Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 19.04.2022

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Вячина, Д. А. Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников / Д. А. Вячина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90233/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваемая тема является актуальной. В рамках статьи изучены ключевые особенности и характерные черты праздника, оказывающие воздействие на разные личностные аспекты дошкольников. Обоснована значимость проведения праздников для художественно-эстетического развития дошкольников. В заключении описана эффективность воздействия праздников на художественно-эстетическое воспитание.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, праздник, дошкольный возраст, личность, развитие, искусство.

The article is devoted to the role of holidays in the artistic and aesthetic development of preschool children. Due to the inherent influence of the artistic and aesthetic component on the comprehensive development of the individual, beginning in preschool age, the topic under consideration is relevant. The article examines the key features and characteristics of the holiday that affect different personal aspects of preschoolers. The significance of the holidays for the artistic and aesthetic development of preschool children is justified. In conclusion, the effectiveness of the impact of holidays on artistic and aesthetic education is described.

Keywords: artistic and aesthetic education, holiday, preschool age, personality, development, art.

В современном обществе происходят глобальные изменения во всех сферах жизни общества, которые в первую очередь связаны с развитием технологий и ускорением темпа жизни. В новых реалиях становится необходимым всестороннее развитие детей, одним из важных направлений которого является художественно-эстетическое развитие, представляющееся как важнейшее средство формирования развитой, духовно богатой личности. В этом аспекте важно рассматривать детей дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, которая будет определять не только свою стратегию жизни, но и всего человечества. Именно поэтому особую актуальность приобретает тема художественно-эстетического развития дошкольников. Одним из популярных средств, способствующих такому развитию, является организация праздников.

Прежде всего, необходимо отметить, что праздник имеет несколько понятий. Во-первых, он представляет из себя отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий важное значение (нередко, сакральное) и связанный с культурной, государственной, религиозной и другими традициями. Но зачастую в качестве праздника людьми подразумевается массовое развлекательное мероприятие. Именно в таком смысловом значении будет использоваться понятие «праздник» в данной статье.

Собственно, проведение праздников способствует реализации главной цели художественно-эстетического воспитания — развитию способностей воспринимать, оценивать и утверждать прекрасное в жизни и искусстве с позиций общечеловеческого духовного наследия. Праздничные мероприятия являются яркими и радостными событиями в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать» [3, с. 26].

Уже на этапе подготовки к проведению праздника происходит художественно-эстетическое развитие дошкольников. Благодаря подготовке дети делятся друг с другом переживаниями и впечатлениями, видят красоту в небольшом хаосе и спешке, проявляют свои творческие способности в решении небольших проблем по организации праздника. Эстетику подготовки дополняют различные эмоциональные ощущения: чувство единения и сопричастности к чему-то значительному, чувство поддержки и опоры, чувство взаимопомощи, морально-нравственные чувства.

Помимо этого, при подготовке к празднику дошкольники получают много полезной информации, которая так или иначе влияет на их художественно-эстетическое развитие. В результате проведения соответствующих подготовительных мероприятий к празднику, в частности изучения песен, стихов, сценариев и других составляющих, дети узнают много нового о своей стране, малой родине, отдельном учреждении, природе, людях и др. При этом такая деятельность способствует развитию памяти, речи, воображения, интеллекта и творческого начала в дошкольниках.

Следует отметить, что праздник обладает несколькими важными структурными компонентами, положительно воздействующими на художественно-эстетическое развитие дошкольников и представленных в качестве следующих составляющих:

— приятное чувство ожидания праздника;

— своеобразная предпраздничная и праздничная атмосфера;

— красота оформления помещения;

— яркие и красочные костюмы, декорации;

— частое использование во всем насыщенных цветов (не только в нарядах);

— иногда парадность в одежде;

— интересные и захватывающие выступления, конкурсы и развлечения, в которых дошкольники принимают непосредственное участие;

— тематически подобранный и структурно выверенный сценарий;

— хорошо подобранный репертуар;

— сочетание множества действий во время праздника с определенным музыкальным сопровождением;

— высокая двигательная и умственная активность детей;

— особый эмоциональный настрой детей и взрослых;

— внесение чего-то нового в обычную жизнь;

— возможность подводить итоги, отмечая тем самым личные и коллективные достижения;

— объединение людей для реализации общих целей и др. [2, с. 115].

Между тем, праздничные мероприятия практически всегда связаны с высокими чувствами, такими как любовь, радость, восторг и другими. Праздник связан с радостью общения, радостью творчества и сотворчества, радостью раскрепощения и взаимообогащения. Но при этом, участие дошкольников в праздничных развлечениях, к примеру, конкурсах, играх, позволяет сформировать у них навыки самоконтроля, самодисциплины и культуры поведения, что возможно благодаря соблюдению правил в этих конкурсах и играх.

Одним из значимых факторов, способствующих успешному художественно-эстетическому развитию дошкольников, является причастность к искусству. Как известно, именно праздничные мероприятия объединяют в себе разнообразные виды искусства, в том числе такие его категории, как: литература, музыка, живопись, театр, танцы. Благодаря чтению стихов и прозы, изучению сказок, сольному и хоровому пению, различным современным и народным танцам, игре на разных музыкальных инструментах, театральным постановкам и многим другим средствам художественного развития дошкольники погружаются в мир искусства, нравственно и духовно обогащаются, развивают в себе индивидуальные творческие навыки, самовыражаются и самоактуализируются. При этом различные виды искусства позволяют дошкольникам научиться способностям контроля наряду с умением творчески выражать себя.

Необходимо выделить, что в разнообразных видах творческой деятельности, которые позволяют реализовать праздник, происходит проявление наклонностей и предпочтений у дошкольников, развивается эстетический вкус. Праздник приучает детей дошкольного возраста в формальной обстановке проявлять свои индивидуальные качества. Несмотря на официальность праздничного мероприятия, оно все же дает свободу, что позволяет дошкольникам взращивать в себе способность, позволяющую видеть гармонию во всем [1, с. 70].

Кроме творческой деятельности во время праздников дошкольники развиваются в еще одной не менее важной деятельности — в общении. Праздник способствует активизации речи дошкольников, развитию коммуникативных навыков, формированию основ вербальной и невербальной форм общения. Именно благодаря празднику дети могут не только изучать новые слова, но и новые возможности для их выражения.

Праздники оказывают непосредственное влияние на раскрытие каждой личности, так как являются носителем как национальной, так и мировой культуры. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником творческого процесса.

Для художественно-эстетического развития дошкольников важность представляют государственные праздники и праздники регионального значения. Такие праздники приобщают дошкольников к жизни всех граждан страны, малой родины, воспитывают ценностное отношение к ближнему окружению, семье, своему этносу, а также развивают патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину и способствуют активному духовно-нравственному воспитанию гражданина своей страны. В частности, проведение в дошкольном учреждении военно-спортивных праздников с участием военнослужащих, приглашение ветеранов на праздничные концерты, приуроченные ко Дню Победы и другие праздничные мероприятия, связанные с историей, способствуют формированию у дошкольников уважения к истории своей страны, героическому прошлому родного населенного пункта, защитникам Отечества, героям-землякам.

Эффективность влияния праздника на художественно-эстетическое развитие дошкольников может быть повышена при детальной разработке идеи праздника и следовании ей. Ведь каждое праздничное мероприятие в своей основе несет определенную идею, которую важно донести до каждого ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Такая идея должна быть запечатлена во всем празднике, в его структуре и деталях. Максимальное раскрытие идеи возможно благодаря многочисленным средствам, которыми обладает праздничное мероприятие: выступлениям, конкурсам, украшениям и т. д. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы и другие факторы [4, с. 145].

Также роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников будет иметь наиболее существенное значение, если внимание будет уделяться вопросам времени их проведения. Важно помнить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Дошкольники возрастом от 2 до 4 лет способны воспринять гораздо меньшее количество сложной информации в виде стихов, песен и т. д. Поэтому для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется проводить праздники с длительностью менее получаса, а для детей старшего дошкольного возраста — менее часа.

Не стоит забывать и о праздниках в семье. Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития дошкольника. Ребенку необходимо счастливое детство, без него любой человек не сможет научиться полноценно любить, а психологически-эмоциональное развитие может быть нарушено. Эмоции, в особенности, положительные, важны для дошкольников, а поэтому от того, каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви, в особенности, от самых близких людей, от семьи [5, с. 77].

Таким образом, праздники играют важную роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Особенности праздника, специфика его положительных для художественно-эстетического развития аспектов, а также преимущества перед другими мероприятиями способствуют тому, что праздники используются не только в качестве формального мероприятия, но и как эффективный инструмент для творческого, эстетического, морального, нравственного, интеллектуального, психологически-эмоционального и духовного развития дошкольников.

Литература:

  1. Аллаева З. М. Эстетическое воспитание дошкольников с помощью песен и танцев // Наука, техника и образование, 2021. — № 4. — С. 69–72
  2. Антонова А. Р. Формирование праздничной культуры дошкольников // Проблемы современной науки и образования, 2016. — № 8. — С. 110–118
  3. Грохольская О. Г. Научно-педагогическое наследие Н. К. Крупской // История и педагогика естествознания, 2019. — № 1. — С. 23–29
  4. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. — № 3. — С. 141–149
  5. Опарина Н. А., Левина И. Д., Кайтанджян М. Г. Воспитательное значение семейных праздников // Проблемы современного образования, 2018. — № 11. — С. 76–79
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие дошкольников, праздник, ребенок, дошкольник, праздничное мероприятие, художественно-эстетическое воспитание, малая родина, творческая деятельность, художественно-эстетическое развитие.


Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

 Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель.

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в

М., 1996. 5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и...

Анализ современной дошкольной образовательной организации...

 Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость.

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

 Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель.

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в

М., 1996. 5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и...

Анализ современной дошкольной образовательной организации...

 Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость.

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Задать вопрос