Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Вершинин, Р. Р. Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы / Р. Р. Вершинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90224/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрываются педагогические условия использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школьников. Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства.

Патриотическое воспитание школьников — сложная проблема. В современной педагогической науке идет поиск новых средств и форм работы по патриотическому воспитанию. Мы предлагаем обратить ваше внимание на филуменистические средства, которые вместе с филателистическими средствами более 30 лет успешно использовались в работе по патриотическому воспитанию школьников [2,4].

Актуальность нашего исследования вызвана тем, что в последнее время появились исследовательские работы школьников под руководством учителя с использованием филуменистических средств, которые на Всероссийских конкурсах были удостоены высоких наград. Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].

Филуменистические средства включают в себя разные виды спичечных этикеток и коробков. В отдельные периоды в СССР различных спичечных этикеток выпускалось значительно больше, чем почтовых марок. Основными функциями спичечных этикеток являлись рекламная и пропагандистская [2].

В настоящее время в педагогической практике хорошо зарекомендовали себя филателистические образовательные площадки школы. Образовательной площадкой «Герценовский филателист» разработаны программы работы с юными филателистами, разработана методика организации филателистической образовательной площадки школы, методика проведения филателистической выставки в школе [3]. Существуют несколько десятков методических разработок филателистических экспонатов на различные темы. В нашем исследовании мы предлагаем на филателистической образовательной площадке школы организовать секцию юных филуменистов.

К педагогическим условиям использования филумении как средства патриотического воспитания на уроках «ОБЖ» и во внеучебной деятельности в школе мы относим:

1) создание среды для организации патриотического воспитания средствами филумении (образовательная площадка на базе музея школы — проект воспитательной деятельности школы);

2) составление экспериментальной двухгодичной программы «юные филуменисты», обеспечивающей все формы и методы работы с юными филуменистами;

3) составление методической разработки проведение филуменистической выставки в школе, перечня рекомендуемых коллекций по тематике патриотического воспитания.

4) составление методической разработки одностендового филуменистического экспоната для школьной или городской выставки.

5) тесная координация работы с образовательной площадкой «Герценовский филателист» (филуменистическая секция), методическая помощь, обеспечение филуменистическим материалом под защищенный проект или экспонат.

В процессе исследования нами определены педагогические условия эффективности патриотического воспитания школьников, которые предполагают: включение в учебно-воспитательную работу филуменистической выставочной деятельности и других форм работы образовательной площадки; работа образовательной площадки должна быть организована на базе музея школы; музей школы рассматривается нами как центр воспитательной работы школы.

Мы предлагает следующие формы и методы работы с юными филуменистами: встречи с взрослыми филуменистами, которые разрабатывают разнообразные актуальные и увлекательные темы, филуменистические выставки, утренники, вечера, диспуты, дискуссии, филуменистические обзоры, конкурсы, викторины, филуменистические путешествия [ЮФ74, с.67].

В таблице № 1 представлены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея.

Таблица 1

Содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея

Содержание

1

Проведение бесед по методике и технике коллекционирования, коллективный просмотр индивидуальных коллекций, обсуждение достоинств и недостатков и рекомендации по устранению недостатков.

2

Проведение докладов, бесед, информационных сообщений о содержании полиграфических и художественных особенностях той или иной этикетки, серии, спичечной коробки, набора, тематической коллекции.

3

Организация встреч с лицами, имеющим отношения к событиям, изображенным на спичечной этикетке, каркоре.

4

Знакомство с биографиями выдающихся людей, историей городов, организаций, событий изображенных на спичечной этикетке, каркоре.

5

Организация тематических вечеров, филуменистических викторин, конкурсов на лучшую коллекцию или рассказ об этикетках.

6

Создание коллективных тематических и других коллекций, в том числе передвижных, а также учебных пособий из коллекционных материалов для школы.

7

Подготовка и проведение юношеских филуменистических выставок (школьных, городских, областных)

8

Участие в региональных, межрегиональных и национальных выставках.

9

Организация конкурсов на лучшую школьную газету, посвященную вопросам филумении, филателии, филокартии.

10

Создание в школе уголков филателиста и филумениста.

11

Монтаж стендов

Для работы образовательной площадки школы мы рекомендуем следующую тематику филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников, которая представлена в таблице № 2.

Таблица 2

Примерная тематика филуменистических коллекций

Содержание

I

История моей Родины

1

Основные даты истории моей Родины

2

Боевая слава России

3

Подвиги русских моряков

4

Моя республика (край, область)

5

Мой город

6

Природа моего края

II

Великая Отечественная война

1

Города-герои

2

Герои Великой Отечественной войны

3

Юные герои

4

Великая Отечественная вона в изобразительном искусстве

III

Писатели нашей Родины

IV

Искусство

1

Великие композиторы нашей Родины

2

Изобразительное искусство

3

Музеи нашей Родины

4

От архитектуры древней к архитектуре современной

5

Театральное искусство нашей Родины

6

Киноискусство

7

Балет

V

Великие ученые. Развитие науки и техники.

1

История химии. Ученые химики

2

История физики. Ученые физики

3

Развитие транспорта

4

Как человек учился летать (история авиации)

5

Морские путешествия и открытия

6

Полярные исследования

7

Мирный атом

8

Освоение космоса

VI

Флора и фауна

1

Зоогеографические зоны

2

Человек и животный мир

3

Красная книга природы

4

Охрана природы

5

Флора нашей страны

6

Фауна наших морей, рек и озер

7

Зоопарки и заповедники

8

Классификация животного мира

9

Классификация растительного мира

10

Зеленая аптека

VII

Спорт

1

Физкультура и спорт в России

2

Выдающиеся спортсмены

3

Олимпийские игры

VIII

История производства спичек и филумения

1

Спичечное производство

2

Спичечные фабрики России

3

Экспортная филумения

4

Рекламная филумения

5

Этикетки — свидетели нашей истории

6

Производство спичек в XXI веке

Особенностями патриотического воспитания школьников средствами филумении на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы являются: создание филуменистической образовательной площадки школы на базе школьного музея, где музей рассматривается как центр воспитательной работы школы с учетом возрастных особенной школьников. С целью выявления возможностей использования филумении как средства патриотического воспитания школьников на уроках и внеучебной деятельности школы мы составили экспериментальную программу «юные филуменисты». Нами определены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея, а также составлена примерная тематика филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников.

Литература:

  1. Другова Д. Д., Горлова О. А. Источниковедческий анализ коллекции спичечных этикеток эпохи хрущевской оттепели на основе экспонатов школьного музея. URL: https://school-science.ru/4/5/951 (дата обращения: 11.12.2021).
  2. Громов Ю. В. Использование спичечных этикеток в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» / Громов Ю. В. // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2020.- С. 71–74.
  3. Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.
  4. Громов Ю. В., Кудрин А. А. О возможностях патриотического воспитания студентов и школьников средствами филумении / 30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17 ноября 2021 г.) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2021. — С. 94–97.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание школьников, школьный музей, филателистическая образовательная площадка, форма работы, образовательная площадка, патриотическое воспитание, воспитательная работа школы, образовательная площадка школы, примерная тематика, спичечная этикетка.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства

Похожие статьи

Методика организации филателистической образовательной...

Филателистическая образовательная площадка может быть организована в любой школе студентом, проходящим практику на 4

Этапы работы школьников на филателистической образовательной площадке: организация работы в классе (фото 1); экспонат готов (фото 2).

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Для школьников работа музея может дать очень много положительного.

Разнообразные формы работы школьного музея могут быть использованы к решению обозначенной

Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

патриотическое воспитание, музей, родной край, III, Большереченский историко-этнографический музей, Большереченский район, Великая Отечественная война, внимание школьников, воспитание учащихся, малая родина.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на...

С введением в образовательный процесс нашей школы кадетских и юнармейских классов перед

Важную роль в рамках этой работы играет школьный музей, который обладает

На базе нашей школы с 2002 года действует музей семьи «Родные истоки», который создан...

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо

Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами...

Библиографическое описание: Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и

Роль музейной педагогики в процессе патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие этих качеств личности.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В рамках внеурочной деятельности в школе работает актив...

Похожие статьи

Методика организации филателистической образовательной...

Филателистическая образовательная площадка может быть организована в любой школе студентом, проходящим практику на 4

Этапы работы школьников на филателистической образовательной площадке: организация работы в классе (фото 1); экспонат готов (фото 2).

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Для школьников работа музея может дать очень много положительного.

Разнообразные формы работы школьного музея могут быть использованы к решению обозначенной

Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

патриотическое воспитание, музей, родной край, III, Большереченский историко-этнографический музей, Большереченский район, Великая Отечественная война, внимание школьников, воспитание учащихся, малая родина.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на...

С введением в образовательный процесс нашей школы кадетских и юнармейских классов перед

Важную роль в рамках этой работы играет школьный музей, который обладает

На базе нашей школы с 2002 года действует музей семьи «Родные истоки», который создан...

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо

Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами...

Библиографическое описание: Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и

Роль музейной педагогики в процессе патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие этих качеств личности.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В рамках внеурочной деятельности в школе работает актив...

Задать вопрос