Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Федорова, Ю. А. Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте / Ю. А. Федорова, А. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90368/ (дата обращения: 25.04.2024).



Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.

Ключевые слова: агрессия, одиночество, индивид, юношество, социальные сети, деструктивное поведение, аутоагрессия.

Рост популярности социальных сетей дает возможность все время оставаться на связи с друзьями, родными, заводить новые знакомства, но при этом всем не решают до конца проблему одиночества. Виртуальное взаимодействие не обеспечивает достаточных эмоциональных связей, в потоке знакомств теряется аутентичность, снижается уровень эмпатии и доверия, во многом общение становится поверхностным, ему не хватает глубины.

В юношеском возрасте стремление преодолеть одиночество часто становятся причиной деструктивного поведения, что порождает трудности в личностном развитии. Переживание субъективного одиночества у студентов может перерасти в устойчивое негативное состояние, накладывающее отпечаток на другие сферы жизнедеятельности личности и даже стать причиной потери смысла жизни.

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение трудностей и сомнений в достижении успеха закрепляется в поведении, компенсации и после становится устойчивым свойством личности. Появление и закрепление тревожности как свойства личности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, таких как: возможность занять внутреннюю позицию взрослого человека, как полноценного члена общества; потребность в общении; потребность в труде; потребность в формировании собственных нравственных установок, ценностей и временной перспективы.

Под агрессией понимается целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, которое нарушает нормы и правила сосуществования людей в обществе и наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб или психологический дискомфорт [1].

Одиночество рассматривается как негативное переживание, которое возникает в следствие неудовлетворения потребности в общении и взаимодействии с группой или человеком, разделения с ними эмоционального состояния и понимания индивида близкими людьми [2].

Юношеский возраст наиболее подвержен риску формирования чувства одиночества и проявления агрессивного поведения в связи с неопределенной до конца идентичностью, которая может быть следствием педагогической запущенности в семье, проблем адаптации в университете, разочарование в романтической любви и так далее. Юноша, у которого отсутствуют четкие жизненные цели, становится наиболее чувствителен к противоречиям между своим представлением идеального мира и реального, что может породить агрессию по отношению к окружающему социуму и самому себе, что ведет к ощущению себя одиноким и отчужденным [3].

Переживание одиночества и агрессивность ведут к тому, что личность может потерять тесное и доверительное общение с важными людьми, быть непонятыми и отвергнутыми обществом. Оба феномена могут привести к негативным последствиям для личности (развитие депрессии, снижение самооценки, ощущение потери энергии).

В результате проведенного исследования мы предприняли попытку выяснить степень влияния этих феноменов друг на друга и как каждый вид одиночества и агрессии связан между собой.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение является показателем переживанием субъективного одиночества.

Для проверки выдвинутых гипотез были подобраны следующие методики:

1) опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина);

2) опросник «Тест агрессивности» (Л. Г. Почебут).

С помощью выбранных нами методик мы провели диагностику студентов на предмет выявления вида и уровня переживаемого одиночества и агрессии. По результатам которых был проведен статистический анализ при помощи корреляционного анализа Спирмена.

С помощью корреляционного анализа Спирменa выявили две корреляционных связи между субъективным переживанием одиночества и агрессией. Это означает, что эти феномены связаны друг с другом. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи переменных субъективного переживания одиночества и агрессивности студентов

Переменные

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

1

Диффузное одиночество

0,34*

0,09

2

Состояние одиночества (без опред. вида)

0,2

-0,49**

Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Так же нами были выявлены корреляционные связи между отдельными видами одиночества, что говорит о их взаимосвязи. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционные связи переменных видов одиночества студентов

Переменные

Состояние одиночества (без опред. вида)

1

Отчуждающее одиночество

0,5 **

2

Диссоциирующее одиночество

0,49**

Примечание: Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Корреляционные связи были обнаружены и меду конкретными видами агрессии среди студентов, что свидетельствует о их связи друг с другом. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Корреляционные связи переменных видов агрессивности студентов

Переменные

Физическая агрессия

Самоагрессия

1

Вербальная агрессия

0,5**

0,1

2

Эмоциональная агрессия

0,1

0,4*

Примечание: наличие корреляционной связи обозначено жирным шрифтом. Знаком «*» отмечена корреляция значимая на уровне 0,05. Знаком «**» отмечена корреляция, значимая на уровне 0,01.

Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь переживания субъективного одиночества с конкретными формами проявления агрессивности подтвердилась.

Студенты, переживающие диффузное одиночество, которое проявляется в подозрительности в межличностных отношениях и сочетании противоречащих личностных и поведенческих характеристик, склонны к эмоциональному отчуждению и недоброжелательности к партнеру во время конфликта. Это можно связать с тем, что диффузное одиночество отражается в преобладании тенденции идентифицировать себя с другими людьми и социальными группами, так как в юношеском возрасте образ собственного «Я» не сформирован до конца. Сочетание противоречащих характеристик личности может порождать в конфликте как отчуждение и неприязнь.

А также, чем более управляемо и позитивно переживаемое одиночество, тем более устойчива личность в агрессивной среде. Переживание студентами собственной индивидуальности, которая обусловлена оптимальным соотношением результатов идентификации и обособления дает почву для динамического равновесия и психологической устойчивости личности, которая не позволяет проявляться аутоагрессии (самообвинению и самобичеванию).

Литература:

  1. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60–72.
  2. Гасанова П. Г., Омарова М. К. Психология одиночества [Текст] / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова // — Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев). — 2017. — 76 с.
  3. Примаков В. Л., Саутина Е. Г. Одиночество студенческой молодежи как социальный феномен [Текст] / В. Л. Примаков, Е. Г. Саутина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2018. — № 1 (794).
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, агрессия, диффузное одиночество, субъективное одиночество, агрессивное поведение, взрослый человек, внутренняя позиция, временная перспектива, деструктивное поведение, жирный шрифт.


Похожие статьи

Психологические особенности проявления агрессии...

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, юношеский возраст, самооценка. Проблема агрессивности одна из самых значительных и актуальных проблем современной психологии и педагогики. Агрессивное поведение или агрессия рассматривается в...

Особенности субъективного чувства одиночества...

Люди с таким видом одиночества крайне амбивалентны в своем поведении.

Большинство людей, испытывающих диффузное одиночество — это люди, растворенные в

Юношеский возраст — это продолжение развития, а одиночество, как уже было сказано, — толчок к...

Субъективное переживание одиночества в старшем...

Ключевые слова: одиночество, субъективное чувство одиночества, подростки.

Юношеское «я» еще неопределенно и расплывчато, оно зачастую переживается как

Одиночество — критически индивидуальное, исключительно персональное и зачастую уникальное переживание.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения подростка XXI века. Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни. И в связи с...

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

Одиночество – ощущение субъективное. Человек может жить в уединении и не ощущать себя одиноким, а может постоянно вращаться в самых разных обществах, быть в центре внимания – и все же чувствовать себя. В связи с этим Шмелева Н.Е выделяет 2 типа одиночества.

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания...

Ключевые слова: аддиктивное поведение, временная перспектива, самосознание.

Изучением вопросов временной перспективы занимались разные ученые, такие как Б. Г

Среди них больший процент подростков, способных на саморазрушающее и агрессивное по...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст.

Особенности агрессивного поведения подростков. агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник

суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения, молодые люди группы

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение.

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом...

Одиночество — проблема общества XXI века. В связи с ростом городов и населения, человек все

Как правило, одиночество рассматривается с двух позиций: социального окружения и

Поведение человека основано на пессимистических убеждениях и отчаянии, у него...

Похожие статьи

Психологические особенности проявления агрессии...

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, юношеский возраст, самооценка. Проблема агрессивности одна из самых значительных и актуальных проблем современной психологии и педагогики. Агрессивное поведение или агрессия рассматривается в...

Особенности субъективного чувства одиночества...

Люди с таким видом одиночества крайне амбивалентны в своем поведении.

Большинство людей, испытывающих диффузное одиночество — это люди, растворенные в

Юношеский возраст — это продолжение развития, а одиночество, как уже было сказано, — толчок к...

Субъективное переживание одиночества в старшем...

Ключевые слова: одиночество, субъективное чувство одиночества, подростки.

Юношеское «я» еще неопределенно и расплывчато, оно зачастую переживается как

Одиночество — критически индивидуальное, исключительно персональное и зачастую уникальное переживание.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения подростка XXI века. Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни. И в связи с...

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

Одиночество – ощущение субъективное. Человек может жить в уединении и не ощущать себя одиноким, а может постоянно вращаться в самых разных обществах, быть в центре внимания – и все же чувствовать себя. В связи с этим Шмелева Н.Е выделяет 2 типа одиночества.

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания...

Ключевые слова: аддиктивное поведение, временная перспектива, самосознание.

Изучением вопросов временной перспективы занимались разные ученые, такие как Б. Г

Среди них больший процент подростков, способных на саморазрушающее и агрессивное по...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст.

Особенности агрессивного поведения подростков. агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник

суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения, молодые люди группы

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение.

Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом...

Одиночество — проблема общества XXI века. В связи с ростом городов и населения, человек все

Как правило, одиночество рассматривается с двух позиций: социального окружения и

Поведение человека основано на пессимистических убеждениях и отчаянии, у него...

Задать вопрос