Структура бизнес-плана и распространённые ошибки при его разработке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.04.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Порсева, В. В. Структура бизнес-плана и распространённые ошибки при его разработке / В. В. Порсева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90362/ (дата обращения: 19.04.2024).



Грамотная подготовка бизнес-плана является одной из главных задач для большинства организаций в настоящее время. Данная задача напрямую связана с планированием их деятельности. Для того, чтобы открыть новый бизнес также целесообразно составление бизнес-плана, так как с ним открывается широкий спектр возможностей для благополучного функционирования фирмы, эффективности ее работоспособности и тому подобное.

Среди особенностей такого документа как бизнес-план выделяют:

  1. Выбор более успешных, перспективных вариантов в аспектах решений о выходе новой продукции или выходе уже устоявшихся позиций на новые рынки, определение и рассмотрение наиболее целесообразных путей решения вопросов о данных направлениях.
  2. Способствует поиску и привлечению партнеров к реализации бизнес-плана.
  3. Бизнес-план позволяет приблизиться к реальной оценке величины трат на производство и продвижению товаров, соотнести их с тем ценообразованием, которое планируется, а также распознать рентабельность самого бизнес-плана.
  4. Также в возможности бизнес-планов входит оценка предполагаемых путей развития деятельности организации, выяснение контроля внутренних процессов фирмы.
  5. Рассмотрение трудностей и возможных рисков, которые могут оказать воздействие на бизнес-план или помешать его реализации в необходимый срок [1, с. 64].

Стоит заметить, что в последние годы бизнес-план рассматривают чаще с точки зрения документа инвестиционного проекта, основная задача которого привлечение потенциальных кредиторов или инвесторов. Это не совсем правильный подход, ведь план также считается важным внутренним инструментом управления деятельностью и развития организации. Именно из-за данного упущения может уделяться меньше времени и сил на рассмотрение и определение внутренних организационных аспектов бизнес-плана, что можно включить в возможные допускаемые ошибки его разработки [6, c. 57].

Перейдем к рассмотрению разделов бизнес-планов подробнее. Первый элемент плана — резюме. Оно определяется как всестороннее, «концентрированное» описание всего проекта, а именно: его идей, шагов, которые необходимо осуществить для того, чтобы идея работала, затраты на проект, ресурсы, а также итоговые показатели.

Необходимо отметить, что резюме составляется в конце написания бизнес-плана, с учетом всех доработок, иначе оно будет неверным или неполным. Но находится данный раздел в начале документа.

Перейдем к следующему разделу, в который обязательно необходимо включить описание товара или услуг (а именно: наименование, полные характеристики, область применения продукции, ее конкурентоспособность, возможная роль на рынке, патентоспособность, авторские права, факт наличия сертификатов, экологичность и безопасность продукции, лицензирование, сервис, гарантии, а также важный элемент — правила использования).

В этом разделе также необходимо указать характеристики технологий, которые должны быть применены в производстве. Отметим, что продукция или же услуги должны быть описаны наиболее подробно, с акцентом на преимущества, уникальность, с возможностями «отслаивания» от конкурентов, стоит подчеркнуть достоинства, качество товара. Все аспекты, которые смогут удовлетворить запросы покупателей.

Также в документ входит маркетинговый план. Он является планом мероприятий и направлен на необходимый объем продаж и на получение максимальной прибыли для бизнеса и партнеров за счет удовлетворения необходимых потребностей целевой аудитории, рынка.

В данном пункте отражаются такие аспекты как: маркетинговая стратегия развития, продвижения организации, оценка емкости рынка сбыта, полное изучение конкурентов рынка. При создании маркетинговой стратегии обязательно необходимо учесть влияние внешней среды (в него могут входить тенденции развития рынка, экономическая ситуация в стране, экологическая ситуация, связанная с деятельностью предприятия, товарная и ценовая политика, продвижение продукции, также в рамках сегодняшних реалий стоит учесть пандемическую ситуацию в стране) с целью наиболее благоприятной адаптации организации к часто меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую политику, каналы товаропродвижения и продвижение продукции. Особое место уделяется стратегии ценообразования.

Далее идет организационный план, который целиком строится на проработке системы управления предприятием, его кадровой политикой. Пример структуры раздела: организационная структура; основной или ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы и так далее. Структура организации характеризуется такими аспектами как количество звеньев, иерархичность, системой распределения полномочий и обязанностей в вертикальной и горизонтальной структуре системы управления.

Производственный процесс в полной мере отражает производственный план. В него необходимо включить все требования к организации производства продукции, характеристики, состав оборудования, информацию о поставщиках оборудования, все материалы, сырье, а также ориентировочные, максимально приближенные цены на товары, форму и нормы амортизации. А также структуру капитальных вложений; сроки ввода и освоение мощностей; обеспечение экологической и технической безопасности. Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Значимая часть любого бизнес-плана — это финансовый план. Его целью будет определение целесообразности, эффективности бизнеса. Здесь необходимо грамотно, без преуменьшений или преувеличений оценить способность проекта обеспечивать достаточную ликвидность для обслуживания долга кредиторам (или же выплаты дивидендов, если речь о предоставляемых инвестициях).

Как правило, финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами: план прибылей и убытков; план движения денежных средств, расчет показателей эффективности; график достижения безубыточности.

Одним из важнейших по составляющим разделов бизнес-плана является этап оценки рисков. Зачастую специалисты недооценивают значимость данного раздела, не уделяют ему должного внимания. Хотя он описывает потенциальные риски, недочеты, которые могут быть и поэтому особенно важен. Фактор рисков в целом воздействует на финансы, производство и экономику предприятия достаточно сильно. В разделе необходимо полностью описать и проанализировать коммерческие, производственные, возможные финансовые риски. В том числе уделить внимание рискам, связанным с форс-мажорными ситуациями, которые могут быть совершенно непредвиденными.

Далее рассмотрим одни из основных ошибок, которые могут допускаться на разных этапах написания и создания бизнес-плана. На первом этапе, характеризующимся выяснением целей разработки документа, возникают следующие просчеты:

  1. Расплывчатые, нечеткие цели самой разработки;
  2. Неопределенные, двойственные задачи проекта;
  3. Ошибки в определении интересов, потребностей целевой аудитории;
  4. Недостаточный уровень знаний о психологии потенциального клиента, о том, чтобы хотел получить потребитель от фирмы определенной направленности;
  5. Сюда же может входить полное игнорирование каких-либо предпочтений будущей аудитории;
  6. Неверные расчёты, связанные с предполагаемыми результатами разработки документа.

На второй стадии — создание плана работ по подготовке бизнес-плана, могут совершаться такие ошибки, как:

  1. Отсутствие опыта в разработке у членов рабочей группы;
  2. Некорректное делегирование задач, обязанностей между сотрудниками — участниками создания бизнес-плана;
  3. Закрепление за специалистом тех функций и требований, которые он не исполнял до этого или не должен выполнять в рамках своей деятельности;
  4. Некорректный выбор специалистов, также это может быть связано с тем, что разработка производится в краткие сроки и этапам не отводится должного внимания;
  5. Недочеты и оплошности при рассмотрении и формировании структуры частей бизнес-плана;
  6. Неграмотное определение объема работ по созданию бизнес-плана и некорректное составление графика их реализации.

В третью стадию входят ошибки, связанные с нахождением и объединением информации и непосредственно само создание документа.

  1. Не всесторонний и недостаточно глубокий анализ рынка;
  2. Недочеты, оплошности при поиске, обработке, исследованию всех нужных сведений для реализации плана;
  3. Составление таких элементов бизнес-плана как резюме и краткое содержание до полноценного завершения остальных разделов;
  4. Применение недостаточно корректных данных и информации, которые отражают ложные или частично ложные сведения, положение дел;
  5. Также в данный спектр ошибок входит нахождение неполной информации о необходимом виде производства продукции (или услуг).

Последний этап — анализ бизнес-плана, оценка его выполнения. На самом последнем этапе зачастую обнаруживается наибольшее количество ошибок, это может быть связано с недочетами в начале составления документа и с оплошностями его реализации, рассмотрим основные из них:

  1. Недостаточная осознанность и отсутствие опыта специалиста, дающего оценку бизнес-плана;
  2. Неосознавание необходимости обновления или же полного пересмотра бизнес-плана специалистами по его составлению или же руководящим составом;
  3. Соблюдение неверной последовательности анализа и оценки документа;
  4. Какие-либо недочеты в расчетах, этапах, интерпретации результатов оценки;
  5. Также в данный тип ошибок можно отнести неточное определение причин нарушений, несоответствий с бизнес-планом, если они будут, а также отклонение от необходимых результатов;
  6. Неграмотный, неполный анализ выявленных ошибок, нарушений. Такое случается, если проверяет некомпетентный сотрудник или же закрываются глаза на недочеты вследствие жестких ограничений по срокам реализации плана.

Таким образом, анализируя выше приведенные ошибки, допускаемые в процессе составления бизнес-проекта и рекомендации по их устранению, можно сделать вывод, что понимание выявленной проблемы важно, так как, в конечном итоге, это способствует не только одобрению заявки фирмы на получение инвестиций, но и успешному открытию и ведению бизнеса в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
  2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 // http://www.consultant.ru
  3. Иночкина Н. В., Семенова Д. П. Проблемы и распространенные ошибки при составлении бизнес-плана // [Электронный ресурс] // Киберленинка 2018 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-rasprostranennye-oshibki-pri-sostavlenii-biznes-plana (дата обращения 03.11.2021)
  4. Лытнева Н. А., Парушина Н. В., Белокопытов А. М. Аналитические процедуры и методические подходы к составлению бизнес плана организации // [Электронный ресурс] // Киберленинка 2017 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskie-protsedury-i-metodicheskie-podhody-k-sostavleniyu-biznes-plana-organizatsii (дата обращения 03.11.2021)
  5. Кольцова О. В. Назначение и особенности реализации бизнес-плана / О. В. Кольцова // Социально-экономические явления и процессы. — № 1. — 2015. — С. 64–67
  6. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. — С. 352.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, должное внимание, недочет, продвижение продукции, раздел, риск, создание бизнес-плана, целевая аудитория, ценовая политика.


Похожие статьи

Комплексный подход к изучению целевой аудитории...

Именно несоответствие потенциальной целевой аудитории и ЦА прямого потребления приводит к упадку продаж, следственно и

Специалисты по маркетинговым технологиям данного бренда акцентировали потребительское внимание в рамках своей продукции на...

Тенденции маркетинговых решений текущего года | Молодой ученый

Чтобы бизнес был успешным необходимо контролировать изменения желаний целевой аудитории и создавать новые предложения

Она должна привлекать внимание. Реклама должна делать акцент на уникальные черты и свойства товара, которые отличают его от других.

Процесс формирования маркетинговой стратегии: основные...

Главное внимание при формулировании маркетинговой стратегии должно быть сфокусировано на соответствии продуктов или услуг потребностям клиентов, что в свою очередь является ключом для развития долгосрочных и выгодных отношений с ними.

Сравнительный анализ современных методов интернет-маркетинга

В статье проведен анализ эффективности применения методов интернет-маркетинга в условиях цифровой экономики. Поскольку подавляющее большинство людей проводят значительное количество времени в социальных сетях, интернет-маркетинг стал неотъемлемой частью...

Проблемы продвижения услуг на рынке B2B | Статья в сборнике...

Все каналы продвижения должны быть согласованными и являться звеньями цепочки единой стратегии формирования интегрированных

потенциальный клиент, мероприятие, приоритетная целевая аудитория, эффективное воздействие, выбор субподрядчика, канал...

Применение дисконтных программ в организациях...

Очень часто производство дисконтных карт необходимо при проведении различных рекламных кампаний. В силу наличия на их поверхности всей необходимой информации о компании, они служат непосредственным средством рекламы.

Позиционирование предприятия как маркетинговая стратегия...

Особое внимание уделено раскрытию понятия «позиционирование», являющееся составной частью маркетингового исследования предприятия.

Библиографическое описание: Климушкина, О. П. Позиционирование предприятия как маркетинговая стратегия продвижения...

Анализ инструментов и методов маркетинга | Статья в журнале...

Еще один нюанс ценовой политикипродвижение дешевых товаров требует меньше усилий и времени, чем более дорогие товары и услуги.

В период спада продаж следует обратить внимание на стимулирование продаж и акцент на персональных продажах.

Похожие статьи

Комплексный подход к изучению целевой аудитории...

Именно несоответствие потенциальной целевой аудитории и ЦА прямого потребления приводит к упадку продаж, следственно и

Специалисты по маркетинговым технологиям данного бренда акцентировали потребительское внимание в рамках своей продукции на...

Тенденции маркетинговых решений текущего года | Молодой ученый

Чтобы бизнес был успешным необходимо контролировать изменения желаний целевой аудитории и создавать новые предложения

Она должна привлекать внимание. Реклама должна делать акцент на уникальные черты и свойства товара, которые отличают его от других.

Процесс формирования маркетинговой стратегии: основные...

Главное внимание при формулировании маркетинговой стратегии должно быть сфокусировано на соответствии продуктов или услуг потребностям клиентов, что в свою очередь является ключом для развития долгосрочных и выгодных отношений с ними.

Сравнительный анализ современных методов интернет-маркетинга

В статье проведен анализ эффективности применения методов интернет-маркетинга в условиях цифровой экономики. Поскольку подавляющее большинство людей проводят значительное количество времени в социальных сетях, интернет-маркетинг стал неотъемлемой частью...

Проблемы продвижения услуг на рынке B2B | Статья в сборнике...

Все каналы продвижения должны быть согласованными и являться звеньями цепочки единой стратегии формирования интегрированных

потенциальный клиент, мероприятие, приоритетная целевая аудитория, эффективное воздействие, выбор субподрядчика, канал...

Применение дисконтных программ в организациях...

Очень часто производство дисконтных карт необходимо при проведении различных рекламных кампаний. В силу наличия на их поверхности всей необходимой информации о компании, они служат непосредственным средством рекламы.

Позиционирование предприятия как маркетинговая стратегия...

Особое внимание уделено раскрытию понятия «позиционирование», являющееся составной частью маркетингового исследования предприятия.

Библиографическое описание: Климушкина, О. П. Позиционирование предприятия как маркетинговая стратегия продвижения...

Анализ инструментов и методов маркетинга | Статья в журнале...

Еще один нюанс ценовой политикипродвижение дешевых товаров требует меньше усилий и времени, чем более дорогие товары и услуги.

В период спада продаж следует обратить внимание на стимулирование продаж и акцент на персональных продажах.

Задать вопрос