Педагогический музей на улице Музейной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 12.04.2022

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Скандаков, И. Е. Педагогический музей на улице Музейной / И. Е. Скандаков, Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 335-339. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90263/ (дата обращения: 27.12.2024).



Педагогический музей — культурно-просветительное учреждение, миссия которого — собирание, хранение и экспонирование предметов, памятников, документов, относящихся к, просвещению, образованию, их исследование и пропаганда. В Омске на улице с «говорящим» названием Музейная, есть уникальный музей, каких всего три в России, но за Уралом, на всю Сибирь, он один — музей просвещения. Во многом музей выступил преемником традиций и наследником коллекций ранее существовавших омских педагогических музеев, в том числе, первого в Омске педагогического музея, открытого по инициативе членов Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области в 1897 г.

Ключевые слова : музей, просвещение, образование, педагогика, коллекция, наглядные пособия.

Музеи наглядных пособий — группа музеев педагогического профиля, основу собраний которых составляют коллекции, модели, приборы, инструменты и пр., используемые в учебном процессе в качестве наглядных пособий. Разновидностью данной группы музеев являлись подвижные музеи наглядных пособий, часть собраний которых выдавалась во временное пользование учебным заведениям и просветительским организациям, на условиях абонемента. В истории такие музеи играли просветительскую роль.

В настоящее время расширен ассортимент музейных услуг редких действующих таких музеев за счёт виртуальных проектов и возможностей интерактивного оборудования постоянных экспозиций и выставок. Коллекции наглядных пособий систематизированы по предметно-методическим разделам — физика, химия, география, биология, информатика, иностранные и родной языки, физическое воспитание, прикладное искусство и пр. Музеи создают экспозиции и выставки наглядных пособий по определенным темам, выпускают каталоги учебных пособий, активно сотрудничают со СМИ в целях рекламы своих возможностей для пользы педагогического процесса. При крупных музеях действуют библиотеки педагогической литературы и мастерские по изготовлению наглядных пособий.

Государственное учреждение «Омский музей истории народного образования (просвещения)» или, как он называется официально с 2019 г., Бюджетное учреждение культуры Омской области Музейно-выставочный комплекс «Моя история» , был основан 18 марта 1998 г.

Начало же формирования музейной коллекции приходится ещё на конец XIX в., что Омский музей просвещения связывает с первым педагогическим музеем в г. Омске, основанного в Омской учительской семинарии в 1897 г. Инициатором его создания был Митрофан Алексеевич Водянников, один из первых председателей Общества при Омской учительской семинарии. Музей тогда играл важную роль в распространении педагогических знаний. Многие педагоги и питомцы Учительской семинарии оставили заметный след на ниве просвещения. Так, науке известно имя краеведа Александра Никитича Седельникова, преподавателя естествоведения, автора первого в России учебника родиноведения для школ Акмолинской области.

В настоящее время объем музейного фонда насчитывает более 26500 единиц. Основа музейного фонда — материалы по истории образования Омской области, собранные ветеранами педагогического труда при Доме учителя, а также фонды общественных музеев, созданных в 1980-х гг.: музея истории Омского государственного педагогического института и музея истории омского комсомола. Экспозиция музея освещает отдельные страницы истории отечественного образования с XVIII в. по настоящее время и сферы образования: история школьных письменных принадлежностей: от пещерных рисунков и клинописи до шариковых ручек, история молодежных движений: от комсомола до современных строительных отрядов и студенческих союзов, история компьютерной техники: от счетных машинок до персональных компьютеров нового поколения и т. д. Фонды музея содержат коллекции, раскрывающие историю молодежных движений в нашей стране и за рубежом (скауты, пионеры, комсомольцы), историю строительных отрядов и студенческих союзов, историю вычислительной техники (от счетных машинок до персональных компьютеров нового поколения), археологическую и этнографическую коллекцию, а также уникальную музейную коллекцию, рассказывающую об истории Русского зарубежья в северо-восточном Китае. Особым направлением экспозиционной деятельности музея является пропаганда историко-культурного наследия, связанного с историей омских харбинцев: уникальные экспонаты и экскурсионные программы, рассказывают о повседневной жизни российской эмиграции в Китае на протяжении ХХ в.

За годы активной деятельности музей последовательно укрепляет своё влияние как в историко-культурном, так и в образовательно-просветительском пространстве Омской области и всего Западно-Сибирского региона. Различные направления деятельности музея сегодня востребованы научным и педагогическим сообществом. Музей принимает активное участие в общественно значимых проектах Омского Прииртышья.

Очень интересный, уютный, атмосферный музей. Расположен в старинном деревянном особняке — памятнике истории и архитектуры. В этом здании по адресу: ул. Музейная, д.3 более двадцати лет находился музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО). Здание музея — оригинальный своеобразный памятник русской музейной провинциальной архитектуры конца XlX в. И это было первое общедоступное музейное учреждение города. Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества был открыт в Омске в 1877 году.

В параграфе 2 Положения о Западно-Сибирском отделе (8 июня 1878 г.) указывалось, что отдел «занимается изучением как этого края, так равно и сопредельных с ним стран Средней Азии и Западного Китая». В третьем параграфе подчеркивалось, что отдел «заботится… об устройстве и поддержании местного музеума». Решение строить собственное здание было принято на заседании 20 марта 1895 года. Подготовка плана и сметы была поручена Действительному члену отдела Географического общества архитектору Иллиодору Геннадьевичу Хворинову. Строительство растянулось на несколько лет: финансирование велось за счет собственных средств и пожертвований; наибольший вклад в строительство внес В. Ф. Голубев — брат знаменитого путешественника А. Ф. Голубева. В память о брате он оказывал большую бескорыстную материальную помощь ЗСОИРГО: им было пожертвовано около 10000 руб. на строительство, экспедиции и приобретения; передано большое количество книг для библиотеки.

При подготовке проекта архитектор учитывал функциональные особенности здания, в котором должны были сосуществовать выставочные помещения и зал для массовых мероприятий. Это было отмечено разновеликими объемами внутренних помещений, что нашло отражение и на фасаде (выделяющийся объем двухсветного зала подчеркивает центральную часть здания). Здание в плане п-образное, одноэтажное, но центральная часть имеет вид двухэтажный, так как здесь был устроен двухсветный зал с большими окнами в первом ярусе и парными малыми во втором (два малых соответствовали одному большому). Этот зал заседаний — мемориальный: он назывался «Голубевским», его окружала верхняя открытая галерея (хоры), поддерживаемая пилястрами со стилизованными уступчатыми капителями. На балюстраде галереи помещались живописные виды Сибири, портреты выдающихся путешественников, покровителей отдела — братьев Голубевых, витрины с экспонатами. Уникальная особенность зала — деревянный кессонный потолок, единственный в своем роде в Омске. В двух комнатах за залом, выходящим окнами во внутренний двор, были устроены библиотека и комната для заседаний. Музейные помещения располагались в крыльях здания.

Большую привлекательность представлял главный вход в музей, на крыльце которого с 1896 года на постаментах, испещренных иероглифами, вход охраняли скульптурные фигуры львов. Как грозные звери — львы Ши-Цзы, которые, согласно китайской мифологии, являлись стражами престола Будды. Эти фигуры китайских львов — уникальные исторические памятники — были переданы в дар музею Западно — Сибирского отдела Императорского Русского географического общества консулом российского консулата в Чугучаке (провинция Синьцзян в Китае) Надворным советником Борнеманом в 1895 г.

В архитектурно-художественном решении проступают одновременно черты классической архитектуры (симметричный план; обшивка досками с имитацией каменного здания с большим ордером на главном фасаде, — этой же цели служила и первоначальная штукатурка), русской архитектуры (разновеликие объемы; деревянный сруб; резные наличники; шатровое и луковичное покрытия); восточной архитектуры (рисунок переплета лестничного окна, пилястры в зале, перила лестницы, ведущей на хоры; «граненые» фонарики под шлемами напоминают о юртах) наконец, местной архитектуры (суровость и приземистость здания, большие окна, сдержанный декор). Налицо эклектика, но это соединение черт различных стилей в облике здания было не механическим, а тщательно продуманным.

В городском зодчестве своего времени деревянные дома часто выглядели таким образом, что их срубная основа оказывалась замаскированной и они становились похожими на каменные постройки. Не случайно и наличие элементов русской архитектуры, потому что экономическое и культурное развитие Западной Сибири в общегосударственном масштабе началось с переселением русских. В том, что архитектор обратился к восточной архитектуре и черты ее стали равноправными наряду с русскими и классическими чертами, сказалось понимание значения восточной культуры, традиционной для народов Сибирского края. Наконец, здание построено с учетом сложившейся местной строительной традиции, черты которой сформировались в XVII—XIX вв. и проявлялись в окружающей городской застройке.

http://afisher.info/omsk/pictures/places/943/943_big.jpg

Представляет интерес и логотип музея — практически его ровесник. Задуман совместным трудом коллектива музея совместно. Это сегодняшний руководитель И. Е. Скандаков, главный хранитель Н. В. Шадрина, художник О. А. Серёгина, учёный секретарь М. В. Скандакова. За основу были взяты несколько вариантов, ассоциативно связанных с образовательным процессом: перо и колокольчик. Изображение по заказу музея подготовлено омским художником-графиком И. И. Желиостовым (российский иллюстратор, заслуженный художник РФ). Полученное изображение служило логотипом музея до 2005 г., когда художник Серёгина дополнила изображение: корректировкой был утверждён современный логотип. На изображении треугольник символизирует пирамиду (устойчивость, надёжность, постоянство): музей создан давно, стабилен, крепко стоит на ногах; колокол — и школьный звонок, и призыв, привлечение внимания; перо — символ научного освоения культурологической информации и научно-исследовательской, а также образовательной деятельности музея. С 2007 г. музей получил своё наименование, в связи с чем логотип вновь претерпел изменения: название было включено в рисунок по периметру треугольника. С марта 2019 г. музей переименован в Бюджетное учреждение культуры Омской области «Музейно-выставочный комплекс «Моя история». Для сохранения исторического, устойчивого, знакомого посетителю наименования «Омский музей просвещения» и узнаваемости стилистики (логотипа), два имеющихся на сегодняшний день здания музея, фонды, направления деятельности закреплены в структуре учреждения, выделив «Омский музей просвещения» в самостоятельное структурное подразделение. Вероятно, логотип вновь ожидают трансформации. На сегодняшний день пока что используется описанный выше логотип в двух вариантах: цветном и чёрно-белом.

Современный музей предлагает широкую программу индивидуального и группового экскурсионного обслуживания с помощью хорошо подготовленного профессионального коллектива сотрудников. В музее есть пространство для тематических выставок, проводятся лекции, концерты, предоставляются площадки для педагогических форумов местного и республиканского уровня.

Музей в качестве первоочередной ставит задачу формирования исторического сознания юных посетителей, устойчивого интереса к истории и культуре своего Отечества. Музей идёт по пути создания специально организованной исторической среды, так называемого музейного комплекса как трансформирующиеся пространства, где экспонаты могут заменяться другими или вступать в новые связи и отношения. При этом музейные педагоги создают условия для участия детей в моделируемых исторических ситуациях, реконструкциях событий прошлого, игровой деятельности. Для учреждения характерна ориентация на целевую аудиторию (дети и педагоги), приоритетна образовательно-воспитательная функция, дополненная осуществлением социальной адаптации и к историческим фактам, и к реальной к окружающей действительности, а интерактивные элементы экспозиции стимулируют творческую и игровую деятельность посетителя. Таким образом, музей представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской, клубом.

Раздел фонда, посвященный отечественной системе просвещения, содержит материалы по истории просветительской деятельности религиозных и общественных объединений в XX — начале XXI вв. В фондах музея хранятся журналы этого периода, содержащие богатый материал из истории просвещения, а также периодические издания, являющиеся методическими пособиями для учителей и воспитателей. В их ряду: «Вестник воспитания», «Вестник просвещения», «Воспитание», «Известия по народному образованию», «Народное образование», «Народный учитель», «Народная школа», «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Русская школа, «Русский народный учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др. В музее хранятся журналы «Омские епархиальные ведомости» (1900–1916 гг.), материалы о деятельности советских культпросветучреждений (1920-е гг.) и учебных заведений, готовивших педагогов в конце XIX — начале XXI вв. Ежемесячный иллюстрированный журнал «Свободное воспитание», выходивший с 1907 по 1918 гг. и имевший своей целью разработку вопросов о воспитании и образовании, основанных на самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде, как необходимой основе жизни. Журнал, рекомендованный для городских и сельских учителей, а также для родителей выходил под редакцией русского и советского писателя, просветителя, педагога, редактора и издателя книг и журналов для детей, одного из ближайших сподвижников Льва Толстого — Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940). Основными задачами издатели журнала считали разработку вопроса о реформе личной, семейной и общественной жизни в плане изменения условий воспитания; содействие защите детей от жестокости и эксплуатации. Под псевдонимом «Н.К». печатала свои статьи видный теоретик педагогики Надежда Константиновна Крупская (1869–1939 гг.).

На рубеже XIX — начала XX в. перемены в общественной и духовной жизни не могли не повлиять на развитие образования в стране. Именно в это время, в период обострения борьбы идей за обновление школы, возрастает интерес к педагогической литературе, в стране резко увеличивается количество периодических изданий, которые становятся проводниками прогрессивных идей в области образования и воспитания. В настоящее время коллекция признана библиографической редкостью.

Миссия музея — содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре, истории, экологии, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. С 1998 г. по 2014 г. директором музея — Игорем Евгеньевичем Скандаковым были проведены десятки историко-педагогических экспедиций в окрестностях д. Усть-Тара Тарского района Омской области, где находится уникальная в культурно-историческом и природно-ландшафтном отношении территория края. И где сохранилось более 100 памятников археологии: культовых мест, поселений, городищ, курганных могильников — от неолита до эпохи позднего средневековья. Некоторые артефакты, выявленные в результате этих научных исследований, например, деформированные человеческие черепа, вызывают особый интерес посетителей, их можно увидеть в постоянной экспозиции и на выставках в Омском музее просвещения.

По существу это универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, профессионального и клуба по интересам, творческой мастерской, который обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия, обмена опытом, в том числе — с достижениями прошлых поколений в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания человека, вне зависимости от возраста. Творческий подход коллектива музея — не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность посетителя в процессе приобщения к культуре, что определено самой спецификой миссии педагогического музея, в ходе которой посетитель любого возраста учится глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, а в ряде случаев — практически апробировать его.

Литература:

  1. Музеи России на рубеже тысячелетий. / Союз музеев России. — СПб.: ООО «Студия НП-Принт», 2011. — 88 с.
  2. Скандакова М. В. «Ветка русского дерева: Омск — Харбин» — цикл выставок Омского музея просвещения // История образования и просвещения в Западной Сибири: Сборник научных статей и материалов VII региональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию первого омского педагогического музея. Омск, 26–27 октября 2007 г. / Ред. А. В. Матвеев, И. Е. Скандаков, М. В. Скандакова. — Омск: Издательство «Амфора», 2007. — С. 332–333.
  3. Спирина И. В. Здание музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. История строительства // Памятники истории и культуры города Омска. Омск, 1992. С. 48–61.
  4. Усть-Тара — территория тайн. // Омская правда, 12.09.2013 г.
  5. Шадрина Н. В. Омский научно-педагогический музей // История развития омской школы: Сборник научных статей и материалов. — Омск, 2000. С. 117–122.
  6. Шадрина Н. В. Школьный музей общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области // История развития омской школы: Сборник научных статей и материалов. — Омск, 2000. С. 113–115.
  7. Школьный вальс. Заметки об Омском музее просвещения 11.01.12 г. // Вечерний Омск, 12.01.2012 г.
  8. Энтин В. Тара — родина хрустальных черепов. // Омская правда, 05.08. 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Омск, Омская область, история, педагогический музей, Западно-Сибирский отдел, Императорское Русское географическое общество, пособие, Акмолинская область, Музейно-выставочный комплекс.


Задать вопрос