Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Калошин, Д. В. Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью / Д. В. Калошин, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90381/ (дата обращения: 16.12.2024).



Научная необходимость изучения специфики эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью обусловлена тем, что эмоциональный интеллект играет крайне важную роль в профилактике алкогольной зависимости, психотерапии и фармакотерапии, в предупреждении рецидивов и поддержании ремиссий, в реабилитационном процессе и выздоровлении от алкогольной зависимости.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, алкогольная зависимость, лица зрелого возраста.

Плохие результаты в лечении лиц с алкогольной аддикцией, связаны с тем, что в психологических трудах в области наркологии преобладает анализ биологических инструментов алкогольной аддикции как реальной причины заболевания, но совсем не рассматривается роль самого человека, страдающего от алкогольной зависимости в данном процессе. Попытки вылечить алкогольную зависимость посредствам хорошо подобранного медикаментозного лечения, зачастую не приносят успеха, так как уделяется недостаточно внимания вопросу мотивов к изменению тенденций зависимого поведения [9; 4].

Данный вопрос был рассмотрен в работах следующих ученых: С. Фишера Е. В. Змановской, С. А. Кулакова, А. Е. Личко, В. Д. Менделевича, В. В. Шабалиной и др.

«Адаптация человека к социуму оказывается связанной с разными механизмами, для некоторых из которых эмоциональный интеллект является первостепенно важным положительным фактором, а для других — тормозом» (С. С. Белова) [1, с. 113].

Феномен алкогольной аддикции рассматривается с точки зрения неадаптивного совладеющего поведения, которое обусловлено недостатком функционирования стратегий и возможностей преодоления заболевания. На сегодняшний день недостаточно исследований, которые направлены на рассмотрение роли эмоционального интеллекта, как возможностей адаптации (Mayer J., Solovey P., Д. В. Люсина) [8; 14].

Эмоциональный интеллект является значимым компонентом в процессе профилактики расстройств поведения под воздействием употребления алкоголя, психотерапии, медицины, в профилактике рецидивов болезни, поддержании ремиссии, в процессах реабилитации и выздоровления. Данные аспекты говорят о необходимости исследования особенностей эмоционального интеллекта у людей в зрелом возрасте, страдающих алкогольной аддикцией. Научные исследования касаются феномена личности, совладающего с заболеванием поведения, дефицита внутреннего самоконтроля и организации самооценки, нарушений переживаний временных перспектив при алкогольной аддикции, нарушений саморегуляции, функций самосознания, зависимостей как побочных эффектов социализации, значения внутреннего восприятия, предупреждение и мотивацию на реабилитацию, когнитивное и поведенческое вмешательство в терапию аддикции (Б. С. Братусь, С. П. Елшанский, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский и др.). Однако следует заметить, что особенности эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью не до конца раскрыта [2; 13; 10].

Теоретико-методологические основу исследования составили:

  1. Отечественные и зарубежные подходы к эмоциональному интеллекту, социальному интеллекту, эмоциональной и социальной компетентности, внутриличностному и межличностному интеллекту (Р. Бар Он, Г. Гарднер, Д. Гоулман, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Робертс, Дж. Мэттьюис, М. Зайднер, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Е. А. Сергиенко, Д. В. Ушаков).
  2. Теория ожидаемого действия алкоголя (Т.П. С. Ои и А. Р. Болдуин), результаты и выводы актуальных отечественных исследований социальных предпосылок проблемной алкоголизации (Я. И. Гилинский, И. Н. Гурвич, Ю. Симпура, Г. Г. Заиграев, и др.).
  3. Проблемы зависимого поведения в работах С. Фишера, А. Голдберга, российских ученых В. В. Барцалкиной, А. О. Бухановского, Н. В. Дмитриевой, Е. В. Змановской, С. А. Кулаковым, Ц. П. Короленко, Н. С. Курек, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, О. С. Петровой, В. И. Шабалиной и др.

На основании проведенного теоретического анализа подходов к изучению эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью можно говорить о том, лица зрелого возраста с алкогольной зависимостью имеют значимо более низкие значения по общему уровню эмоционального интеллекта, а также по шкалам: понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, межличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций, чем лица зрелого возраста без алкогольной зависимости [5; 9].

Лица зрелого возраста с алкогольной зависимостью имеют значимо более низкие значения по общему уровню эмпатии, по шкалам интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация, чем лица зрелого возраста без алкогольной зависимости. Лица зрелого возраста без алкогольной зависимости имеют значимо более высокий уровень эмпатии [6; 12].

Из этого можно сделать вывод, что поведение при алкогольной зависимости характеризуется страхом перед повседневной жизнью, боязнь завтрашнего дня, боязнь действовать и отвечать за свои действия и поступки, вечный поиск ярких, сильных эмоциональных переживаний. При этом, лицемерие и непоследовательность в выраженном эгоцентризме, навязчивом контроле всех и всего, попытках бравады и двойственности мышления.

Проведенный теоретико-методологический анализ позволил расширить научные представления об особенностях эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной аддикцией,атакже далвозможность использования полученных результатов при разработке и реализации программ психологической реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. Также результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной психологической работы с лицами с алкогольной зависимостью.

Респондентами были 30 мужчин и женщин с диагностированной алкогольной зависимостью в экспериментальной группе и 30 мужчин и женщин, не имеющих алкогольную зависимость в контрольной группе.

При проведении эмпирического исследования использовались следующие методики: Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Для достижения поставленной цели исследования проведен сравнительный анализ результатов лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью и лиц зрелого возраста без алкогольной зависимости для выявления особенностей эмоционального интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью.

Эмоциональный интеллект — это умение ориентироваться в действительном эмоциональном мире человека: осознавать эмоции и предугадывать смысловые оттенки отношений, использовать собственные эмоции для осуществления задач, сталкивающихся с разными смыслами и подтекстами в отношениях. Главными составляющими эмоционального интеллекта являются: собственное мировоззрение, выдержка и самообладание, социальная чуткость и эмпатия, управление отношениями и эмоциональное лидерство. А поведение лиц с алкогольной зависимостью характеризуется страхом перед повседневной жизнью, боязнь завтрашнего дня, боязнь действовать и отвечать за свои действия и поступки, вечный поиск ярких, сильных эмоциональных переживаний. Такое поведение влечет за собой снижение способностей лиц зрелого возраста понимать чужие эмоции. Когда человек не понимает чужие эмоции, он не может ими управлять. Отражением перечисленных ранее особенностей лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью является снижение потенциальных возможностей этих лиц понимать свои эмоции.

Нарушение отдельных компонентов общего эмоционального интеллекта влечет за собой и снижение значений лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью по шкалам межличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций и общего эмоционального интеллекта.

К свойствам личности с алкогольной зависимостью отечественные и зарубежные ученые относят такие проявления, как:

— внутренний сбой при наступлении у человека каких-либо трудностей;

— перманентная лживость по мелочам, нездоровая хитрость;

— любое данное обещание тут же нарушается;

— все время оправдывается, унижается, и снова оправдывается, по пути обвиняя в этом других;

— подозрительность и недоверчивость к другим, не проходящее состояние обиды;

— и при этом тревожность и поиск поддержки у окружающих.

Следовательно, вполне ожидаемыми являются более низкие показатели понимания мыслей и чувств другого человека лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью, чем лиц зрелого возраста без алкогольной зависимости. Подозрительность и недоверчивость к другим лишает лица зрелого возраста с алкогольной зависимостью возможности формировать на уровне интуиции различные сведение о партнерах по коммуникации. Существующая у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью потребность оправдываться негативно отражается на их потенциальных возможностях формировать у себя установки, способствующие эмпатии, опосредуя формирование установок, препятствующих эмпатии. Перманентная лживость по мелочам и нездоровая хитрость не позволяют лицам зрелого возраста с алкогольной зависимостью создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. А высокий уровень их тревожности лишает возможности понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера по коммуникации.

Результаты, которые были получены, подтверждают выдвинутые нами гипотезы о том, что у лиц с алкогольной зависимостью существуют особенности эмоционального интеллекта; у лиц с алкогольной зависимостью показатели эмоционального интеллекта ниже, чем у лиц без алкогольной зависимости.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ психологической реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. Также результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной психологической работы с лицами с алкогольной зависимостью.

Литература:

  1. Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Москва: Институт психологии РАН, 2004. — С. 109–119.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности //М.: Издательство RUGRAM, 2021 г. — 453с.
  3. Диагностика и коррекция коммуникативных девиаций и эмоциональных нарушений у школьников: психологический практикум / сост. И. В. Журлова // Минск: Красико-Принт, 2014. — 96с.
  4. Елшанский С. П., Осипова Е. И., Семенов Д. В., Быков Р. С. Коммуникативные особенности больных с сочетанной зависимостью от героина и алкоголя // Нижний Новгород: Вестник Мининского университета, 2019. — Том. 7. — № 1. — 19 с.
  5. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы. // М.: Питер, 2017. — 824 с.
  6. Кулаков С. А., Ваисов С. Б. Руководство по реабилитации нарко-зависимых / С. А. Кулаков, С. Б. Ваисов. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
  7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
  8. Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением // М.: Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2015. — Т. 12. — № 3. — 164 с.
  9. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии // СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
  10. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения /М.: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004 г., 192 с.
  11. Современные представления об эмоциональном интеллекте/ Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования // М.: Институт психологии РАН, 2014. — 194 с.
  12. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников // СПб.: Медпресса, 2012. — 180 с.
  13. Ялтонский В. М., Ялтонская А. В., Сирота Н. А., Московченко Д. В. Психометрические характеристики русскоязычной версии краткого опросника восприятия болезни//М.: Психологические исследования, 2017. — Том 10.- № 51.
  14. Mayer John D., Caruso David R., Salovey Peter The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Department of Psychology, University of New Hampshire, USA, Emotion Review, 2016. — Vol. 8. — No. 4. — P. 290–300.
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная зависимость, зрелый возраст, эмоциональный интеллект, лицо, интеллект лиц, вечный поиск, зависимое поведение, завтрашний день, индивидуальная психологическая работа, межличностный эмоциональный интеллект.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, алкогольная зависимость, лица зрелого возраста

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Комплексная система оценки, профилактики и оказания медико-психологической помощи пациентам трудоспособного возраста, страдающим ожирением в сочетании с нарушением пищевого поведения

Ожирение, как одна из форм пищевых расстройств у лиц, страдающих зависимостью. Данная проблема в последнее время привлекает всё большее внимание неврологов, психиатров, эндокринологов, как негативно влияющая на процессы лечения и реабилитации.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью

В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Особенности эмоциональной сферы лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье рассматривается проблема здоровья и факторов, влияющих на него. Здоровье является системным понятием. Оно подвержено влиянию социальных, биологических и психологических факторов. Психологические факторы, влияющие на здоровье и болезни, разно...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Комплексная система оценки, профилактики и оказания медико-психологической помощи пациентам трудоспособного возраста, страдающим ожирением в сочетании с нарушением пищевого поведения

Ожирение, как одна из форм пищевых расстройств у лиц, страдающих зависимостью. Данная проблема в последнее время привлекает всё большее внимание неврологов, психиатров, эндокринологов, как негативно влияющая на процессы лечения и реабилитации.

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью

В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Особенности эмоциональной сферы лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье рассматривается проблема здоровья и факторов, влияющих на него. Здоровье является системным понятием. Оно подвержено влиянию социальных, биологических и психологических факторов. Психологические факторы, влияющие на здоровье и болезни, разно...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Задать вопрос