Влияние нематериальной мотивации и стимулирования на текучесть персонала банка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 23.04.2022

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Басик, И. В. Влияние нематериальной мотивации и стимулирования на текучесть персонала банка / И. В. Басик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 328-332. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90583/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены влияние внешней и внутренней среды компании, специфики банковской отрасли и действующей системы мотивации и стимулирования на текучесть персонала банков. Отражена значимость проведения анализа основных причин увольнения сотрудников из организации и обеспечения адаптации используемых методов мотивации и стимулирования с учетом текущей нестабильной ситуации в мире, особенностей текучести персонала банковской отрасли и специфики деятельности компании в целом, а также интересов и предпочтений персонала.

Актуальность данной темы заключается в том, что основной отправной точкой для снижения показателей текучести кадров является применение востребованных методов и инструментов мотивации и стимулирования персонала, удовлетворяющих посредством работы не только фундаментальных нужд сотрудников, но и потребностей более высокого уровня. Следовательно, комплексная и качественная система мотивации, помимо материальных методов должна включать широкий спектр инструментов нематериального стимулирования.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, текучесть персонала, мотивация, стимулирование, система нематериальной мотивации и стимулирования.

The article examines the influence of the external and internal environment of the company, the specifics of the banking industry and the current motivation system on the turnover of bank personnel. The importance of analyzing the main reasons for the dismissal of employees from the organization and ensuring the adaptation of the used methods of motivation, taking into account the current unstable situation in the world, the peculiarities of staff turnover in the banking industry and the specifics of the company's activities in general, as well as the interests and preferences of the personnel, is reflected.

The relevance of this topic lies in the fact that the main starting point for reducing staff turnover rates is the use of popular methods and tools for motivating and stimulating personnel, which satisfy through work not only the fundamental needs of employees, but also the needs of a higher level. Consequently, a comprehensive and high-quality motivation system, in addition to material methods, should include a wide range of non-material incentive tools.

Keywords : personnel, personnel management, staff turnover, motivation, intangible motivation, stimulation, system of non-material motivation and stimulation.

На сегодняшний день современные российские компании довольно часто сталкиваются с высокими показателями текучести кадров, что является весомым ограничением для обеспечения их стабильного развития. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что она характерна для любой организации, независимо от ее размера и рода деятельности.

В широком смысле текучесть персонала или, как ее еще называют, индекс крутящихся дверей представляет собой скорость, в соответствии с которой сотрудники уходят из организации. Ю. Г. Одегов подразумевает под данным явлением определенный внеплановый процесс увольнение персонала из компании, ввиду отсутствия удовлетворенности как у работника, так и у работодателя относительно определенных факторов, например, условий труда, которые предоставляет организация или производительностью труда сотрудника [4, с. 335].

Существуют определенные границы, в рамках которых текучесть кадров считается допустимой, естественной, а иногда даже необходимой, ввиду востребованности обновления состава персонала и привлечения молодых специалистов. Однако большинство компаний, банки не являются исключением, сталкивается со значениями коэффициента, выходящими за пределы нормы, что является негативным фактором для организации, ввиду потери денежных средств, времени и иных ресурсов, которые долгое время вкладывались в сотрудника, а также необходимости вновь затрачивать все вышеперечисленные средства для поиска и подбора нового кандидата на вакантную должность.

На рисунке 1 представлены четыре основных этапа процесса текучести персонала, каждый из которых взаимосвязан с последующим.

Процесс текучести кадров [2, с. 4]

Рис. 1. Процесс текучести кадров [2, с. 4]

Все начинается с появления определённых факторов, которые провоцируют в сознании сотрудника мысли о смене места работы. В дальнейшем это подкрепляется различными аспектами внешнего неудовлетворения, которые в совокупности с факторами приводят к формированию реальных обоснованных причин. Они в свою очередь подводят сотрудника непосредственно к этапу увольнения, которое осуществляется по инициативе одного из субъектов трудовых отношений (работника или работодателя) или по соглашению сторон.

Наличие высокой текучести кадров является следствием реализации иррациональной модели управления персоналом и необходимостью регулирования данной проблемы, что в свою очередь заставляет задуматься над проблемой выявления основных причин увольнения сотрудников.

Уровень текучести персонала зависит от ряда аспектов деятельности компании, эффективности работы ее персонала, внешних факторов и т. д. [3, с. 15]. К часто встречающимся причинам увольнения сотрудников, которые дестабилизируют трудовой коллектив, относятся:

— несоответствие ожиданиям;

— низкий уровень заработной платы;

— отсутствие гибкого графика работы/неподходящий график работы для сотрудника;

— отсутствие комфортных условий труда;

— отсутствие возможности обучения, повышения квалификации и карьерного роста;

— некорректное поведение руководителя;

— отсутствие должного внимания к процессу адаптации новых сотрудников;

— неблагоприятный социально-психологический климат и т. д.

В современном мире HR-менеджеры отмечают тенденцию на смену отношения к труду, для персонала повышается значимость их собственных целей. В связи с этим организациям приходится адаптироваться под изменяющиеся условия, отдавать предпочтение формированию успешной корпоративной культуры и эффективной системы мотивации и стимулирования.

Таким образом, обобщение вышеперечисленных аспектов позволяет выделить 2 наиболее важные и распространенные причины, в следствие наличия которых в компании появляется высокая текучесть персонала:

  1. Несоответствие получаемого вознаграждения и затраченных усилий на выполнение поставленных задач [7, с. 232];
  2. Использование в организации системы мотивации и стимулирования, которая не соответствует потребностям персонала, является для них непонятной и непрозрачной, либо качество использования различных методов оставляет желать лучшего.

Для организаций банковского сектора характерно наличие достаточно высоких показателей текучести кадров, в среднем допустимое значение показателя варьируется от 20 % до 30 %, однако ввиду перенасыщения рынка банкам необходимо предпринимать всевозможные меры для удержания высококвалифицированного персонала, чтобы сохранять свое преимущество перед конкурентами.

Банковская деятельность многогранна и затрагивает различные направления работы. Согласно мнению экспертов, в банковском деле основная текучесть кадров наблюдается в таких структурных подразделениях, как отделения и офисы, в которых работают сотрудники, занимающие так называемые массовые должности. В таблице 1 представлены мнения директоров и руководителей отделов различных банков относительно текучести кадров и способов ее снижения.

Таким образом, данные, приведенные в таблице 1, подтверждают наличие существенных проблем у офисов и отделений банков, структура персонала которых состоит из массовых должностей, относительно показателей текучести персонала. Одна из главных причин такого явления — отсутствие грамотной и сбалансированной системы мотивации и стимулирования сотрудников [6, с. 251].

Таблица 1

Мнение о текучести кадров в различных банках России [1, с. 68]

Банк

Мнение относительно текучести персонала

«Альфа-Банк»

Наибольшие процент текучести кадров характерен для сотрудников, занимающих массовые должности, к которым относятся менеджеры по обслуживанию клиентов, операционисты.

«Открытие»

Показатель текучести кадров в банке в среднем достигает 30 %, в основном увольнению подвержены сотрудники, которые напрямую работают с клиентами.

«Райффайзенбанк»

Согласно статистическим данным, предоставляемым отделом кадров, наибольшая текучесть характерна для сотрудников front office. Данные позиции чаще всего занимают сотрудники в возрасте до 30 лет, для которых работа является одним из первых опытов трудовой деятельности.

«СберБанк»

Снижение коэффициента текучести персонала — сложных и долгий процесс. Внесение изменений в программу обучения и адаптации персонала банка оказали положительное влияние на текучесть менеджеров по продажам (-2 %), консультантов отделений банка (-6 %).

«Промсвязьбанк»

Текучесть персонала в большей степени характерна для сотрудников Дополнительных офисов банка, ввиду специфики трудовой деятельности

На сегодняшний день ситуация в мире, сопровождающаяся пандемией коронавируса, политическими и экономическими проблемами и ограничениями, не позволяет компаниям тратить весомые суммы денежных средств на материальную мотивацию персонала банков. С связи с чем повышается роль методов нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников с учетом ориентиров и предпочтений персонала банка.

Таким образом, для обеспечения максимальной стабильности кадров дополнительных офисов и отделений банков необходимо сбалансированное использование различных видов и методов нематериальной мотивации и стимулирования, изображенных на рисунке 2.

Виды и методы нематериальной мотивации и стимулирования персонала [5, с. 20]

Рис. 2. Виды и методы нематериальной мотивации и стимулирования персонала [5, с. 20]

При выборе работодателя при условии более-менее равного материального вознаграждения сотрудник обращает свое внимание на наличие возможностей карьерного роста, совершенствование своих профессиональных и личностных навыков, отношения с руководством и его стиль поведения. Рабочий день сотрудника отделения банка составляет 9 часов без возможности реализации гибридного графика (для сотрудников front office) ввиду специфики деятельности, в связи с чем персонал при выборе будущего места работы оценивает условия труда, сплоченность рабочего коллектива, отношения с руководством и его стиль поведения, подходы к управлению.

Использование сбалансированной и адаптированной системы мотивации и стимулирования персонала позволит в значительной степени сократить текучесть персонала массовых должностей банка (менеджеры, операционисты, кассиры) и удержать квалифицированных сотрудников в компании, что в свою очередь повлияет на рост эффективности деятельности, повышении лояльности, вовлеченности и установлении благоприятного климата в коллективе.

Литература:

  1. Брусенцова, Л. С. Управление текучестью персонала банка с учетом поколенческих особенностей / Л. С. Брусенцова, А. Ю. Шеина, А. М. Машкова // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). — 2020. — № 4(49). — С. 67–73.
  2. Кравченко, М. В. Формирование процесса управления текучестью персонала в организации / М. В. Кравченко // Аллея науки. — 2018. — Т. 8. — № 11(27). — С. 556–560.
  3. Нечаева, В. В. Основные причины текучесть кадров и мероприятия по стабилизации персонала в организации / В. В. Нечаева, И. Ю. Ленская // Знание. — 2018. — № 1–2(53). — С. 14–19.
  4. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 2-е из., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 467 с.
  5. Рожкова, Л. К. Методы нематериального стимулирования персонала / Л. К. Рожкова // Вестник науки. — 2019. — Т. 2. — № 9. — С. 17–21.
  6. Шамратова, Л. В. Влияние мотивации персонала на сокращение текучести кадров на предприятии / Л. В. Шамратова, К. Д. Лемец // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 251–254.
  7. Щукина, Е. А. Текучесть персонала и ее причины / Е. А. Щукина, В. А. Оглоблин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 10–2(68). — С. 230–233.
Основные термины (генерируются автоматически): текучесть персонала, нематериальная мотивация, сотрудник, стимулирование персонала, текучесть кадров, банковская отрасль, высокий показатель текучести кадров, карьерный рост, основная причина увольнения сотрудников, трудовая деятельность.


Ключевые слова

мотивация, персонал, стимулирование, Управление персоналом, текучесть персонала, система нематериальной мотивации и стимулирования

Похожие статьи

Изучение основных причин текучести кадров в коммерческих...

Приведены примеры влияния текучести кадров на основные экономические показатели в конкретных коммерческих организациях. Ключевые слова: текучесть кадров, персонал, норма текучести, управление текучестью кадров. Все компании в той или иной степени...

Текучесть кадров — положительный или отрицательный фактор...

Текучесть кадров допустима в определенных пределах, но если ее процент велик, то это

Политика сохранения и сбережения человеческих ресурсов, персонала приводит к тому, что на

Работа с резервом кадров, как и любая деятельность по управлению трудовыми...

Современные подходы к оценке системы текучести кадров

Под текучестью кадров понимают процесс постоянной смены кадрового состава организации, который обусловлен влиянием определенными

К текучести кадров при этом относились и увольнения за нарушение трудовой дисциплины, а также уход по собственному желанию.

Текучесть кадров на предприятии как угроза экономической...

Проблема текучести кадров как элемента работы с персоналом крайне актуальна в настоящее время и имеет большое практическое значение в активно развивающихся организациях. Текучесть персонала — движение рабочей силы...

Теоретические аспекты текучести кадров и методы минимизации...

В данной статье автор рассматривает текучесть кадров организации, ее причины и методы, которые помогут минимизировать потерю персонала организации, а также рассматривает пример текучести кадров на примере ЗАО «Имесское».

Теоретические аспекты текучести кадров и её минимизация

Ключевые слова: текучесть кадров, персонал, сотрудники, руководство, управление

Текучестью кадров в управлении персоналом признают норму, которая показывает, как

Высокий коэффициент текучести кадров вреден для деятельности фирмы, в том случае...

Проблема «текучести» кадров в налоговых органах

Важнейшим показателем движения персонала в организации является текучесть кадров. На данный показатель влияют различные факторы, возникающие как в самой организации — величина заработной платы, условия труда; так и внешние по отношению к организации...

Социально-психологические факторы, влияющие на текучесть...

Психологическим фактором текучести кадров могут стать амбиции сотрудников. Такая причина текучести кадров в основном распространена среди молодых специалистов. Молодые специалисты после окончания высших учебных заведений устраиваются в...

Стимулирование карьерного развития персонала

Стимулирование карьерного развития персонала. Автор: Абатурова Виктория Сергеевна.

 В статье рассмотрены основные виды и формы карьерного стимулирования, проведено исследование форм карьерного стимулирования, действующих на одном из предприятий...

Похожие статьи

Изучение основных причин текучести кадров в коммерческих...

Приведены примеры влияния текучести кадров на основные экономические показатели в конкретных коммерческих организациях. Ключевые слова: текучесть кадров, персонал, норма текучести, управление текучестью кадров. Все компании в той или иной степени...

Текучесть кадров — положительный или отрицательный фактор...

Текучесть кадров допустима в определенных пределах, но если ее процент велик, то это

Политика сохранения и сбережения человеческих ресурсов, персонала приводит к тому, что на

Работа с резервом кадров, как и любая деятельность по управлению трудовыми...

Современные подходы к оценке системы текучести кадров

Под текучестью кадров понимают процесс постоянной смены кадрового состава организации, который обусловлен влиянием определенными

К текучести кадров при этом относились и увольнения за нарушение трудовой дисциплины, а также уход по собственному желанию.

Текучесть кадров на предприятии как угроза экономической...

Проблема текучести кадров как элемента работы с персоналом крайне актуальна в настоящее время и имеет большое практическое значение в активно развивающихся организациях. Текучесть персонала — движение рабочей силы...

Теоретические аспекты текучести кадров и методы минимизации...

В данной статье автор рассматривает текучесть кадров организации, ее причины и методы, которые помогут минимизировать потерю персонала организации, а также рассматривает пример текучести кадров на примере ЗАО «Имесское».

Теоретические аспекты текучести кадров и её минимизация

Ключевые слова: текучесть кадров, персонал, сотрудники, руководство, управление

Текучестью кадров в управлении персоналом признают норму, которая показывает, как

Высокий коэффициент текучести кадров вреден для деятельности фирмы, в том случае...

Проблема «текучести» кадров в налоговых органах

Важнейшим показателем движения персонала в организации является текучесть кадров. На данный показатель влияют различные факторы, возникающие как в самой организации — величина заработной платы, условия труда; так и внешние по отношению к организации...

Социально-психологические факторы, влияющие на текучесть...

Психологическим фактором текучести кадров могут стать амбиции сотрудников. Такая причина текучести кадров в основном распространена среди молодых специалистов. Молодые специалисты после окончания высших учебных заведений устраиваются в...

Стимулирование карьерного развития персонала

Стимулирование карьерного развития персонала. Автор: Абатурова Виктория Сергеевна.

 В статье рассмотрены основные виды и формы карьерного стимулирования, проведено исследование форм карьерного стимулирования, действующих на одном из предприятий...

Задать вопрос