Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях, выявленных в уровне школьной мотивации и незначительных в самооценке учащихся, следовательно, гипотеза доказана частично и говорит о существовании гендерных различий в адаптации первоклассников и эти заключения необходимо учитывать при построении учебно-воспитательного процесса всем членам образовательного процесса в школе, ведь гендерный подход в обучении имеет практическую значимость, но для того, чтобы ее реализовать необходимо учитывать личностные способности ребенка, так как правильная организация процесса обучения способствует гармоничному развитию и самореализации личности.
Ключевые слова : адаптация, первоклассник, гендерные различия.
The results of the study indicate significant differences in the level of school motivation and insignificant in self-esteem of students, therefore, the hypothesis is partially proven and indicates the existence of gender differences in the adaptation of first-graders, and these conclusions must be taken into account when building the educational process for all members of the educational process at school, after all, the gender approach in education has practical significance, but in order to implement it, it is necessary to take into account the personal abilities of the child, since the correct organization of the learning process contributes to the harmonious development and self-realization of the individual.
Keywords : adaptation, first grader, gender differences.
Частью масштабной задачи охраны здоровья учеников являются противоречия между актуальностью школьной адаптации и её недостаточным исследованием, особенно с учетом гендерных различий учащихся. Исходя из этого целью исследования является теоретическая обоснованность и изучение адаптации первоклассников к школе с учетом гендерных различий на основании экспериментов.
Целью исследования определяется актуальность выявления гендерных различий в адаптации первоклассников к школе, установка их взаимосвязи с преподавателем и одноклассниками. В результате выявлены различия в уровнях мотивации и самооценки, которые говорят о существовании гендерных различий в уровнях адаптации первоклассников.
Методами исследования являются: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирический (констатирующий эксперимент, беседы с первоклассниками и классным руководителем). Методики: Оценка уровня школьной мотивации Лускановой Н. Г., Исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г.
Базой исследования является СОШ № 61 имени героя Советского Союза А. И. Маринеско, 1 «Г» класс, 21 ребёнок, из них 11 девочек и 10 мальчиков. По проведённым исследованиям выявлены достоверные различия между уровнями школьной мотивации и самооценки девочек и мальчиков; у и 9,5 % мальчиков — низкий уровень школьной мотивации, у 4,7 % мальчиков — очень низкий уровень школьной мотивации; заниженная самооценка лишь у одной девочки в классе, но это особенность ребёнка и данного класса. Выявленные у мальчиков очень низкий уровень школьной мотивации и более низкая самооценка, чем у девочек, неизбежно ведут к трудностям в адаптации. Выявленные различия в уровнях школьной мотивации, тревожности и самооценки свидетельствуют о том, что существуют гендерные различия в уровнях адаптации первоклассников.
Для многих детей начало школьного обучения является стрессогенным, по причине встречи первоклассника с новыми правилами, требованиями, распорядком жизни, а также окружением. В наше время подрастающему поколению предъявляются большие требования: быть более самостоятельным, инициативным, способным к самообразованию и быть высоко адаптивным.
Понятие «адаптация к школе» рассматривается Г. Р. Дичевым, Б. Т. Гурусбековым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [5].
По мнению М. Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе — значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником — послушным и старательным. Следовательно, адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [2].
Под адаптацией детей к школе В. Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Образовательная среда, которую организуют педагоги и в которой «обитает» ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок, с другой стороны, из его отношения к этим правилам, деятельностям, с третьей — из отношения ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоциональные самоощущения в ней [9].
Р. В. Овчарова отмечает: «Психологическая поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои возможности, избежать ошибок, сосредотачиваясь на позитивных сторонах и преимуществах с целью укрепления его самооценки» [6].
Система образования признаёт приоритетность развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции, а также приобщение к основам культуры познания [1]. Гармоничное вхождение в новую для ребёнка школьную ситуацию определяется рядом факторов и организационно-педагогических условий, среди которых есть и те, что препятствуют адаптации, и те, что этому способствуют [5].
Дезадаптация-это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды [3].
В ситуациях же, когда совокупность признаков, свидетельствует о несоответствии социально-психологических и психофизических статусов детей системе требований ситуаций обучения в школе, речь идёт о таком понятии как школьная дезадаптация, проявляется она в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий [8]. Главное значение в адаптации ребёнка к школе имеет социально-психологическая и познавательная направленности. Большое влияние на успешность адаптации первоклассника оказывает пол ребёнка: в школе девочки обгоняют мальчиков. Гендерные различия проявляются между детьми еще во время игр. А в процессе адаптации к новой социальной ситуации школы гендерные различия проявляются особенно явно.
Выше сказанное определяет цель исследования: гендерные различия адаптации первоклассников к школе.
Методика и организация исследования:
Этапами исследования адаптации первоклассников являются: подготовительный, экспериментальный, обобщающий.
Были выбраны две методики:
- Оценка уровня школьной мотивации Лускановой Н. Г.;
- Исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г.;
Исследование проводилось на базе ГБУ СШО № 61 имени героя Советского Союза А. И. Маринеско в 1 «г» классе (10 мальчиков и 11 девочек), по возрасту от 6–7 лет. Со слов учителя взаимоотношения между учащимися основываются на взаимопомощи и дружбе, положительные.
Результаты диагностики по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня мотивации у первоклассников по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой
В результате было выявлено, что 85 % учащихся:
– 52 % девочек и 33 % мальчиков имеют высокий, хороший и средний уровень школьной мотивации, положительно относятся к классному руководителю, школе и одноклассника;
– 9,5 % учеников, из них 0 % девочек и 9,5 % мальчиков имеют низкий уровень школьной мотивации, испытывают трудности в учёбе;
– 4,7 % учеников, из них 0 % девочек и 4,7 % мальчиков имеют очень низкий уровень школьной мотивации, что говорит о дезадаптации.
Результаты диагностики адаптации первоклассников в условиях образовательной организации по методике исследования самооценки Щур В. Г. «Лесенка» показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики адаптации первоклассников в условиях школы по методике исследования самооценки «Лесенка» Щур В. Г.
По данной методике делаем вывод, что 76 % учеников, из них 42,8 % девочек и 33 % мальчиков обладают завышенной самооценкой, что свидетельствует нормальному развитию самосознания. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Учащихся с адекватной самооценкой, а это 19 %, из них 4,7 % девочек и 14 % мальчиков, что говорит о том, что в возрасте 6–7 лет самооценка детей все-таки становится реалистична и приближается к адекватной. Учеников с резко заниженной самооценкой, которые испытывают высокую тревожность и не уверены в себе- маленький процент — 4,7 %, и в данном классе это только девочки.
Для доказательства статистической гипотезы о значительных различиях между мальчиками и девочками мы использовали U критерий Манна -Уитни.
Результат: UЭмп = 27.5
Полученное эмпирическое значение Uэмп (27.5) — это значимое значение, при уровне достоверности 0, 05.
Следовательно, в данном классе есть гендерные различия по мотивации к учёбе, а именно: девочки значительно превосходят мальчиков, что говорит о плохой адаптации мальчиков к школе.
Аналогично доказываем с помощью U критерия Манна -Уитни по методике исследования самооценки Щур В. Г. «Лесенка» гипотезу, что девочки превосходят мальчиков по уровню самооценки.
Результат: UЭмп = 24, полученное эмпирическое значение Uэмп (24) находится в зоне незначимости. Что говорит о незначительной разнице в уровне самооценки между девочками и мальчиками.
Таким образом, гипотеза доказана частично.
В результате проведения статистической обработки выяснили, что девочки превосходят мальчиков и по уровню школьной мотивации, а разница в уровне самооценки незначительна, что говорит о существовании гендерных различий в уровне адаптации первоклассников к школе касаемо школьной мотивации, что является значимым показателем.
Девочки более осознанно относятся к новой учебной деятельности, это выражается в более высоком уровне школьной мотивации. Мальчики в свою очередь плохо разделяют учебную деятельность и игровую.
Качество адаптации к школе зависит также от уровня самооценки учащихся. Девочки превосходят и здесь. Гендерные различия здесь заключаются в том, что у девочек складывается к 6–7 годам более точное представление о себе, следовательно, адекватная самооценка. Мальчики же напротив, склонны прислушиваться к мнению одного влиятельного взрослого, то есть мнение о себе у них формируется исходя из мнения этого главного взрослого, например — родителя [3].
В данной статье представлены основные характеристики экспериментального исследования гендерного различия адаптации первоклассников к школе. Взаимоотношения классного руководителя и одноклассников можно считать психологически безопасными и способствующими хорошей адаптации к школе. Однако при большинстве положительных значений показателей (от 76 % до 85 %) выявлены и отрицательные значения и все они характеризуют в основном мальчиков, 4,7 % мальчиков имеют очень низкий уровень школьной мотивации, что говорит о дезадаптации.
Различия, которые были выявлены в уровнях мотивации и самооценки, говорят о существовании гендерных различий в уровнях адаптации первоклассников и эти заключения необходимо учитывать всем членам образовательного процесса в школе.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.-Санкт-Петербург: Питер, 2017.-398с.;
- Битянова М. Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М.: Педагогический поиск, 1997. — С.12.
- Казакова Е. В. Особенности психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска в раннем развитии / Е. В. Казакова, Л. В. Соколова // Клиническая и специальная психология. — Вол.7, № 4 (28). -с.76–99
- Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т. В. Костяк.-Москва. Юрайт, 2017.-169 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2002. — С.358.
- Овчарова Р. В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. — Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2008–187 с.
- Семенова Т. С. Проблемы адаптации первоклассников к условиям многопрофильной гимназии//Питерская школа: СПб, 2008 № 9.
- Смирнова Е. О. Детская психология. — М, 2003.- 268с.
- Цылев В. Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С.26–35.