Физическая культура в профилактике умственного утомления студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Голованов, И. С. Физическая культура в профилактике умственного утомления студента / И. С. Голованов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90425/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье авторы стараются показать важность наличия физической культуры и спорта в жизни студентов

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, утомление, учебная нагрузка

.

Студенты относятся к категории людей, которые сильно подвержены утомлению вследствие наличия постоянной умственной деятельности, частых недосыпов, стрессов перед экзаменами и контрольными. А также, учитывая, что требования к студентам во время учебно-образовательного процесса заметно увеличились по сравнению с предыдущими ступенями обучения.

В студенческом возрасте, а именно в 18–25 лет созревают практически все структуры нервной системы, определяющие восприятие, обработку и хранение поступающей информации. Это относится как к периферической, так и к центральной нервной системе. Поэтому отслеживание своего психологического и физического состояния является важной составляющей жизни студента. [1]

Интенсификация учебного процесса в вузе, о которой было сказано выше, приводит к увеличению учебной нагрузки, что вызывает значительное ухудшение работоспособности и здоровья студентов, уже отмеченное на первом курсе.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют [4]:

  1. Специальные знания, умения, навыки, а также психофизиологические качества (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем),
  3. Психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т. д.).

На работоспособность в любой момент влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.

Одной из главных причин снижения работоспособности является утомление

Утомление — это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости [5].

Характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову) [9] указана в таблице 1

Таблица 1

Симптомы

Степень переутомления

Начинающиеся

Легкое

Выраженное

Тяжелое

Снижение работоспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегченной нагрузке

Без видимой нагрузки

Симптомы

Начинающиеся

Легкое

Выраженное

Тяжелое

Компенсация понижения работоспособности волевым усилием

Не требуется

Полностью

Неполностью

Незначительно

Эмоциональные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительность

Угнетение, резкая раздражительность

Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Нет

Трудно сосредоточиться

Временами забывчивость

Заметное ослабление внимания и памяти

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Частые головные боли, потеря аппетита

Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, предоставление отпуска

Лечение

Чтобы не усугублять ситуацию, нужно принимать меры заранее.

Существует один действенный, и в то же время самый простой, способ для восстановления былого интереса к работе и повышения эффективности деятельности. Это всем нам известный сон, во время которого, по мнению многих специалистов, протекают интенсивные восстановительные процессы, в первую очередь в клетках головного мозга. Гигиена сна имеет огромное значение для умственного труда. [10]

Самым эффективным средством после сна в борьбе нервно эмоциональным и психологическим утомлением является физическая культура. Актуальность физической культуры обусловлена тем, что она представляет особый вид деятельности, средство и способ физического оздоровления и совершенствования личности.

Для плодотворной работы после сна необходимо пробудить свой организм. Для этого отлично подходит утренняя зарядка. Она занимает не много времени, но эффект от нее отразится на всем дне. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом и используют такие средства как кофе и энергетические напитки, которые помогают лишь на время и вредят здоровью.

Говоря про физические упражнения и тренировки можно сказать, что их формы очень разнообразны. Чаще всего это самостоятельные групповые (игры, походы) или индивидуальные (бег, плавание) занятия. Для студенческой жизни самое оптимальное будет занятие бегом и плаванием. Однако каждому стенду можно подобрать свой комплекс упражнений удобный для него.

Могу предложить следующий базовый комплекс: разминка, «велосипед», «ножницы», отжимания и приседания. Данных упражнений будет достаточно для поддержания себя в тонусе и повышения работоспособности.

Также еще очень важный совет — это следить студенту за своим питанием. Наш организм получает энергию из пищи, поэтому от ее качества зависит здоровье и жизненная энергия. Даже если студент не имеет возможности постоянно следить за своим питанием, все равно следует отказаться от вредных продуктов и фастфуда.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сказать, что умственная работоспособность является важным показателем состояния здоровья человека. И от личных действий студента зависит уровень данной работоспособности, и вследствие этого учебные достижения студента и его личная жизнь.

Литература:

  1. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. — М.: изд-во Просвещение, 1999. — С.180–190
  2. Наумченко И. Л. Самостоятельный труд студентов [Текст] / И. Л. Наумченко. — Саратов, СГУ, 1984. — 146 с
  3. Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу [Текст] / В. Н. Cоловьѐв. — Ижевск, Удмуртский государственный университет. — 2004. — № 8. — С. 69–72.
  4. Шамшина, Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности [Текст] / Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е.А., Гаврилова. — Тамбов: изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2010. — 40 с.
  5. Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности быта и отдыха [Текст] / М. Я. Валенский // Теория и практика физ. культуры. — 1989. — № 3. — С. 60–64.
  6. Дмитриев, А. Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся [Текст] / А. Д. Дмитриев // Гигиена и санитария. — 1994. — № 8. — 32 с.
  7. Крамской, С. И. Восстановление умственной работоспособности студентов средствами физической культуры и психической саморегуляции [Текст] / Крамской С. И., Бондарь Е. А., Коруковец А. П. — Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2016. — 75с
  8. Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 4. — С. 97.
  9. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 201с.
  10. Огай А. Н., Аванесов А. А., Демьянова Л. М. Профилактика утомления у студентов средствами физической культуры // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033006 (дата обращения: 15.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, время, снижение работоспособности, студент, умственная деятельность, умственная работоспособность, учебная нагрузка.


Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой

Библиографическое описание: Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

Работоспособность в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит

Изменения работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов

Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической...

Влияние физической активности на умственные способности...

Мало того, правильно организованная физическая активность студентов способна повысить и их успеваемость, и способность усваивать знания, что

В данной статье как раз и подвергается анализу влияние физической активности на умственные способности студентов и...

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат... 8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня...

Таким образом, занятия физической культурой как внутри учебного плана института, так и вне его (в свободное от занятий время), является главным методом повышения работоспособности студента, сохранения его здоровья.

Научная организация труда с учетом физиологических процессов...

Работоспособность — состояние человека, определяет возможность физиологических и

Работоспособность человека также зависит от уровня его физической подготовки, степени

умственный труд, работающие, физическая работоспособность, физическая нагрузка...

Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей...

Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной

Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и существенно увеличивает

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности...

Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой

Библиографическое описание: Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

Работоспособность в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит

Изменения работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов

Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической...

Влияние физической активности на умственные способности...

Мало того, правильно организованная физическая активность студентов способна повысить и их успеваемость, и способность усваивать знания, что

В данной статье как раз и подвергается анализу влияние физической активности на умственные способности студентов и...

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат... 8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня...

Таким образом, занятия физической культурой как внутри учебного плана института, так и вне его (в свободное от занятий время), является главным методом повышения работоспособности студента, сохранения его здоровья.

Научная организация труда с учетом физиологических процессов...

Работоспособность — состояние человека, определяет возможность физиологических и

Работоспособность человека также зависит от уровня его физической подготовки, степени

умственный труд, работающие, физическая работоспособность, физическая нагрузка...

Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей...

Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной

Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и существенно увеличивает

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности...

Задать вопрос