Активные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 1341 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Н. Х. Активные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения / Н. Х. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90551/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются разные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения.

Ключевые слова: русский язык, метод, обучение, развитие, эффективность, деятельность, чтение.

The article discusses different teaching methods in the Russian language lessons with the Uzbek language of instruction

Keywords: Russian language, method, training, development, efficiency, activity, reading.

В настоящее время внимание к иностранным языкам в нашей стране растет день ото дня. Например, Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство образования Российской Федерации и Благотворительный фонд искусств, науки и спорта совместно организовали семинар по повышению качества преподавания русского языка и общеобразовательных наук в Узбекистане — проект «Класс!».

Русский язык является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком.

В рамках этой программы в Узбекистан приедут квалифицированные учителя и методисты из Российской Федерации для обучения учителей русского языка в узбекских школах необходимым навыкам. Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Преподавание русского языка в узбекских школах и обеспечение учащихся необходимой информацией затрудняет это. Поэтому учителя русского языка стараются использовать разные методы в узбекских школах. Потому что помимо знания родного языка, узбекского, наши выпускники должны в совершенстве владеть русским и английским языками. С этой целью наше государство наладило сотрудничество с Российской Федерацией в изучении русского языка. В настоящее время в узбекских школах используются различные методы, чтобы сделать русский язык и литературу более понятными и интересными для учащихся. Потому что одной из задач нашего государства сегодня является подготовка таких зрелых, знающих и профессиональных кадров. Это, конечно, означает, что наши школы должны соответствовать такому же уровню спроса. Основная нагрузка ложится на наших учителей.

Главная задача каждого учителя — развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.

Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы из пассивного слушателя ученик превратился в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Поэтому он должен использовать разные активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Учитель может для каждого этапа урока использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Например, на уроках русского языка в начальных классах с узбекским языком обучения можно использовать такие активные методы обучения как:

  1. Кластер
  2. Проблемные ситуации
  3. Творческие работы
  4. Метод проектов
  5. Работа с текстом
  6. Драматизация
  7. Синквейн
  8. Лэпбук

В начале урока, чтобы сосредоточить внимание учащихся, мы можем использовать метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Сказать друг другу комплимент. А также методы « Цепочка», «Приветствие»: ребята здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Происходит контакт глазами — это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом одноклассников, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

В основнойчасти урока, например, на тему: Как познакомить друзей с родителями. Как представиться незнакомому человеку.

Метод«Кластер»: учитель рисует на доске два кластера, первый: я и члены моей семьи, второй: я и мои друзья. И по ходу он может объяснить местоимения, потому что во время знакомства часто употребляются именно части речи — местоимения. Чтобы на уроке отвечали все дети, а не одни и те же, использую метод«Волшебный мешочек». Фамилии и имена учеников записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали и он (она) напишет, кто его друг. Например «мой друг Анвар или моя подруга Нигора». Они должны четко знать, когда употребить мой, когда моя, когда мое. Повышается концентрация внимания у всех обучающихся, начинают внимательно слушать. Затем мы можем использовать метод «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника. (Например: моя ручка или мой; мой папа или моя).

Для релаксации можно применять метод «Физкультминутка», чтобы детям было не скучно и они не устали, сидя.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Мы решили закаляться, раз-два, раз-два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз-два, раз-два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз-два, раз-два!

Не забудем растереться, раз-два, раз-два! (имитация растирания полотенцем)

Для развития критического мышления, внимательного отношения к этапам урока можно использовать метод «Мудрая сова». В конце урока ученики вместе с учителем говорят о достигнутой ими цели, определяют, что нужно закрепить, выделяют для себя вопрос, на который дома нужно будет найти более полный ответ. Таким образом достигается цель, поставленная учителем. Основная цель учителя — заинтересовать учащихся уроком.

Литература:

1 Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению.

2 О. В. Курбатова, Л. Б. Красноперова, С. А. Солдатенко. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению.

3 М. А. Курьянов, В. С. Половцев Активные методы обучения.

4 https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/

5 https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/03/05/aktivnye-metody-obucheniya

6 Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazika-v-klasse-1890985.html? (дата обращения: 20.04.2022).

7 Грицанова, Л. А. Активные методы обучения / Л. А. Грицанова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/01/04/aktivnye-metody-obucheniya90985.html? (дата обращения: 20.04.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, активный метод обучения, учитель, Российская Федерация, Узбекистан, друг, начало урока, узбекский язык обучения, урок, этап урока.


Похожие статьи

Игровая форма как активный метод обучения русскому языку...

Традиционные методы обучения стали менее эффективными. Традиционные уроки рассчитаны на учеников среднего уровня, поэтому слабым

Перед учителями русского языка и литературы национальных классов стоит непростая задача в отборе методов и приемов при...

Использование активных методов и форм обучения на уроках...

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7

На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно...

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов.

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

Методы итехника обучения. Беседа, чтение текста, ответы на вопросы, выполнение

1. Какие виды обучения существуют в Узбекистане? 2. Когда вы стали студентом?

Понятие объекта в русском языке очень широкое. Оно охватывает как конкретные предметы, которые...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Русский язык — один из наиболее развитых, совершенных и широко распространенных

Русский язык в Узбекистане имеет свои исторические корни и до настоящего времени

В преподавании русского языка в узбекской школе необходимо использовать следующие...

Вопросы преподавания русского языка студентам...

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя.

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Некоторые вопросы обучения восприятия и выразительному...

На уроках узбекского языка в школах с русским языком обучения Республики Узбекистан важное место занимает чтение учебных и художественных текстов. Они в основном направлены не только для изучения языковых явлений, но и для развития личности учащихся.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Использование интерактивного метода обучения на уроках... В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации. Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса.

Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени...

Похожие статьи

Игровая форма как активный метод обучения русскому языку...

Традиционные методы обучения стали менее эффективными. Традиционные уроки рассчитаны на учеников среднего уровня, поэтому слабым

Перед учителями русского языка и литературы национальных классов стоит непростая задача в отборе методов и приемов при...

Использование активных методов и форм обучения на уроках...

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7

На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно...

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов.

Разработка занятия по русскому языку на тему... | Молодой ученый

Методы итехника обучения. Беседа, чтение текста, ответы на вопросы, выполнение

1. Какие виды обучения существуют в Узбекистане? 2. Когда вы стали студентом?

Понятие объекта в русском языке очень широкое. Оно охватывает как конкретные предметы, которые...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Русский язык — один из наиболее развитых, совершенных и широко распространенных

Русский язык в Узбекистане имеет свои исторические корни и до настоящего времени

В преподавании русского языка в узбекской школе необходимо использовать следующие...

Вопросы преподавания русского языка студентам...

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя.

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Некоторые вопросы обучения восприятия и выразительному...

На уроках узбекского языка в школах с русским языком обучения Республики Узбекистан важное место занимает чтение учебных и художественных текстов. Они в основном направлены не только для изучения языковых явлений, но и для развития личности учащихся.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Использование интерактивного метода обучения на уроках... В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации. Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса.

Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени...

Задать вопрос