, А. А. Пашенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90735/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном заведении направлению. Помимо этого, анализируется уровень влияния тех или иных мотивационных факторов на профессиональную установку студентов. При этом данное явление рассматривается с точки зрения психологии.

Ключевые слова: временная перспектива, временной континуум, мотивация, профессиональная деятельность, установка на профессию.

Представления студентов о прошлом, настоящем и будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения крайне взаимосвязаны, поскольку в процессе «взросления» накапливается опыт, складываются некие шаблоны и установки, формируется мировоззрение. Данные факторы находят отражение в профессиональной ориентации абитуриентов на ту или иную сферу деятельности, а впоследствии и в профессиональной мотивации студентов продолжать двигаться по выбранному пути.

В образовательном процессе устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. То есть предпосылкой для формирования компетентности, бесспорно, является наличие у будущего специалиста внутренней профессиональной мотивации, которая включает в себя не только комплекс мотивов, но и соответствующие установки.

В связи с этим, профессиональная мотивация так или иначе связана с менталитетом студентов, основанном на их «субъективной картине времени». В данной статье мы постараемся проанализировать эту взаимосвязь и установить уровень оказываемого воздействия «прошлого», «настоящего» и «будущего» на профессиональную установку студентов.

С целью доказать гипотезу о наличии у студентов влияния их «субъективной картины времени» на профессиональную мотивацию и получить данные для исследования применялись следующие методики: Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо и Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность.

Опросник временной перспективы Зимбардо разработан в 1997 году и представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму.

Оригинальная версия опросника состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Из опросника возможно извлечение 5 показателей:

  1. Фактор восприятия негативного прошлого . Выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований.
  2. Фактор восприятия позитивного прошлого . Выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.
  3. Фактор восприятия гедонистического настоящего . При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель — наслаждение.
  4. Фактор восприятия фаталистического настоящего . При этом оно видится независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность — подчинённым судьбе.
  5. Степень ориентации на будущее . Выражает наличие у личности целей и планов на будущее.

Методика направлена на оценку отношения к времени, а через это — на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам [1].

Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность представляет собой набор из 23 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. Данный тест содержит 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации. Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации.

  1. Шкала «Установка на профессию»:
  2. Шкала «Внутренняя мотивация»
  3. Шкала «Внешняя положительная мотивация»
  4. Шкала «Внешняя отрицательная мотивация»

Предложенная методика может применяться для выявления характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе. То есть профессиональная готовность студента в ее мотивационно-ценностном аспекте может измеряться через оценку уровня мотивации и установки на профессиональную деятельность [2].

Для выявления взаимосвязи двух исследований с целью подтверждения гипотезы был использован критерий корреляции Пирсона, метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость [3, с. 238–244]. Другими словами, критерий корреляции Пирсона позволяет определить, изменяется ли (возрастает или уменьшается) один показатель в ответ на изменения другого. Можно сказать, что корреляция — это взаимозависимость двух или более случайных переменных (величин).

В ходе исследования были опрошены 30 респондентов, получающих на данный момент профессиональное образование. С помощью вышеуказанных методик было выявлено следующее (см. Таблица 1):

Существует умеренная положительная корреляционная связь между шкалой «Установки на профессию» по Методике диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность и шкалой «Позитивного прошлого» по Опроснику временной перспективы Зимбардо на уровне r = 0,385 (при p=0,05). Это означает, что восприятие респондентами своего прошлого в позитивном ключе положительно влияет на осознанность выбранного ими направления подготовки и готовность следовать по нему в дальнейшем. Иными словами, студенты со «счастливым детством» более расположены к дальнейшему трудоустройству по выбранной специальности.

Однако по шкале «Установки на профессию» наблюдается и отрицательная корреляция в отношении шкал «Негативного прошлого» и «Фаталистического настоящего» на уровне r = -0,404, r = -0,422 соответственно (при p=0,05). Таким образом, обратная зависимость между установкой на профессиональную деятельность по специальности имеется у студентов с непринятием собственного прошлого, чей опыт несет преимущественно негативный характер, вызывающий отвращение и разочарование, или студентов-фаталистов, чья вера заключается в «предопределенности бытия», в так называемой подчиненности «судьбе».

Имеется также обратная корреляционная зависимость между «Внутренней мотивацией» и «Фаталистическим настоящим» на уровне r = -0,377 (при p=0,05). То есть респонденты, убежденные в неизбежности событий, их независимости от воли личности, обладают меньшей мотивацией.

Кроме того, умеренно, на уровне r = 0,399 (при p=0,05), коррелируют между собой «Внутренняя мотивация» и шкала «Будущего». Можно сказать, что степень ориентации на будущее, наличие у личности целей и планов обусловлено мотивацией, происходящей от самих студентов.

Шкала «Внешней отрицательной мотивации» находится в умеренной взаимозависимости со шкалой «Гедонистического настоящего» на уровне r = 0,376 (при p=0,05) и умеренной, но отрицательной, зависимости со шкалой «Будущего» на уровне r = -0,364 (при p=0,05). В связи с этим, респонденты, чья мотивация исходит преимущественно от внешнего мира, причем с негативной наклонностью (в виде страхов, давления со стороны окружающих и прочих обстоятельств) обладают наклонностями к получению от жизни лишь наслаждения и удовольствия, к риску и «оторванности» от забот и времени. Личности такого типа имеют неясные цели на будущее, склонны к неспособности оценивать последствия. Отсюда обратная корреляция с «Будущим»: чем более нацелены и ориентированы студенты на достижение в дальнейшем своих целей, тем слабее на них воздействует отрицательная мотивация со стороны, так как данный тип личности обладает высокой способностью самостоятельно предвидеть и взвешивать последствия.

Таблица 1

ОВПЗ

МДМУПД

Негативное прошлое

Позитивное прошлое

Фаталистическое настоящее

Гедонистическое настоящее

Будущее

Установка на профессию

-0,404

0,385

-0,422

-0,129

0,324

Внутренняя мотивация

-0,191

0,164

-0,377

-0,161

0,399

Внешняя положительная мотивация

-0,162

0,183

-0,127

0,344

0,14

Внешняя отрицательная мотивация

0,241

-0,203

0,347

0,376

-0,364

*ОВПЗ — Опросник временной перспективы Зимбардо

*МДМУПД — Методика диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность

Результаты корреляции, а также интерпретированные выводы, которые были получены с помощью этих результатов, подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что образ восприятия студентами собственного «прошлого», «настоящего» и «будущего», оказывает влияние на их профессиональную мотивацию, а именно на вероятность их дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии.

Литература:

  1. Опросник временной перспективы Зимбардо. — Текст: электронный // Psylab: [сайт]. — URL: https://psylab.info/Опросник_временной_перспективы_Зимбардо (дата обращения: 14.12.2021).
  2. Крылова А. В., Игнаткова И. А. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 1–2. — С. 323–326/ — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 (дата обращения: 14.12.2021).
  3. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, Флинта, 2003. — 336 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, временная перспектива, профессиональная мотивация, Методика диагностики мотивации, прошлое, установка, настоящее, студент, шкала, временный континуум.


Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных

Следовательно, развитие профессиональной мотивации является равноценной с другими задачей в процессе становления специалиста в...

Временная перспектива и прокрастинация как предикторы...

Исследованы временная перспектива и прокрастинация в группах респондентов, которыми являлись учащиеся школы с целью анализа и предположения лингвистических достижений личности в зависимости от учебной мотивации и прокрастинации у учащихся девятых и...

Исследование мотивационных объектов временной...

Ключевые слова: временная перспектива, профессиональное самоопределение, личность. – временная перспектива, сочетающая негативное прошлое, фаталистическое настоящее и низкую ориентацию на будущее, характеризуется содержанием и характером потребностей и...

Опыт формирования временной перспективы у современных...

Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной перспективы, выявлены факторы, характеризующие формирование временной перспективы у студентов, предложены...

Влияние траектории образовательного маршрута на...

ВО* - Временная перспектива, удельный вес, % по шкалам: Т – настоящий момент, М – в ближайший месяц, О – период обучения, В – взрослость, продуктивный период, С – старость, «третий возраст», Ж – вся жизнь, ОН – «открытое настоящее», П – упоминание о прошлом...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными

Похожие статьи. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений. - профессионально-ценностные мотивы.

временная перспектива, профессиональное самоопределение...

Рис. 2. Временная перспектива учащихся: 1- отсутствие фиксации на 1 временном отрезке; 2 — фиксация на прошлом; 3- фиксация на настоящем; 4- фиксация на будущем; 5- слитое настоящее и будущее (восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка).

Особенности восприятия времени у молодых людей...

Диагностировать систему отношения наркозависимых к временному континууму.

Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени.

Ключевые слова: временная перспектива, личность, структура, прошлое, настоящее, будущее.

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому...

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных

Следовательно, развитие профессиональной мотивации является равноценной с другими задачей в процессе становления специалиста в...

Временная перспектива и прокрастинация как предикторы...

Исследованы временная перспектива и прокрастинация в группах респондентов, которыми являлись учащиеся школы с целью анализа и предположения лингвистических достижений личности в зависимости от учебной мотивации и прокрастинации у учащихся девятых и...

Исследование мотивационных объектов временной...

Ключевые слова: временная перспектива, профессиональное самоопределение, личность. – временная перспектива, сочетающая негативное прошлое, фаталистическое настоящее и низкую ориентацию на будущее, характеризуется содержанием и характером потребностей и...

Опыт формирования временной перспективы у современных...

Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной перспективы, выявлены факторы, характеризующие формирование временной перспективы у студентов, предложены...

Влияние траектории образовательного маршрута на...

ВО* - Временная перспектива, удельный вес, % по шкалам: Т – настоящий момент, М – в ближайший месяц, О – период обучения, В – взрослость, продуктивный период, С – старость, «третий возраст», Ж – вся жизнь, ОН – «открытое настоящее», П – упоминание о прошлом...

К вопросу о профессиональной мотивации студентов

В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными

Похожие статьи. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений. - профессионально-ценностные мотивы.

временная перспектива, профессиональное самоопределение...

Рис. 2. Временная перспектива учащихся: 1- отсутствие фиксации на 1 временном отрезке; 2 — фиксация на прошлом; 3- фиксация на настоящем; 4- фиксация на будущем; 5- слитое настоящее и будущее (восприятие настоящего и будущего как единого временного отрезка).

Особенности восприятия времени у молодых людей...

Диагностировать систему отношения наркозависимых к временному континууму.

Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени.

Ключевые слова: временная перспектива, личность, структура, прошлое, настоящее, будущее.

Задать вопрос