Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Кандалова, М. В. Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Кандалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90654/ (дата обращения: 19.04.2024).



Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение в социально-коммуникативную среду.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, потребность в речевом общении, социальное взаимодействие, коммуникативные навыки.

Аутизм — это расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5) [6].

Один из недостатков вербальной коммуникации у детей с РАС — неспособность к диалогу. В процессе диалога дети данной категории не способны обеспечить обратную связь и тематическую направленность информации [2].

С целью изучения особенностей речевого общения детей с РАС было проведено исследование в котором приняли участие 4 детей с расстройствами аутистического спектра.

Для получения данных об особенностях речевого общения дошкольников с расстройством аутистического спектра был использован адаптированный вариант методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом» А. В. Хаустова [7].

«Модель обследования включала следующие разделы:

  1. Выявление особенностей коммуникативных навыков.
  2. Оценка уровня сформированности базовых коммуникативных функций.
  3. Оценка уровня сформированности социоэмоциональных навыков.
  4. Оценка уровня сформированности диалоговых навыков.

В результате проведенного обследования, направленного на изучение потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра, было подтверждено, что при аутизме отмечаются нарушения всех вышеперечисленных навыков» [7]

Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем этапе исследования

Рис. 1. Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем этапе исследования

При работе над формированием потребности в речевом общении у детей с РАС были исследованы следующие навыки: формирование умения выражать просьбы, формирование навыков социального поведения, а также формирование и способность к вербальным и невербальным диалоговым навыкам [1].

С целью проведения коррекционно-логопедической работы по данным направлениям использовались разнообразные методы: предоставление наглядного материла, использование игр на формирование ответов «да» и «нет» и игры на формирование сотрудничества, способствующие потребности в речевом общении. Работа была направлена на совместную деятельность: коммуникативно-речевую, предметную, игровую и учебную.

Необходимой в работе, направленной на формирование потребности в речевом общении, является коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка c расстройствами аутистического спектра для коммуникативного взаимодействия в игре [3].

Игры, помогающие установить положительный эмоциональный контакт с детьми с расстройством аутистического спектра:

— «Качу» / «Кати» — игра проводится сидя за столом. Педагог катит машинку и озвучивает действие («Качу»), после того как ребенок поймал предмет, просит его «Кати». Ребенок должен повторить за педагогом слова и действия.

— «Сдуй листик» — на высоте эмоционального состояния ребенку предлагается сдуть листик с плоской поверхности или с руки. Ребенок следует инструкции «Дуй» [4].

— Предоставление картинок с вопросом, например, «Это стакан?» ответ «да» или «нет».

Обучение детей «языку чувств» ведется по следующим направлениям:

  1. Обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции. Используют отдельные картинки с эмоциональным фоном, фотокарточки, иллюстрации к книгам, специальные учебные диафильмы, игрушки. Дети узнают, называют и показывают различные эмоциональные состояния.

— Игры «Покажи (выбери, найди, сделай, дай...) картинку или иллюстрацию в книге (веселую, грустную, радостную)

— «Сделай, как я». Ребенок должен повторить движение за педагогом [6].

  1. Обучение приемам, направленным на распознавание интонаций и интонированной речи.

— Просьба педагога сказать громко, тихо, засмеяться.

— Прослушивание музыкальных эмоциональных образов, исполненных на разных музыкальных инструментах.

  1. Обучение приемам речевой и поведенческой этики на эмоциональной основе.

— Угадай кто так говорит? Ребенку включаются звуки животных, природы, его задача повторить (с имитировать звук) [4].

  1. Обучение приемам и способам анализа собственных эмоций. Обучение умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми.

— Рассматривание собственной мимики перед зеркалом (если ребенок не боится зеркала), установление связи между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием [3].

  1. Распознавание, воспроизведение, изображение. Изображение и отгадывание различных походок, комплексов движений, прыжков, присущих определенным объектам.

— Игры: «Угадай, кто так делает», «Покажи, как скачет», «Узнай, кто так ходит».

Для создания оптимистического «чувственного» фона, стимуляции образных двигательных представлений и воображения ребенку с РАС предлагают пройти по воображаемой тропинке с преодолением различных препятствий (мостик, лужи, ручей, камни). Такая эмоционально окрашенная игра является действенным средством коррекции нарушений в эмоциональной сфере ребенка с расстройством аутистического спектра [4].

Сравнительный анализ материалов исследования (констатирующего и контрольного) показал изменение количественных и качественных показателей, отражающих уровень потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра.

Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем и контрольном этапе исследования

Рис. 2. Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем и контрольном этапе исследования

Контрольное исследование позволило выявить положительную динамику в развитии вербальной коммуникации: рост коммуникативного словарного запаса, развитие речи, возможность использовать ее в различных социальных ситуациях, при взаимодействии с другими людьми. В процессе обучения у детей c РАС сформировалось умение выражать базовые коммуникативные функции, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

Полученные в результате сравнения данных констатирующего и контрольного этапов исследования позволили сделать вывод о положительной динамике коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра. Но несмотря на такие результаты, следует продолжать коррекционно-логопедическую работу в данном направлении.

Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей данной категории [5].

Литература:

  1. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. — Москва: Психология, 2003. — 320 с.
  2. Лебединская К. С, Никольская О. С. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм /К. С. Лебединская. — Москва: Просвещение, 1989. — 92 с.
  3. Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М. М. Либлинг // Дефектология. — 1998. — № 4. — С.80–93.
  4. Курбангалиева, О. Р. Формирование коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра / О. Р. Курбангалиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Челябинск, 2017. — С.77–79.
  5. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Москва: Теревинф, 1997. — 341 с.
  6. Сахьянова С. В. Развитие коммуникации у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)». Методические рекомендации / — Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021. — 39с.
  7. Хаустов, А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / А. В. Хаустов. — Москва: ЦПМССДиП, 2010. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, ребенок, расстройство, спектр, коррекционно-логопедическая работа, навык, оценка уровня, уровень потребности, формирование потребности, вербальная коммуникация.


Похожие статьи

Особенности логопедической работы по формированию...

Ключевые слова: ребенок, расстройство, спектр, логопедическая работа, РАС. Расстройство аутистического спектра рассматривается как совокупность психологических особенностей, включающих набор аномальных поведенческих реакций и часто повторяющихся...

Диагностические особенности выявления уровня...

Средний уровеньребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения.

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Раскрываются принципы педагогической работы, используемые для формирования навыка общения.

Лукманова, А. К. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / А. К. Лукманова.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Соответственно, логопедическая работа по развитию у старших дошкольников с ОНР коммуникативных

‒ развитию умения приема невербальной и вербальной информации

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной

Логопедическая работа с рассматриваемой категорией детей рассматривается в общем...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без

Процесс общения детей с ОНР существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по

Нарушение коммуникативной функции приводит к снижению потребности в общении со взрослыми и...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Третий этап — формирование вербального компонента речи. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются сложности с пониманием речи, нарушения в работе с символами. Данное обстоятельство во многих случаях исключает обучение с помощью слов.

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР...

Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Воспитание внимания ребенка начинается в упражнениях и играх...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Цель: определение уровней аффективного, интеллектуального и речевого развития ребенка, установление

Оценка уровня развития речи проводилась комплексно всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

Похожие статьи

Особенности логопедической работы по формированию...

Ключевые слова: ребенок, расстройство, спектр, логопедическая работа, РАС. Расстройство аутистического спектра рассматривается как совокупность психологических особенностей, включающих набор аномальных поведенческих реакций и часто повторяющихся...

Диагностические особенности выявления уровня...

Средний уровеньребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения.

Формирование коммуникативных навыков у детей...

Раскрываются принципы педагогической работы, используемые для формирования навыка общения.

Лукманова, А. К. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / А. К. Лукманова.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Соответственно, логопедическая работа по развитию у старших дошкольников с ОНР коммуникативных

‒ развитию умения приема невербальной и вербальной информации

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной

Логопедическая работа с рассматриваемой категорией детей рассматривается в общем...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без

Процесс общения детей с ОНР существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по

Нарушение коммуникативной функции приводит к снижению потребности в общении со взрослыми и...

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Третий этап — формирование вербального компонента речи. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются сложности с пониманием речи, нарушения в работе с символами. Данное обстоятельство во многих случаях исключает обучение с помощью слов.

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР...

Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Воспитание внимания ребенка начинается в упражнениях и играх...

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Цель: определение уровней аффективного, интеллектуального и речевого развития ребенка, установление

Оценка уровня развития речи проводилась комплексно всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

Задать вопрос