Планирование стартового бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Нусипхожина, С. Д. Планирование стартового бизнеса / С. Д. Нусипхожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90297/ (дата обращения: 10.12.2024).



В динамичных рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных, возникает потребность в осуществлении новых предпринимательских замыслов, стартовых бизнесов, реализации инновационных и других проектов, что, в свою очередь, требует умения разрабатывать бизнес-проект или инвестиционный проект. Именно разработка бизнес-проекта помогает пошагово описать реализацию будущего стартового проекта и показать его экономическую эффективность и стратегическую привлекательность.

Учитывая существующую проблему нехватки собственных средств у большинства отечественных предприятий, разработка стратегии для стартового бизнеса выступает главным инструментом инвестиционного управления, дает возможность грамотно вести диалог с инвесторами относительно их участия в развитии новых направлений и действующих сфер деятельности предприятия. Это происходит за счет того, что бизнес-проект помогает определить цели, структуру, объем и график инвестиций, спрогнозировать финансовые потоки и планируемые результаты, а также оценить маркетинговую привлекательность, риски и эффективность стартового бизнеса

Основной стратегией бизнеса будет являться открытие онлайн магазина с доставкой всех необходимых товаров для матери и ребенка в первые годы их жизни. Для раскрутки бренда в первый год будет открыто 3 магазина в городе Алматы. Активное раскручивание бренда в течение 1 года работы, в последующем планируется сократить количество магазинов до 1го и активного развития интернет-магазина и курьерской доставки.

Стратегия развития бизнеса в первый год его работы будет направлена на рост бизнеса и повышение узнаваемости бренда. В последующие годы стратегия будет направлена на снижение издержек и предоставление нужных и важных товаров в требуемый потребителем срок. Модель бизнеса будет основана на комплектации родственных товаров и их доставку потребителю.

В последние годы розничная торговля детскими товарами стала активно развиваться и демонстрирует высокие темпы роста. На рынке детской продукции с одной стороны, раскрученные торговые марки, зарекомендовавшие себя как магазины с высокой наценкой и качественной продукцией, и, с другой стороны, магазины, представляющие достаточно дешевые товары, в основном завезенные с Китая, которые, не смотря на низкое качество, демонстрируют стойкую конкуренцию и твердо удерживают свою долю рынка.

В то же время потребитель стал лучше разбираться в качестве товара, и имеет представление о международных брендах, популярных товарах и возможности приобретения продуктов посредством онлайн магазинов с доставкой. [1]

Для оценки перспектив будущей компании на рынке, необходимо оценить объем рынка.

В то же время необходимо учитывать, что внушительная его часть, как бы с этим не боролись, представляет собой теневой рынок товарооборота с Китаем, Турцией и ОАЭ. На рынке детских товаров Казахстана представлена большая конкуренция, прежде всего такими известными республиканскими сетевыми магазинами, как MARWIN, «Детский Мир», «Еркемай» и KariKids (представительства данных компаний работают и в городе Алматы), в след за ними идут предприниматели, осуществляющие свою деятельность в рамках среднего и малого бизнеса.

Предположительно в денежном эквиваленте рынок внутреннего товарооборота детскими товарами составляет 2,3 млрд долларов в год. В свою очередь, если мировой рынок составляет приблизительно 412,2 млрд долларов в год [2], то наша доля будет равна 0,4 % от глобального легального рынка (к примеру, у России данный показатель составляет 5 %).

Согласно данным Казахстанской ассоциации индустрии детских товаров Республики Казахстан, динамика развития рынка детских товаров положительно высокая, и к точке насыщения она еще не подошла. Данный же источник сообщает, что мировой рынок во всех видах деятельности увеличивает свой оборот приблизительно на 5 % в год, когда как казахстанский рынок по тем же категориям развивается на 52 % в год. При более подробном рассмотрении данного вопроса, выясняются следующие факторы, влияющие на это: 1) определенная часть теневого рынка переходит в легальный формат ведения бизнеса, соответственно показатели по некоторым категориям демонстрируют чрезвычайно высокие показатели; 2) вторая причина объясняется как «ненасыщенность рынка», еще имеются достаточные резервы для роста данной отрасли. [3]

«Объем рынка мы оцениваем в 2,2–2,3 млрд долларов в розничных ценах, в то время как объем официально импортируемых в РК детских товаров в расчете на розничные цены составляет 1,1–1,2 млрд долларов. Соответственно, еще один миллиард долларов — это потенциал рынка и «теневой» импорт, который, по нашим оценкам, составляет сейчас до 47 % рынка и сосредоточен в сегментах детской одежды и игрушек ». [3]

В нашей стране в последнее время стало значительно хорошо развиваться собственное производство детских товаров, к примеру, на конец 2018 года было зарегистрировано 20 компаний производителей детских игрушек, хорошо развивается индустрия производства детской одежды. Несмотря на это Казахстан все еще сильно зависит от импорта, который по данным ассоциации индустрии детских товаров составляет 98 %. Присутствие таких стран как Россия, Китай и Турция преобладает на рынке Казахстана. Сложным при расчете объема казахстанского рынка детских товаров является то, что большая часть ввозимого товара является не декларированной, контрафактной. В 2017 году уровень теневого рынка детских товаров в Республике Казахстан оставался на отметке 30 %. [4]

Высокий темп жизни населения, а также вахтовый метод работы одного из родителя (что наиболее часто встречается среди опрошенных семей в Алматы), не оставляют без внимания интернет-магазины с возможностью быстрой доставки товаров на дом.

В данном сегменте представлены следующие фирмы (по результатам опроса местных жителей имеющих детей от 0 до 18 лет):

При рассмотрении рынка онлайн магазинов, наиболее значимыми аспектами играли такие факторы как:

– Доступность доставки данного товара до Казахстана;

– Срок доставки;

– Стоимость доставки;

– Наличие русскоязычной версии сайта;

– Стоимость товара/стоимость возврата товара;

– Качество товара;

– Размерная линейка товара.

Несмотря на то, что рынок онлайн покупок приобретает все большую популярность, из 100 % опрошенных респондентов, всего 57 % регулярно приобретают товары онлайн раз в 3 месяца, зачастую покупая товары, не связанные с размерами (так как сталкивались с тем, что размеры не подходили), либо приобретали подобные товары на вырост.

В ходе анализа рынка, был проведен 5P анализ, по модели Майкла Портера, когда на отрасль воздействуют пять внешних факторов. Что в итоге демонстрирует сильные или слабые позиции данных факторов на развитие бизнеса на конкретном рынке.

Цель анализа — определить позиции 5 сил в отрасли розничной торговли детскими товарами, а именно сильные или слабые стороны покупателей и поставщиков, давление со стороны товаров-заменителей, степень угрозы появления новых конкурентов (величина барьеров вхождения на рынок), а также интенсивность конкуренции на рынке.

Уровень конкуренции

Уровень конкуренции можно оценить, как средний. Рынок насыщен разного рода предложениями. Речь идет о торговых точках предлагающих большой ассортимент товаров в одном месте, международных интернет-магазинов (с доставкой по РК), о небольших магазинчиках рядом с домом и частными инстаграм аккаунтами, которые продают свой товар из дома. В целом из-за отдаленности региона от крупных городов, а также малочисленного местного населения (296 902 жителя, 14й город в списке [5]) потенциал города Алматы недооценивается, и многие компании не заходят на данный рынок.

Сила покупателей

Сила покупателей на рынке постепенно возрастает, но на момент проведения исследования оценивается как средняя. Покупатели, имея доступ к различной информации, становятся разборчивыми в выборе продукта, но отсутствие большой конкуренции на офлайн рынке в любом случае вынуждает их приобретать товары первой необходимости и срочные товары у имеющихся компаний, так как ожидание онлайн заказа среднем занимает около 4х недель и больше. Во многих местных магазинах отсутствует услуга доставки, либо ее цена неадекватно завышена.

Сила поставщиков

Сила поставщиков на рынке оценивается как низкая. ЕАЭС и международные торговые площадки предоставляют большие возможности для закупа товара в большом ассортименте и лучшем качестве у большого количества поставщиков. Благодаря этому предприятия могут активно влиять на условия сотрудничества, добывая лучшие условия и получая поставки в соответствии со своим графиком.

Угроза выхода на рынок новых конкурентов

Данная угроза оценивается как высокая. Условия ЕАЭС позволяют свободно выйти на казахстанский рынок компаниям из стран участников. Казахстан находится в нестабильной экономической ситуации, на что также сказывается постинфляционная обстановка. Законодательные барьеры практически отсутствуют.

Угроза со стороны товаров-заменителей

Данная угроза оценивается как высокая, так как практически по любой категории детских товаров существуют товары заменители в достаточном количестве.

Вывод по анализу 5P: несмотря на то, что на рынке детских товаров города Алматы представлены как крупные игроки, так и мелкие, имеется потенциал роста за счет конкурентных преимуществ. Потребуется постоянный мониторинг конкурентов как прямых, так и косвенных, а также гибкий выбор стратегий развития и захвата доли рынка. Есть возможности получения лучших условий от поставщиков, и выхода в область.

Возможные риски были оценены по фактору влияния на проект, а также фактору их наступления. Были определены 4 основных вида рисков:

– Финансовый риск: Нехватка оборотных средств; Возможная девальвация тенге, и как следствие удорожание товара; Невыполнение плана продаж.

– Организационный: Задержка в приобретении оборудования; Задержка в поставке товара производителями;

– Рыночный: Выбор места аренды с недостаточной проходимостью; Демпинг со стороны конкурентов; Отсутствие спроса на продукцию;

– Кадровый: Нехватка кадров в точках продаж. Слабо квалифицированный персонал.

Для управления рисками проекта разработаны следующие мероприятия:

Для устранения финансовых рисков на первые 6 месяцев будет открыт депозит на 10 млн тенге для своевременной выплаты зарплаты, а также наращивания оборотов и их своевременной оплаты. Также с 60 % поставщиками был подписан договор о поставке товара под консигнацию с последующей выплатой в течение месяца.

При невыполнении плана продаж в течение более чем 3х месяцев, планируется создание акций по продаже товара со скидкой.

Для защиты риска от девальвации планируется: Депозит/счет для оплаты поставщикам держать в валюте оплаты поставщиков, указать в договоре, что при скачках тенге более чем на 20 % поставщик предоставит нам отсрочку платежа на срок от 2х месяцев.

Приобретение оборудования запланировать заранее, подобрать 2х поставщиков на подстраховку, прописать сроки поставки оборудования в контракт с поставщиком.

Проработать с поставщиками процесс поставки товара, повысив его точность до 1–2 дней. По истечению периода в 1 год разработать прогноз заказа товара и сделать предварительный заказ поставщику на год, с его последующей коррекцией за 1 месяц.

Тщательно подойти к выбору места аренды, провести свои исследования. В случае если место все-таки окажется неудачным, в сжатые сроки поменять точку дислокации.

В случае демпинга со стороны конкурентов, необходимо выяснить метод снижения цены. Если это временное явление и делается за счет собственных средств, то необходимо выждать пока у конкурента не закончатся оборотные средства. В случае снижения цены за счет оптовых поставок и снижения закупочной цены, то необходимо перейти либо на другой продукт, либо на другую бизнес-модель.

Избежать отсутствие спроса нам поможет проведение предварительных исследований о потребностях потребителей и налаживание контактов с поставщиками на предоставление самых выгодных условий поставки.

Выстраивание прямых бизнес-процессов, а также налаживание получение обратной связи с потребителями поможет выстроить бизнес-модель, не требующую большого количества штатных сотрудников.

Для постоянного роста компании, необходимо, чтобы команда росла вместе с вами. Для этого требуется проведение постоянного обучения команды, что и будет проводиться по мере развития компании.

Литература:

  1. «Информация правит миром» Режим доступа: свободный. [http://www.markets-web.ru/study-532–1.html ] (дата обращения: 20.01.19)
  2. Номинальный денежный доход по регионам Республики Казахстан на начало 2018 года. Режим доступа: свободный. [http://stat.gov.kz]/ (дата обращения: 23.01.22)
  3. Ассоциация Индустрии детских товаров РК. режим доступа: свободный http://kaicg.kz/o_kompanii/research/issledovanie-rynka-detskih-tovarov-rk (дата обращения 25.01.22).
  4. Статья «Обзор рынка товаров для детей в Республике Казахстан» компании «Upgrade Capital». Режим доступа: свободный. Источник: [https://www.ucapital.biz/about-us/] (дата обращения: 23.03.22).
  5. Статья делового портала «КАПИТАЛ» «Недетская конкуренция детских товаров»/ режим доступа: свободный [ https:// kapital.kz/business/39206/ nedetskaya-konkurenciya-detskih-tovarov.html ] (дата обращения 28.01.22).
Основные термины (генерируются автоматически): рынок, товар, казахстан, млрд долларов, поставщик, Китай, онлайн магазин, детская одежда, казахстанский рынок, мировой рынок.


Задать вопрос