Инновационные методы установления контакта с особым ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андрейчик, Л. Н. Инновационные методы установления контакта с особым ребенком / Л. Н. Андрейчик, Т. А. Демидова, В. В. Ильчуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90312/ (дата обращения: 19.04.2024).



Конвенция о правах инвалидов принятая Генеральной Ассамблей ООН от 13 декабря 2006 г. стала во всём мире отправной точкой в переосмыслении отношения к «особым» людям в целом, и к поиску новых моделей помощи таким людям, в частности. Россия, являясь социальным государством, где высшей ценностью является человек, ратифицировала данный закон и создала условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития людей с ограниченными возможностями развития.

В нашей стране в корне поменялась парадигма отношения к «особым» людям. Главное в данном законе было не просто признание прав людей с ограниченными возможностями, но и осознание необходимости создания всех условий для их обучения и воспитания.

Принятый Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу 01.09.2016 г.) дал возможность детям с ментальными нарушениями быть включёнными в образовательный процесс. [1]

Каждый ребёнок рождается уже социальным индивидуумом. Процесс воспитания не может быть вне социального мира. Приобщение детей к нашему миру имеет многоступенчатую структуру: это и развитие представлений о себе, и ознакомление с окружающим природным и социальным миром, формирование представлений о предметном мире, созданном человеком. [3]

Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в его дальнейшем взаимодействии с окружающими. Для детей с нарушениями в развитии, характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность. Трудности приспособления сказываются на дальнейшем развитии ребенка.

Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений с окружающими его взрослыми. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир.

Воспитатели особого семейного центра «Роза ветров», объединившись в творческую группу «Веселые пальчики», выстраивают свою работу для налаживания контакта с ребенком взяв за основу своей работы ручной труд. Именно ручной труд, по их мнению, является одним из способов активации познавательной деятельности детей. Он играет большую роль в социально-коммуникативном развитии, в умственном и художественно-эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих способностей. Воспитателю он предоставляет море возможностей для формирования различных навыков.

В основе программы работы творческой группы лежит дидактическая спираль, которая позволяет не стоять на месте, а переходить на новую ступень — двигаться вперед от простого к сложному.

В связи с тем, что потребности и возможности детей в каждой группе разные, то каждый педагог из творческой группы выбрал своё направление в работе, но основной целью работы для всех стало формирование эмоционального интеллекта воспитанников. Воспитатели создают условия для создания положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, потому что, благодаря установлению эмоционального контакта педагога с ребенком в дальнейшем помогает более эффективному взаимодействию в играх, на занятиях и прогулках.

Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателям необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности. Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения, и только потом, добившись привязанности, можно постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Необходимо, в начале разговора, дать понять ребенку, что он значим для вас. Каждый знак внимания должен быть уместен. Одним из самых важных звуков для любого человека является его имя, поэтому важно обращаться к ребенку по имени.

Чтобы создать необходимый контакт, важно подкреплять общение положительными впечатлениями: интересная, яркая игрушка, мультфильмы, угощения, а также не требовать от ребенка недоступных ему форм коммуникации. Во взаимодействии с ребенком лучше узнаешь его интересы и завоевываешь доверие. Одной из задач в этой работе является не только установление контакта, но и оказание помощи в общении с другими детьми. В этом очень помогает совместная работа педагогов в творческой группе «Веселые пальчики». Интересная и увлекательная деятельность объединяет детей, учит уступать, договариваться, делится.

C:\Users\Asus\Pictures\IMG_20210829_115729.jpg

Установление контакта может, а чаще всего так и бывает, происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя так быстро. А вот понравиться ребенку и помочь ему раскрыться воспитатель может с первых минут, проведенных с воспитанником. В творческой группе работает принцип «Делай, что можешь, и будет, что должно».

Необходимо прислушиваться к желаниям ребенка. Надо иногда позволять ему совершать ошибки. Стараться не навязывать ему свою помощь, и он вырастет более самостоятельным и инициативным. Важно избегать переутомления (сенсорной перегрузки), терпеливо объяснять ребенку смысл занятий, при этом чаще нужно использовать наглядные материалы.

В творческой группе воспитатели и дети «не рядом и не над, а вместе». Вместе проводятся на тематические прогулки, вместе мастерятся поделки, вместе отмечаются праздники.

C:\Users\Asus\Pictures\IMG_20210831_171447.jpg

Одна из тем работы в творческой группе — это познание окружающего мира через обогащение сенсорного опыта на занятиях по ручному труду.

Цель, которую поставил перед собой педагог — через знакомство детей с разнообразными сенсорными предметами, развивать умелость рук, создавать условия для развития социализации и адаптации детей к окружающему миру.

Идя по принципу дидактической спирали, происходит последовательное знакомство детей с новыми материалами, опираясь на ранее приобретённую информацию. Это очень увлекательно. Что может быть прекрасней, как наблюдать за временами года. Это тоже цикличность.

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20220317-WA0004.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20220317-WA0005.jpg

Вначале дети обогащали свои эмоции, наблюдая за изменениями в природе — это был первый этап. Второй этапом — это сбор и использование даров природы в игре. Третий этап — конструирование коллективных подделок и работ, приуроченных к праздникам. На данном примере хорошо видно, как познание окружающего мира тесно связано с социальным миром.

Выбор методов и способов работы зависит от времени года. Осень дарит нам разноцветные листья, шишки, каштаны, жёлуди. Зимой и весной природного материала практически нет, поэтому мы используем техники тесто пластики, папье-маше, крышки

Результатом работы с детьми в данном направлении является не просто формирование умелости рук, но и развитие новых положительных эмоций и сенсорных впечатлений, а также желание детей активно участвовать в коллективных работах.

Используя занятия ручным трудом, можно не только развивать творческие способности ребенка, но и решать такие задачи, как формирование учебного поведения.

Для того чтобы начать формировать учебное поведение ребенка, для начала нужно решить следующие задачи:

– формирование умения слушать и выполнять инструкцию;

– формирование способности действовать по образцу;

Как было сказано ранее, возможности и потребности детей очень разные, но есть то, что их объединяет: расторможенность, неумение сосредоточится на какой — либо деятельности хотя бы несколько секунд.

В продуктивных видах деятельности есть много нетрадиционных методик, которые помогают заинтересовать ребенка, завоевать его внимание на некоторое время. Как не остановиться и не посмотреть, что будет дальше, если тебе раскрасили ладошку гуашью или предложили насыпать крупу на лист бумаги?

Работа по формированию учебного поведения начиналась с маленьких шажков: около стола воспитателя прыгая и пританцовывая; сопряженно, проговаривая каждое действие; используя визуальное расписание и пищевое поощрение.

Отмечается каждая малюсенькая победа ребенка. Взрослый всячески дает понять своему воспитаннику, что он молодец. Конечно, успехи у всех разные, но они есть у всех детей.

C:\Users\Пользователь\Desktop\2371.jpg

Пусть медленно, маленькими шагами, но ребенок идет вперед. Кто-то уже может полноценно работать всё занятие, кто-то позволяет сопряженно провести с ним какую — либо деятельность, а кто-то, пусть ненадолго, но уже может какое — то время провести за столом.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить главное — взрослому нужно быть внимательны и отзывчивым к потребностям ребенка, а для этого не стоит жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнутся его ощущениями и чувствами. Очень важно, чтобы и воспитателю, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.

Литература:

  1. Закон об образовании № 273- ФЗ от 29.12.12.Глава 2. Система образования, Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
  2. Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз», 2008. -68с.
  3. Морозов С. А., Морозова Т. И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. — Самара: ООО «Книжное издательство», 2017. — 324с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015)
  5. Программа для детских домов — интернатов для умственно отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей — инвалидов» под редакцией Худенко Е. Д. — Москва: АНМЦ «Развитие и коррекция»,2007
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая группа, окружающий мир, ручной труд, работа, социальный мир, установление контакта, воспитатель, время, учебное поведение.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Во время коллективного труда у детей значительно снижается агрессивный подход к решению проблемы

Чтобы группа первой закончила работу или результаты труда были лучше, чем у другой трудовой

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей.

Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять

Бессмысленно было бы спорить с тем, что это очень важное время и для здоровья и...

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Ребенок в мире профессий. Автор: Павлова Елена Викторовна.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности

Данную работу мы проводим через проектную деятельность, так как эта технология позволяет стимулировать...

Особенности коллективного воспитания дошкольников...

 Детство — период введения ребенка в мир социальных отношений, его ознакомления с миром культуры, нравственных норм и общечеловеческих ценностей, установления элементарных связей с окружающим миром людей, предметов, природы и собственным...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.

Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив...

Формирование культуры поведения у дошкольников

Воспитатель предложил детям почитать; все расселись вокруг него, но одна девочка

Для позитивного настроя воспитатель обращается к детям по именам, доброжелательно и ласково

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при...

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность... Модель развития творческих способностей детей старшего...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В ДОУ профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч, организации всевозможных игр...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Во время коллективного труда у детей значительно снижается агрессивный подход к решению проблемы

Чтобы группа первой закончила работу или результаты труда были лучше, чем у другой трудовой

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале...

Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей.

Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять

Бессмысленно было бы спорить с тем, что это очень важное время и для здоровья и...

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Ребенок в мире профессий. Автор: Павлова Елена Викторовна.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности

Данную работу мы проводим через проектную деятельность, так как эта технология позволяет стимулировать...

Особенности коллективного воспитания дошкольников...

 Детство — период введения ребенка в мир социальных отношений, его ознакомления с миром культуры, нравственных норм и общечеловеческих ценностей, установления элементарных связей с окружающим миром людей, предметов, природы и собственным...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.

Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив...

Формирование культуры поведения у дошкольников

Воспитатель предложил детям почитать; все расселись вокруг него, но одна девочка

Для позитивного настроя воспитатель обращается к детям по именам, доброжелательно и ласково

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при...

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность... Модель развития творческих способностей детей старшего...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В ДОУ профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч, организации всевозможных игр...

Задать вопрос