В статье раскрываются педагогические условия использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школьников. Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства.
Патриотическое воспитание школьников — сложная проблема. В современной педагогической науке идет поиск новых средств и форм работы по патриотическому воспитанию. Мы предлагаем обратить ваше внимание на филуменистические средства, которые вместе с филателистическими средствами более 30 лет успешно использовались в работе по патриотическому воспитанию школьников [2,4].
Актуальность нашего исследования вызвана тем, что в последнее время появились исследовательские работы школьников под руководством учителя с использованием филуменистических средств, которые на Всероссийских конкурсах были удостоены высоких наград. Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].
Филуменистические средства включают в себя разные виды спичечных этикеток и коробков. В отдельные периоды в СССР различных спичечных этикеток выпускалось значительно больше, чем почтовых марок. Основными функциями спичечных этикеток являлись рекламная и пропагандистская [2].
В настоящее время в педагогической практике хорошо зарекомендовали себя филателистические образовательные площадки школы. Образовательной площадкой «Герценовский филателист» разработаны программы работы с юными филателистами, разработана методика организации филателистической образовательной площадки школы, методика проведения филателистической выставки в школе [3]. Существуют несколько десятков методических разработок филателистических экспонатов на различные темы. В нашем исследовании мы предлагаем на филателистической образовательной площадке школы организовать секцию юных филуменистов.
К педагогическим условиям использования филумении как средства патриотического воспитания на уроках «ОБЖ» и во внеучебной деятельности в школе мы относим:
1) создание среды для организации патриотического воспитания средствами филумении (образовательная площадка на базе музея школы — проект воспитательной деятельности школы);
2) составление экспериментальной двухгодичной программы «юные филуменисты», обеспечивающей все формы и методы работы с юными филуменистами;
3) составление методической разработки проведение филуменистической выставки в школе, перечня рекомендуемых коллекций по тематике патриотического воспитания.
4) составление методической разработки одностендового филуменистического экспоната для школьной или городской выставки.
5) тесная координация работы с образовательной площадкой «Герценовский филателист» (филуменистическая секция), методическая помощь, обеспечение филуменистическим материалом под защищенный проект или экспонат.
В процессе исследования нами определены педагогические условия эффективности патриотического воспитания школьников, которые предполагают: включение в учебно-воспитательную работу филуменистической выставочной деятельности и других форм работы образовательной площадки; работа образовательной площадки должна быть организована на базе музея школы; музей школы рассматривается нами как центр воспитательной работы школы.
Мы предлагает следующие формы и методы работы с юными филуменистами: встречи с взрослыми филуменистами, которые разрабатывают разнообразные актуальные и увлекательные темы, филуменистические выставки, утренники, вечера, диспуты, дискуссии, филуменистические обзоры, конкурсы, викторины, филуменистические путешествия [ЮФ74, с.67].
В таблице № 1 представлены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея.
Таблица 1
Содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея
№ |
Содержание |
1 |
Проведение бесед по методике и технике коллекционирования, коллективный просмотр индивидуальных коллекций, обсуждение достоинств и недостатков и рекомендации по устранению недостатков. |
2 |
Проведение докладов, бесед, информационных сообщений о содержании полиграфических и художественных особенностях той или иной этикетки, серии, спичечной коробки, набора, тематической коллекции. |
3 |
Организация встреч с лицами, имеющим отношения к событиям, изображенным на спичечной этикетке, каркоре. |
4 |
Знакомство с биографиями выдающихся людей, историей городов, организаций, событий изображенных на спичечной этикетке, каркоре. |
5 |
Организация тематических вечеров, филуменистических викторин, конкурсов на лучшую коллекцию или рассказ об этикетках. |
6 |
Создание коллективных тематических и других коллекций, в том числе передвижных, а также учебных пособий из коллекционных материалов для школы. |
7 |
Подготовка и проведение юношеских филуменистических выставок (школьных, городских, областных) |
8 |
Участие в региональных, межрегиональных и национальных выставках. |
9 |
Организация конкурсов на лучшую школьную газету, посвященную вопросам филумении, филателии, филокартии. |
10 |
Создание в школе уголков филателиста и филумениста. |
11 |
Монтаж стендов |
Для работы образовательной площадки школы мы рекомендуем следующую тематику филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников, которая представлена в таблице № 2.
Таблица 2
Примерная тематика филуменистических коллекций
№ |
Содержание |
I |
История моей Родины |
1 |
Основные даты истории моей Родины |
2 |
Боевая слава России |
3 |
Подвиги русских моряков |
4 |
Моя республика (край, область) |
5 |
Мой город |
6 |
Природа моего края |
II |
Великая Отечественная война |
1 |
Города-герои |
2 |
Герои Великой Отечественной войны |
3 |
Юные герои |
4 |
Великая Отечественная вона в изобразительном искусстве |
III |
Писатели нашей Родины |
IV |
Искусство |
1 |
Великие композиторы нашей Родины |
2 |
Изобразительное искусство |
3 |
Музеи нашей Родины |
4 |
От архитектуры древней к архитектуре современной |
5 |
Театральное искусство нашей Родины |
6 |
Киноискусство |
7 |
Балет |
V |
Великие ученые. Развитие науки и техники. |
1 |
История химии. Ученые химики |
2 |
История физики. Ученые физики |
3 |
Развитие транспорта |
4 |
Как человек учился летать (история авиации) |
5 |
Морские путешествия и открытия |
6 |
Полярные исследования |
7 |
Мирный атом |
8 |
Освоение космоса |
VI |
Флора и фауна |
1 |
Зоогеографические зоны |
2 |
Человек и животный мир |
3 |
Красная книга природы |
4 |
Охрана природы |
5 |
Флора нашей страны |
6 |
Фауна наших морей, рек и озер |
7 |
Зоопарки и заповедники |
8 |
Классификация животного мира |
9 |
Классификация растительного мира |
10 |
Зеленая аптека |
VII |
Спорт |
1 |
Физкультура и спорт в России |
2 |
Выдающиеся спортсмены |
3 |
Олимпийские игры |
VIII |
История производства спичек и филумения |
1 |
Спичечное производство |
2 |
Спичечные фабрики России |
3 |
Экспортная филумения |
4 |
Рекламная филумения |
5 |
Этикетки — свидетели нашей истории |
6 |
Производство спичек в XXI веке |
Особенностями патриотического воспитания школьников средствами филумении на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы являются: создание филуменистической образовательной площадки школы на базе школьного музея, где музей рассматривается как центр воспитательной работы школы с учетом возрастных особенной школьников. С целью выявления возможностей использования филумении как средства патриотического воспитания школьников на уроках и внеучебной деятельности школы мы составили экспериментальную программу «юные филуменисты». Нами определены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея, а также составлена примерная тематика филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников.
Литература:
- Другова Д. Д., Горлова О. А. Источниковедческий анализ коллекции спичечных этикеток эпохи хрущевской оттепели на основе экспонатов школьного музея. URL: https://school-science.ru/4/5/951 (дата обращения: 11.12.2021).
- Громов Ю. В. Использование спичечных этикеток в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» / Громов Ю. В. // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2020.- С. 71–74.
- Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.
- Громов Ю. В., Кудрин А. А. О возможностях патриотического воспитания студентов и школьников средствами филумении / 30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17 ноября 2021 г.) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2021. — С. 94–97.