Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 1553 раза

Библиографическое описание:

Себелева, Н. В. Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Себелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/411/89993/ (дата обращения: 20.04.2024).



Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста

Себелева Наталья Васильевна, студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.)

В статье рассматривается проблема ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, а также диагностика ориентировки в пространстве с помощью методик.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, диагностика, младший дошкольный возраст.

The article changes the problem of orientation on the surface in children of primary preschool age, as well as the diagnosis of orientation on the surface using the technique.

Keywords: orientation in space, diagnostics, younger preschool age.

Важность изучения способности ориентироваться в пространстве определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления. Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не сыграло бы существенной роли.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления [3].

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др. установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками [2].

В свете этих данных актуальным представляется развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания [1].

Исследование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад» г. Новокузнецк. Исследование охватило воспитанников младшей группы дошкольного образовательного учреждения. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 20 детей, одной возрастной группы. Все дети адаптированы к дошкольному образовательному учреждению и посещают детский сад регулярно. Работа проходила в три взаимодействующих этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Первым этапом мы провели констатирующий эксперимент. Целью эксперимента являлось выявление уровней сформированности ориентировки в пространстве у младших дошкольников.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие диагностические методики: Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностика пространственных представлений ребенка» Вторая методика дидактическая игра «Поиграем с зайчиком» и третья «Изучение пространственных представлений» Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А.

В начале, мы провели диагностическую методику Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностика пространственных представлений ребенка», которая содержала одиннадцать серий заданий. В своей работе мы использовали четыре серии заданий, в соответствии с возможностями нашей возрастной группы.

Методика проводилась в свободное время после занятий, на прогулке, во 2 половину дня в индивидуальной форме. Создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

При оценке ответов мы опирались на такие показатели как:

— понимание различных пространственных характеристик;

— самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики;

— точность, автоматизированность, самостоятельность выполнения действий;

— использование помощи педагога.

Ответы детей разделяли на три уровня:

— высокий уровень: относятся дети, которые правильно понимали различные ориентировочные характеристики, с легкостью определяли правые и левые части тела, отвечали достаточно быстро не задумываясь;

— средний уровень: относятся дети, которые правильно обозначали правые и левые части тела, но допускали незначительные ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога;

— низкий уровень: относятся дети, которые не различают правые и левые части тела даже после озвучивания их взрослым, ребенок не выполняет задание.

Таким образом, диагностика показала:

— высокий уровень — не показал ни один ребенок;

— средний уровень — 35 % это дети, которые правильно обозначали правые и левые части тела, но допускали незначительные ошибки при выполнении заданий, связанных с пониманием и употреблением предлогов; им требовалось время на обдумывание ответов и стимулирующая помощь педагога;

— низкий уровень — 65 % относятся дети, которые не различают правые и левые части тела даже после озвучивания их взрослым, ребенок выполняет задание только с помощью взрослого.

Таким образом, мы видим, что знания детей минимальны, они плохо ориентируются на схеме собственного тела, на задания связанные с пониманием и употреблением предлогов большая часть детей отвечали неверно или допускали значительные ошибки.

В качестве второй диагностической методики мы провели игру «Поиграем с зайчиком», целью которой является выявления умений ориентироваться от себя.

При ответе детей мы опирались на следующие показатели:

— понимание пространственных характеристик и правильное выполнение задания;

— самостоятельность ребенка при выполнении действий;

— использование помощи педагога.

Ответы детей оценивались по следующей шкале:

1 балл — ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов взрослого;

2 балла — ребенок понимает смысл обозначений: вверх вниз, впереди сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки;

3 балла — ребенок понимает смысл обозначений: вверх вниз, впереди — сзади, слева — справа, над — под.

Результаты исследования по второй методики мы отобразили в таблице

Таким образом, мы видим, что на высоком уровне ни одного ребенка

На среднем уровне — 35 % данные дети правильно выполнили задания, но с небольшой помощью педагога.

На низком уровне — 65 % дети правильно выполняли задания, только при помощи педагога.

Полученные данные позволяют придерживаться следующих выводов, у большинства детей экспериментальной группы наблюдаются недостаточно сформированная ориентировка в пространстве. Дети не понимают различные ориентировочные характеристики, с заданиями справляются исключительно с помощью взрослого.

Третья методика «Изучение пространственных представлений» автор Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А, которая содержала семь заданий. В своей работе мы использовали четыре задания, в соответствии с возможностями нашей возрастной группы.

При ответе детей мы опирались на следующие показатели:

— точность при выполнении;

— самостоятельность выполнения действий;

— помощь педагога при выполнении.

В результате получили следующие уровни освоения ориентировки «на себе», «от себя»:

— высокий уровень — ни один ребенок;

— средний уровень дети допускали незначительные ошибки при соотнесении определенных частей тела, на вопросы отвечали верно, но с небольшой помощью педагога;

— низкий уровень — 62 % детей, сюда относятся: дети отвечали на вопросы только при помощи педагога, показывали названные части тела неверно, продемонстрировали низкие знания основных пространственных направлений.

Обобщая полученные результаты можно сделать вывод, что на низком уровне сформированности ориентировки в пространстве находится 60 % детей от общего количества, на среднем уровне — 40 % и на высоком ни одного ребенка. Дети плохо ориентируются на схеме собственного тела, от себя, допускают ошибки при соотнесении определенных частей тела.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что не у всех детей младшей группы сформирована ориентировка в пространстве.

Это указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию ориентировки в пространстве. Результаты, полученные в ходе диагностики, будут учитываться при проведении формирующего этапа экспериментальной работы.

Литература:

  1. Кудинова, М.И. формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений [Текст]/ М.И Кудинова, Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 3–2. — С. 360–364;
  2. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]/ Формирование восприятия пространства и пространственных представлений/ А. А. Люблинская СПб, ст. под ред.Афанасьева Б. Г.. — М.: Известия АПИ РСФСР, 2006. — 223 с.
  3. Мусейибова, Т.А., Корнеева, Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей [Текст] –Т.А Мусейибова, М.: Владос, 2003. — 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространство, левая часть тела, высокий уровень, младший дошкольный возраст, ответ детей, уровень, возрастная группа, помощь педагога, употребление предлогов.


Похожие статьи

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Дети бегут по группе, проговаривая загадку: Братцы в гости снарядились

Предлоги появляются в речи дошкольника позже всех знаменательных частей речи и раньше

При обучении детей практическому употреблению простых пространственных предлогов «на»...

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Состав группы детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы ощутимо

Дошкольники с ОНР в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к — у, в

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление

ребенок, сюжет сказки, пространственная ориентация, дошкольный возраст, детский сад, отношение, ориентировка, Ориентировка детей, задание...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада.

Столяра подчеркивается, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, научить...

Формирование пространственных представлений у младших...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений у дошкольников...

(Можно посадить детей полукругом и сесть напротив них). Одновременно дети выполняют словесные команды педагога

Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / Н. И. Шевлякова.

Оценка уровня сформированности пространственных...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного

 В статье описываются технологии оценки уровня сформированности пространственных

Также точность экспертной психолого-педагогической оценки можно повысить с помощью парных...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у

Психолого-педагогическое сопровождение детей... Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение...

1-й уровень — Овладение пространством собственного тела (телесность, схема тела).

Коррекционная работа педагога-психолога по формированию пространственных

После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов)...

Похожие статьи

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Дети бегут по группе, проговаривая загадку: Братцы в гости снарядились

Предлоги появляются в речи дошкольника позже всех знаменательных частей речи и раньше

При обучении детей практическому употреблению простых пространственных предлогов «на»...

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Состав группы детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы ощутимо

Дошкольники с ОНР в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к — у, в

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление

ребенок, сюжет сказки, пространственная ориентация, дошкольный возраст, детский сад, отношение, ориентировка, Ориентировка детей, задание...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада.

Столяра подчеркивается, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, научить...

Формирование пространственных представлений у младших...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений у дошкольников...

(Можно посадить детей полукругом и сесть напротив них). Одновременно дети выполняют словесные команды педагога

Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / Н. И. Шевлякова.

Оценка уровня сформированности пространственных...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного

 В статье описываются технологии оценки уровня сформированности пространственных

Также точность экспертной психолого-педагогической оценки можно повысить с помощью парных...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у

Психолого-педагогическое сопровождение детей... Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение...

1-й уровень — Овладение пространством собственного тела (телесность, схема тела).

Коррекционная работа педагога-психолога по формированию пространственных

После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов)...

Задать вопрос