Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы

Педагогика
11.04.2022
168
Поделиться
Библиографическое описание
Вершинин, Р. Р. Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы / Р. Р. Вершинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90224/.


В статье раскрываются педагогические условия использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школьников. Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства.

Патриотическое воспитание школьников — сложная проблема. В современной педагогической науке идет поиск новых средств и форм работы по патриотическому воспитанию. Мы предлагаем обратить ваше внимание на филуменистические средства, которые вместе с филателистическими средствами более 30 лет успешно использовались в работе по патриотическому воспитанию школьников [2,4].

Актуальность нашего исследования вызвана тем, что в последнее время появились исследовательские работы школьников под руководством учителя с использованием филуменистических средств, которые на Всероссийских конкурсах были удостоены высоких наград. Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].

Филуменистические средства включают в себя разные виды спичечных этикеток и коробков. В отдельные периоды в СССР различных спичечных этикеток выпускалось значительно больше, чем почтовых марок. Основными функциями спичечных этикеток являлись рекламная и пропагандистская [2].

В настоящее время в педагогической практике хорошо зарекомендовали себя филателистические образовательные площадки школы. Образовательной площадкой «Герценовский филателист» разработаны программы работы с юными филателистами, разработана методика организации филателистической образовательной площадки школы, методика проведения филателистической выставки в школе [3]. Существуют несколько десятков методических разработок филателистических экспонатов на различные темы. В нашем исследовании мы предлагаем на филателистической образовательной площадке школы организовать секцию юных филуменистов.

К педагогическим условиям использования филумении как средства патриотического воспитания на уроках «ОБЖ» и во внеучебной деятельности в школе мы относим:

1) создание среды для организации патриотического воспитания средствами филумении (образовательная площадка на базе музея школы — проект воспитательной деятельности школы);

2) составление экспериментальной двухгодичной программы «юные филуменисты», обеспечивающей все формы и методы работы с юными филуменистами;

3) составление методической разработки проведение филуменистической выставки в школе, перечня рекомендуемых коллекций по тематике патриотического воспитания.

4) составление методической разработки одностендового филуменистического экспоната для школьной или городской выставки.

5) тесная координация работы с образовательной площадкой «Герценовский филателист» (филуменистическая секция), методическая помощь, обеспечение филуменистическим материалом под защищенный проект или экспонат.

В процессе исследования нами определены педагогические условия эффективности патриотического воспитания школьников, которые предполагают: включение в учебно-воспитательную работу филуменистической выставочной деятельности и других форм работы образовательной площадки; работа образовательной площадки должна быть организована на базе музея школы; музей школы рассматривается нами как центр воспитательной работы школы.

Мы предлагает следующие формы и методы работы с юными филуменистами: встречи с взрослыми филуменистами, которые разрабатывают разнообразные актуальные и увлекательные темы, филуменистические выставки, утренники, вечера, диспуты, дискуссии, филуменистические обзоры, конкурсы, викторины, филуменистические путешествия [ЮФ74, с.67].

В таблице № 1 представлены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея.

Таблица 1

Содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея

Содержание

1

Проведение бесед по методике и технике коллекционирования, коллективный просмотр индивидуальных коллекций, обсуждение достоинств и недостатков и рекомендации по устранению недостатков.

2

Проведение докладов, бесед, информационных сообщений о содержании полиграфических и художественных особенностях той или иной этикетки, серии, спичечной коробки, набора, тематической коллекции.

3

Организация встреч с лицами, имеющим отношения к событиям, изображенным на спичечной этикетке, каркоре.

4

Знакомство с биографиями выдающихся людей, историей городов, организаций, событий изображенных на спичечной этикетке, каркоре.

5

Организация тематических вечеров, филуменистических викторин, конкурсов на лучшую коллекцию или рассказ об этикетках.

6

Создание коллективных тематических и других коллекций, в том числе передвижных, а также учебных пособий из коллекционных материалов для школы.

7

Подготовка и проведение юношеских филуменистических выставок (школьных, городских, областных)

8

Участие в региональных, межрегиональных и национальных выставках.

9

Организация конкурсов на лучшую школьную газету, посвященную вопросам филумении, филателии, филокартии.

10

Создание в школе уголков филателиста и филумениста.

11

Монтаж стендов

Для работы образовательной площадки школы мы рекомендуем следующую тематику филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников, которая представлена в таблице № 2.

Таблица 2

Примерная тематика филуменистических коллекций

Содержание

I

История моей Родины

1

Основные даты истории моей Родины

2

Боевая слава России

3

Подвиги русских моряков

4

Моя республика (край, область)

5

Мой город

6

Природа моего края

II

Великая Отечественная война

1

Города-герои

2

Герои Великой Отечественной войны

3

Юные герои

4

Великая Отечественная вона в изобразительном искусстве

III

Писатели нашей Родины

IV

Искусство

1

Великие композиторы нашей Родины

2

Изобразительное искусство

3

Музеи нашей Родины

4

От архитектуры древней к архитектуре современной

5

Театральное искусство нашей Родины

6

Киноискусство

7

Балет

V

Великие ученые. Развитие науки и техники.

1

История химии. Ученые химики

2

История физики. Ученые физики

3

Развитие транспорта

4

Как человек учился летать (история авиации)

5

Морские путешествия и открытия

6

Полярные исследования

7

Мирный атом

8

Освоение космоса

VI

Флора и фауна

1

Зоогеографические зоны

2

Человек и животный мир

3

Красная книга природы

4

Охрана природы

5

Флора нашей страны

6

Фауна наших морей, рек и озер

7

Зоопарки и заповедники

8

Классификация животного мира

9

Классификация растительного мира

10

Зеленая аптека

VII

Спорт

1

Физкультура и спорт в России

2

Выдающиеся спортсмены

3

Олимпийские игры

VIII

История производства спичек и филумения

1

Спичечное производство

2

Спичечные фабрики России

3

Экспортная филумения

4

Рекламная филумения

5

Этикетки — свидетели нашей истории

6

Производство спичек в XXI веке

Особенностями патриотического воспитания школьников средствами филумении на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы являются: создание филуменистической образовательной площадки школы на базе школьного музея, где музей рассматривается как центр воспитательной работы школы с учетом возрастных особенной школьников. С целью выявления возможностей использования филумении как средства патриотического воспитания школьников на уроках и внеучебной деятельности школы мы составили экспериментальную программу «юные филуменисты». Нами определены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея, а также составлена примерная тематика филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников.

Литература:

  1. Другова Д. Д., Горлова О. А. Источниковедческий анализ коллекции спичечных этикеток эпохи хрущевской оттепели на основе экспонатов школьного музея. URL: https://school-science.ru/4/5/951 (дата обращения: 11.12.2021).
  2. Громов Ю. В. Использование спичечных этикеток в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» / Громов Ю. В. // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2020.- С. 71–74.
  3. Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.
  4. Громов Ю. В., Кудрин А. А. О возможностях патриотического воспитания студентов и школьников средствами филумении / 30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17 ноября 2021 г.) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2021. — С. 94–97.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотическое воспитание
филуменистические средства
спичечная этикетка
наглядные образовательные средства
Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 183-186):
Часть 3 (стр. 165-235)
Расположение в файле:
стр. 165стр. 183-186стр. 235

Молодой учёный