Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Вершинин, Р. Р. Патриотическое воспитание школьников на основе использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы / Р. Р. Вершинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90224/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрываются педагогические условия использования филуменистических средств на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школьников. Рассмотрены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея. Предложена примерная тематика учебных филуменистических коллекций.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства.

Патриотическое воспитание школьников — сложная проблема. В современной педагогической науке идет поиск новых средств и форм работы по патриотическому воспитанию. Мы предлагаем обратить ваше внимание на филуменистические средства, которые вместе с филателистическими средствами более 30 лет успешно использовались в работе по патриотическому воспитанию школьников [2,4].

Актуальность нашего исследования вызвана тем, что в последнее время появились исследовательские работы школьников под руководством учителя с использованием филуменистических средств, которые на Всероссийских конкурсах были удостоены высоких наград. Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].

Филуменистические средства включают в себя разные виды спичечных этикеток и коробков. В отдельные периоды в СССР различных спичечных этикеток выпускалось значительно больше, чем почтовых марок. Основными функциями спичечных этикеток являлись рекламная и пропагандистская [2].

В настоящее время в педагогической практике хорошо зарекомендовали себя филателистические образовательные площадки школы. Образовательной площадкой «Герценовский филателист» разработаны программы работы с юными филателистами, разработана методика организации филателистической образовательной площадки школы, методика проведения филателистической выставки в школе [3]. Существуют несколько десятков методических разработок филателистических экспонатов на различные темы. В нашем исследовании мы предлагаем на филателистической образовательной площадке школы организовать секцию юных филуменистов.

К педагогическим условиям использования филумении как средства патриотического воспитания на уроках «ОБЖ» и во внеучебной деятельности в школе мы относим:

1) создание среды для организации патриотического воспитания средствами филумении (образовательная площадка на базе музея школы — проект воспитательной деятельности школы);

2) составление экспериментальной двухгодичной программы «юные филуменисты», обеспечивающей все формы и методы работы с юными филуменистами;

3) составление методической разработки проведение филуменистической выставки в школе, перечня рекомендуемых коллекций по тематике патриотического воспитания.

4) составление методической разработки одностендового филуменистического экспоната для школьной или городской выставки.

5) тесная координация работы с образовательной площадкой «Герценовский филателист» (филуменистическая секция), методическая помощь, обеспечение филуменистическим материалом под защищенный проект или экспонат.

В процессе исследования нами определены педагогические условия эффективности патриотического воспитания школьников, которые предполагают: включение в учебно-воспитательную работу филуменистической выставочной деятельности и других форм работы образовательной площадки; работа образовательной площадки должна быть организована на базе музея школы; музей школы рассматривается нами как центр воспитательной работы школы.

Мы предлагает следующие формы и методы работы с юными филуменистами: встречи с взрослыми филуменистами, которые разрабатывают разнообразные актуальные и увлекательные темы, филуменистические выставки, утренники, вечера, диспуты, дискуссии, филуменистические обзоры, конкурсы, викторины, филуменистические путешествия [ЮФ74, с.67].

В таблице № 1 представлены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея.

Таблица 1

Содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея

Содержание

1

Проведение бесед по методике и технике коллекционирования, коллективный просмотр индивидуальных коллекций, обсуждение достоинств и недостатков и рекомендации по устранению недостатков.

2

Проведение докладов, бесед, информационных сообщений о содержании полиграфических и художественных особенностях той или иной этикетки, серии, спичечной коробки, набора, тематической коллекции.

3

Организация встреч с лицами, имеющим отношения к событиям, изображенным на спичечной этикетке, каркоре.

4

Знакомство с биографиями выдающихся людей, историей городов, организаций, событий изображенных на спичечной этикетке, каркоре.

5

Организация тематических вечеров, филуменистических викторин, конкурсов на лучшую коллекцию или рассказ об этикетках.

6

Создание коллективных тематических и других коллекций, в том числе передвижных, а также учебных пособий из коллекционных материалов для школы.

7

Подготовка и проведение юношеских филуменистических выставок (школьных, городских, областных)

8

Участие в региональных, межрегиональных и национальных выставках.

9

Организация конкурсов на лучшую школьную газету, посвященную вопросам филумении, филателии, филокартии.

10

Создание в школе уголков филателиста и филумениста.

11

Монтаж стендов

Для работы образовательной площадки школы мы рекомендуем следующую тематику филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников, которая представлена в таблице № 2.

Таблица 2

Примерная тематика филуменистических коллекций

Содержание

I

История моей Родины

1

Основные даты истории моей Родины

2

Боевая слава России

3

Подвиги русских моряков

4

Моя республика (край, область)

5

Мой город

6

Природа моего края

II

Великая Отечественная война

1

Города-герои

2

Герои Великой Отечественной войны

3

Юные герои

4

Великая Отечественная вона в изобразительном искусстве

III

Писатели нашей Родины

IV

Искусство

1

Великие композиторы нашей Родины

2

Изобразительное искусство

3

Музеи нашей Родины

4

От архитектуры древней к архитектуре современной

5

Театральное искусство нашей Родины

6

Киноискусство

7

Балет

V

Великие ученые. Развитие науки и техники.

1

История химии. Ученые химики

2

История физики. Ученые физики

3

Развитие транспорта

4

Как человек учился летать (история авиации)

5

Морские путешествия и открытия

6

Полярные исследования

7

Мирный атом

8

Освоение космоса

VI

Флора и фауна

1

Зоогеографические зоны

2

Человек и животный мир

3

Красная книга природы

4

Охрана природы

5

Флора нашей страны

6

Фауна наших морей, рек и озер

7

Зоопарки и заповедники

8

Классификация животного мира

9

Классификация растительного мира

10

Зеленая аптека

VII

Спорт

1

Физкультура и спорт в России

2

Выдающиеся спортсмены

3

Олимпийские игры

VIII

История производства спичек и филумения

1

Спичечное производство

2

Спичечные фабрики России

3

Экспортная филумения

4

Рекламная филумения

5

Этикетки — свидетели нашей истории

6

Производство спичек в XXI веке

Особенностями патриотического воспитания школьников средствами филумении на уроках ОБЖ и во внеучебной деятельности школы являются: создание филуменистической образовательной площадки школы на базе школьного музея, где музей рассматривается как центр воспитательной работы школы с учетом возрастных особенной школьников. С целью выявления возможностей использования филумении как средства патриотического воспитания школьников на уроках и внеучебной деятельности школы мы составили экспериментальную программу «юные филуменисты». Нами определены содержание и формы работы филателистической образовательной площадки (филуменистическая секция) на базе школьного музея, а также составлена примерная тематика филуменистических коллекций по патриотическому воспитанию школьников.

Литература:

  1. Другова Д. Д., Горлова О. А. Источниковедческий анализ коллекции спичечных этикеток эпохи хрущевской оттепели на основе экспонатов школьного музея. URL: https://school-science.ru/4/5/951 (дата обращения: 11.12.2021).
  2. Громов Ю. В. Использование спичечных этикеток в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» / Громов Ю. В. // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2020.- С. 71–74.
  3. Громов Ю. В. Методика организации филателистической образовательной площадки в школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1. — С. 56–59.
  4. Громов Ю. В., Кудрин А. А. О возможностях патриотического воспитания студентов и школьников средствами филумении / 30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17 ноября 2021 г.) / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена — Санкт-Петербург, 2021. — С. 94–97.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание школьников, школьный музей, филателистическая образовательная площадка, форма работы, образовательная площадка, патриотическое воспитание, воспитательная работа школы, образовательная площадка школы, примерная тематика, спичечная этикетка.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, филуменистические средства, спичечная этикетка, наглядные образовательные средства

Похожие статьи

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии, представлены возможности использования экскурс...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методического комплекта темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды», представлены цели, задачи, описаны предполага...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы)

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошло...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Похожие статьи

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии, представлены возможности использования экскурс...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методического комплекта темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды», представлены цели, задачи, описаны предполага...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы)

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошло...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Задать вопрос