К вопросу об устойчивости употребления феминитивов на материале текстов средств массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 13.04.2022

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Филатов, К. М. К вопросу об устойчивости употребления феминитивов на материале текстов средств массовой информации / К. М. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90249/ (дата обращения: 25.04.2024).



Феминитивы, актуализируемые с начала XXI века, представляют с собой несистемные языковые единицы, так как их употребление имеет несистемный характер. Данная группа феминитивов, обладающая новизной, еще непривычна для нашего восприятия и только начинает закрепляться в нашем языке. На основе материалов СМИ мы проанализировали, в каких ситуациях и в каких формах употребляются или не употребляются феминитивы, связанные с семантической группой слов, обозначающих творческие профессии.

Ключевые слова : феминитивы, СМИ, употребление феминитивов, устойчивое употребление.

В научном дискурсе, посвященном тенденциям на появление в языке большого количества феминитивов-неологизмов, большинство авторов ссылаются на ряд экстралингвистических факторов, обуславливающих появление, внедрение и активное использование (особенно в медиа сфере) данных языковых единиц. Сам термин «феминитив», как отмечает Бирюкова Е. Д., вошел в употребление благодаря исследованиям «отражения в языке и языковой картине мира гендерных проблем современного социума» [1, c. 234]. Предметом данной статьи является закономерности употребления современных феминитивов, их связь с языковой личностью говорящего, выраженная в текстах саморепрезентативного характера. Объектом исследования является семантическая группа феминитивов, обозначающая наименования творческих и иных профессий, связанных с творческой деятельностью.

Феминитивы по устойчивости их употребления можно подразделить на несколько категорий. Первая категория — словарные феминитивы, характеризующие профессии или иную традиционно женскую деятельность. Например, «учительница», «танцовщица», «балерина», «уборщица» и т.д. Такие феминитивы характеризуются закреплением в словарях, устойчивостью во всех языковых стилях. Вторая категория связана с окказиональными феминитивами, употребляемыми в основном в разговорном стиле речи. Они не закрепляются в словарях и носят непостоянный характер употребления, при их словообразовании используются такие суффиксы, как –ш(а) («комендантша»), -их(а) («врачиха»), в некоторых случаях суффикс может нести дополнительны коннотативный оттенок –к(а) («училка») или употребляться только в разговорной речи –щиц(а) («маникюрщица»). Любое коннотативное значение определяет отнесенность феминитива ко второй категории. В остальных случаях феминитивы как динамические языковые единицы могут стать общеупотребительными.

Феминитивы-неологизмы распространяются в языке через СМИ. Как отмечают некоторые авторы «для современного русского медиапространства характерны две тенденции феминизации личных имен: во-первых, актуализация существующих наименований лиц женского пола, во-вторых, активизация словообразовательных моделей, по которым происходит образование феминитивов-неологизмов» [2, c. 12]. Таким образом, медийное пространство не только распространяет, но и формирует феминитивы-неологизмы. Однако их употребление неустойчиво, так как, во-первых, коррелят имеет несколько часто равноценных вариаций ( «блогерша» и «блогерка»; «реперша» и «реперка»; «авторша» и «авторка», «психологиня» и «психологесса»), во-вторых, коррелят не всегда используется. В данной статье мы хотим рассмотреть закономерности и факторы влияющие на употребление феминитивов семантической группы творческих профессий на основе материала издания «Афиша Daily» [4].

Структура статьи «Как редакция «Афиши Daily» вывозила уходящий год» от 31 декабря 2021 года построена так, что подзаголовки статьи представляют автора конкретных заметок, затем следующим блоком представлено содержание этих заметок от представительниц редакции. Заметим, что должности девушек представлены по-разному: «редакторка» или «редактор», «продюсер», что, вероятно, является желанием самих представительниц данных профессий.

По нашему мнению, феминитивы не только играют важную роль в самоидентификации языковой личности женщины, но и представляют дополнительный способ семантического взаимодействия с читателем. Например, в данном отрывке текста: «Я нашла своего специалиста только с третьей попытки — первые две, честно говоря, были полным недоразумением и разочарованием. Например, в первый раз специалистка заявила, что я единственный пациент в ее карьере, который набрал «так много баллов» в тесте на депрессию и тревожность» . Используя феминитив в данном предложении, автор передает больше информации об описываемой ситуации с помощью минимальных затрат языковых единиц — сначала посещала специалиста-женщину, а потом нашла хорошего специалиста-мужчину. В данном примере демонстрируется использование феминитивов, которое связано не с самоидентификацией и экстралингвистическими факторами, а с употреблением феминитивов в рамках проявления тенденции экономии языковых средств — внутренним лингвистическим фактором. Мы полагаем, что такой коррелят может перейти в первую категорию и стать общеупотребительным, так как он не имеет коннотативных значений, он может быть употребим не только в разговорной речи и, таким образом, возможно оценить его относительную устойчивость как языковой единицы.

В другом примере мы рассматриваем слово «мастерица» в следующем предложении: «И дело не в том, что я люблю поболтать с мастерицами маникюра — иногда мы молчим все несколько часов, и мне абсолютно комфортно». Правильная номинация данной профессии остается проблемным вопросом для носителей языка. Феминитивы в данном случае употребляются неустойчиво. Например, использование слова «маникюрщица» и «маникюрша» не всегда уместно, т. к. употребление данных языковых единиц относится к разговорной речи. По словарю Ушакова «мастерица» употребляется в значении «работница в швейной или шляпной мастерской», либо об искусной, сведущей и ловкой в каком-нибудь деле женщине [5]. Семантические значения слов «мастерица» и «специалистка» не равны между собой, поэтому взаимозаменяемость «специалист»-«специалистка» более эффективная и устойчивая, чем взаимозаменяемость слов «мастер»-«мастерица».

Мы выделили следующие основные факторы, чтобы оценить устойчивость феминитивов:

  1. Семантическая идентичность феминитивов свои коррелятам (феминитив должен добавлять лишь одну сему — субъект действия женского пола)
  2. Отсутствие омонимичных языковых единиц с коннотативным оценочным значением («блогерка» может употребляться как для обозначения коррелята «блогер», так и для выражения отрицательной коннотации, так как суффикс «-к» может иметь несколько значений, поэтому более употребительное «блогерша»).
  3. Фонетическое созвучие для употребления носителями русского языка (нехарактерные фонетические сочетания для русского языка повышают вероятность появления новой вариации феминитива, например, «психологесса»).
  4. Коррелят должен употребляться не только в разговорной речи («мастер по маникюру» — «маникюрша» и. т. д.)

В заключение отметим, что использование феминитивов в русском языке обуславливаются не только факторами экстралингвистического характера, но и рядом других языковых тенденций. Употребление феминитивов и закрепление их в языке зависит не столько от проблемы самоидентификации языковой личности женщины, сколько от факторов, влияющих на непостоянство их использования, вариативность языковых единиц, наличие омонимичных форм.

Литература:

  1. Бирюкова, Е. Д. Актуализированные феминитивы в русском языке рубежа XX-XXI вв. И их стилистические характеристики / Е. Д. Бирюкова. — текст: непосредственный // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2(283). — с. 234–237.
  2. Гузаерова, Р. Р. Специфика феминитивов в современном русском медиапространстве / Р. Р. Гузаерова, В. А. Косова. — Текст: непосредственный // Филология и культура. — 2017. — № 4(50). — С. 11–15.
  3. Антонова, Е. Б. Проблемы внедрения феминитивов-неологизмов в языковую систему современного русского языка / Е. Б. Антонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26(316). — С. 227–233.
  4. Как редакция «Афиши Daily» вывозила уходящий год. — Текст: электронный // Афиша Daily: [сайт]. — URL: https://daily.afisha.ru/beauty/22059-kak-redakciya-afishi-daily-vyvozila-uhodyaschiy-god/ (дата обращения: 11.04.2022).
  5. МАСТЕРИЦА. — Текст: электронный // Толковый словарь Ушакова: [сайт]. — URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=28998 (дата обращения: 11.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, русский язык, употребление, категория, коррелят, профессия, семантическая группа, язык, языковая личность женщины.


Ключевые слова

СМИ, феминитивы, употребление феминитивов, устойчивое употребление

Похожие статьи

Вербально-семантический уровень языковой личности...

Вербально-семантический уровень языковой личности: описание речевого портрета на материале внеплановых

В Таблице 1 представлены определения рассмариваемого глагола и примеры его употребления в контексте.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность.

Проблемы внедрения феминитивов-неологизмов в языковую...

 В статье анализируется проблематика внедрения в современный русский язык феминитивов-неологизмов с

Сегодня крайне остро стоит вопрос о внедрении в языковую систему русского языка

Проблемой сегодняшнего резкого внедрения в язык большой группы слов является...

Методики изучения профессиональной языковой личности

Главным при исследовании профессиональной языковой личности является изучение языка и речи специалиста. То есть, создание модели исследования, которая будет описывать речь профессионала с помощью лингвистики, психолингвистики, социальной психологии и психологии.

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

Каждая языковая личность уникальна, обладает собственным «знанием» языка и особенностями его использования. При этом языковая личность всегда принадлежит к определенному лингвокультурному сообществу. На данный момент современной лингвистикой...

Языковая личность (на примере Герольда Бельгера)

Язык – орудие, инструмент культуры, формирующий личность человека – носителя конкретного языка.

Ментальность – это «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно-языкового общества) внешнего и...

Молодежная речь: выявление гендерных различий

Статья посвящена молодежному языку как объекту гендерных исследований.

Социокультурную же роль в обществе, как женщин, так и мужчин позволяет изучить

Речь представителей разных гендерных групп имеет свои особенности, что и мотивирует...

Гендерные аспекты русской фразеологии | Статья в журнале...

русский язык, грамматический конфликт, категория рода, разговорная речь, современная российская проза, словообразовательная категория

узбекский язык, гендерная лингвистика, русский язык, категория рода, существительное, отношение, язык, языковая картина мира...

Способы выражения гендерных отношений в современном...

Сочетания типа женщина-врач, женщина-профессор, появившиеся в русском языке в конце

В разговорной речи, современных прозаических произведениях, в настоящее время широко

Несмотря на нормативность обозначения лица по профессии существительным муж. рода и...

Детализация языковой личности студента среднего...

«Слово личность, имеющее яркую окраску русского национально-языкового строя мысли

Языковая личность — социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект.

Как и сильная языковая личность, слабая языковая личность может проявлять себя практически...

Похожие статьи

Вербально-семантический уровень языковой личности...

Вербально-семантический уровень языковой личности: описание речевого портрета на материале внеплановых

В Таблице 1 представлены определения рассмариваемого глагола и примеры его употребления в контексте.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность.

Проблемы внедрения феминитивов-неологизмов в языковую...

 В статье анализируется проблематика внедрения в современный русский язык феминитивов-неологизмов с

Сегодня крайне остро стоит вопрос о внедрении в языковую систему русского языка

Проблемой сегодняшнего резкого внедрения в язык большой группы слов является...

Методики изучения профессиональной языковой личности

Главным при исследовании профессиональной языковой личности является изучение языка и речи специалиста. То есть, создание модели исследования, которая будет описывать речь профессионала с помощью лингвистики, психолингвистики, социальной психологии и психологии.

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

Каждая языковая личность уникальна, обладает собственным «знанием» языка и особенностями его использования. При этом языковая личность всегда принадлежит к определенному лингвокультурному сообществу. На данный момент современной лингвистикой...

Языковая личность (на примере Герольда Бельгера)

Язык – орудие, инструмент культуры, формирующий личность человека – носителя конкретного языка.

Ментальность – это «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно-языкового общества) внешнего и...

Молодежная речь: выявление гендерных различий

Статья посвящена молодежному языку как объекту гендерных исследований.

Социокультурную же роль в обществе, как женщин, так и мужчин позволяет изучить

Речь представителей разных гендерных групп имеет свои особенности, что и мотивирует...

Гендерные аспекты русской фразеологии | Статья в журнале...

русский язык, грамматический конфликт, категория рода, разговорная речь, современная российская проза, словообразовательная категория

узбекский язык, гендерная лингвистика, русский язык, категория рода, существительное, отношение, язык, языковая картина мира...

Способы выражения гендерных отношений в современном...

Сочетания типа женщина-врач, женщина-профессор, появившиеся в русском языке в конце

В разговорной речи, современных прозаических произведениях, в настоящее время широко

Несмотря на нормативность обозначения лица по профессии существительным муж. рода и...

Детализация языковой личности студента среднего...

«Слово личность, имеющее яркую окраску русского национально-языкового строя мысли

Языковая личность — социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект.

Как и сильная языковая личность, слабая языковая личность может проявлять себя практически...

Задать вопрос