Народ как субъект конституционно-правовых отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 14.04.2022

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Шарифова, И. Э. Народ как субъект конституционно-правовых отношений / И. Э. Шарифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90210/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья направлена на рассмотрение народа в качестве субъекта конституционно-правовых отношений и анализ некоторых Конституций, упоминающих данных субъектов конституционного права.

Ключевые слова: субъект конституционно-правовых отношений, народ, избирательное право.

This article is aimed at considering the people as a subject of constitutional and legal relations and analyzing some Constitutions that mention these subjects of constitutional law.

Keywords: subject of constitutional and legal relations, people, electoral law.

Особым субъектом в системе конституционно-правовых отношений является народ. Большинство авторов считают, что народ выступает лишь частью населения страны и включает в себя граждан, имеющих активное избирательное право, т.е право избирать. Другими словами народ представляет собой избирательный корпус, в качестве которого население выступает как участник конституционно-правовых отношений. [4,с.1].

Особенность конституционно-правовых отношений заключается в том, что в них существует в той или иной мере публично-правовой элемент. Особое место в данной системе отношений занимает народ.

Одним из отличительных особенностей системы субъектов конституционного права является то, что в них обладателем прав и обязанностей может быть и население государства в целом. Другими словами, выступает не только народ в форме публичной организации в лице государства, но и народ непосредственно в качестве населения страны, которые определяют большинство вопросов ее государственное развитие. [1,с.24].

По мнению Чиркина В.Е, к числу субъектов конституционно-правовых отношений включают — социальные и национальные общности (в частности народ, который является источником власти). [2,с.22].

В научной и учебной литературе, выделяют следующие субъекты конституционно-правовых отношений в зависимости от количества: индивидуальные и коллективным. Народ (часть народа) как субъект конституционного права относится к числу коллективных субъектов. [3,с.27–28].

По мнению М. В. Баглая, на сегодняшний день в конституционном праве в качестве источника власти признается исключительно народ.

В Конституциях большинства стран закрепляется запрет на присвоение государственной власти отдельной личностью, так и частью народа. Власть осуществляется народом с помощью различных юридических процедур.

В первую очередь, выражается в наличии избирательных прав у граждан, т.е права избирать или быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Безусловно, также применяется референдум, примечательно то, что в большинстве странах в процессе становления институт референдума имеет и такую уникальность, как проведение референдума по инициативе народа, в том случае, когда выдвижение какого-либо проекта закона на голосование, которое реализуется в пределах конституционно-правовых процедур, способна зависеть от инициативы конкретного количества избирателей. Следует иметь ввиду, что подобная практика большое распространение получило в западноевропейских странах. [1, с.29].

К примеру, в Конституции Франции в ст.3 закреплено наличие у народа национального суверенитета, осуществляемая ими через собственных представителей или с помощью референдума, т.е народ выступает в качестве источника власти. Однако, устанавливается запрет на присвоение государственной власти какой-либо частью народа или отдельной личностью. Данной статьей также предусматривается обладание французскими гражданами избирательных прав, так избирателями могут быть все граждане Франции, достигшие совершеннолетнего возраста, которые применяют гражданские и политические права. [5]. Основным принципом французской Республики является: правление народа, через народ и для народа. [2, с.106].

Многие подчеркивают, что, несмотря на разнообразие субъектов конституционного права, отличия в их правовом статусе, авторы обращают внимание на то, что главным субъектом конституционного права является человек, поскольку именно его права и свободы закрепляют содержание и смысл конституционного права. [1, с.29].

Аналогичное можно проанализировать в Конституции Венгрии ст.2 ч.2 которого гласит, что венгерский народ обладает всевластием, осуществляемое ими через избранных представителей и непосредственно. В ст.2 ч.3 Конституции Венгрии указывается деятельность определенных субъектов, в частности гражданин, которые не имеют права осуществлять ее, если она имеет цель захвата и осуществления власти с применением насилия.

В соответствии со ст.5 Конституции Венгрии можно говорить о приоритете свободы и власти народа. [6].

Отметим Конституцию Швеции ст.1, которая подразумевает народ как источник власти, соответственно, вся государственная власть в Швеции исходит от него. Народ Швеции осуществляет правление на основе свободного установления мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. В данном случае, правление происходит при помощи государственного строя, которая базируется на представительной и парламентской системе, а также при помощи коммунального самоуправления [7].

Например, в Конституции Монголии также упоминается субъект конституционного права — народ. Так, согласно ст.3 власть в Монголии сосредотачиваются у народа, которая реализует ее непосредственно путем принятия участия в деятельности страны или посредством избранных им органы представительной власти. В частности, закрепляется запрет на захват власти незаконным путем или ее попытка. На основе ст.6 Конституции Монголии можно установить, что богатства природы могут принадлежать только народу.

Следует отметить, что согласно ст.16 п.10 Конституции Монголии закрепляется право на участие непосредственно и через представительных органов в регулировании делами страны, а в соответствии со ст.16 п.11 гражданам Монголии предоставляются избирательные права — право избирать и быть избранными. Данное право возникает в Монголии при достижении 18-летнего возраста. [8].

Представляется, что народ является субъектом конституционно-правовых отношений и обладает рядом особенностей. Во многих странах признается данный субъект конституционного права и закрепляется в Конституциях наличие у них власти, но с установлением запрета на ее захват. Народ реализует свою власть посредством правовых процедур, в частности, наделяется избирательными правами, т.е правом избирать и быть избранными. Исходя из приведенных примеров Конституций (Франции, Венгрии, Швеция и Монголии) следует, что народ является субъектом конституционно-правовых отношений и занимает важное место в осуществлении власти. [1,с.29].

Литература:

  1. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — 4е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2016. — 976 с.
  2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. — 9е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРАМ, 2021. — 528 с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для бакалавриата / отв. ред. В. В. Невинский. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 432 с. — DOI 10.12737/1816465.
  4. Казанник А. И. Народ как субъект конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 3–6.
  5. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665–682.
  6. Конституция/ Основной закон Венгрии (25 апреля 2011 года)/ https://worldconstitutions.ru/?p=298. (дата обращения: 06.04.2022 г.).
  7. Конституция Швеции (6 июня 1809 года)/ https://legalns.com/download/books/cons/sweden.pdf. (дата обращения: 06.04.2022г.).
  8. Конституция Монголии (13 января 1992 года)/ https://worldconstitutions.ru/?p=33.,(дата обращения: 06.04.2022 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): народ, государственная власть, Конституция Венгрии, Конституция Монголии, Монголия, отношение, субъект, источник власти, отдельная личность, Швеция.


Ключевые слова

народ, избирательное право, субъект конституционно-правовых отношений

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Монголия, Соёмбо, аймак, Великий Государственный Хурал, Президент, Правительство, Конституция. Государство в Центральной Азии. По форме государственного устройства Республика Монголия — унитарное государство.

Политико-правовые основы шведской модели социального...

Суд в Швеции выделен в независимую ветвь власти. Отличием деятельности органов администрации от органов суда служит порядок

Таким образом, государственная власть добровольно принимает на себя ограничения и предусматривает санкции за их нарушение.

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

В соответствии с положениями Конституции действовали общеимперские органы государственной власти

Государства, являвшиеся членами союза, в случае не выполнения согласных с конституцией союзных обязанностей, могли быть принуждены к этому.

Российское и зарубежное законодательство в отношении...

Российское и зарубежное законодательство в отношении коренных малочисленных народов Севера. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020...Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей...

Например, Францию отличает строгая централизация власти [10]. Названная страна, поделенная на коммуны, департаменты и регионы, издавна

Скандинавская модель местного самоуправления ориентирована на такие страны, как Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия.

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Монголия, Соёмбо, аймак, Великий Государственный Хурал, Президент, Правительство, Конституция. Государство в Центральной Азии. По форме государственного устройства Республика Монголия — унитарное государство.

Политико-правовые основы шведской модели социального...

Суд в Швеции выделен в независимую ветвь власти. Отличием деятельности органов администрации от органов суда служит порядок

Таким образом, государственная власть добровольно принимает на себя ограничения и предусматривает санкции за их нарушение.

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

В соответствии с положениями Конституции действовали общеимперские органы государственной власти

Государства, являвшиеся членами союза, в случае не выполнения согласных с конституцией союзных обязанностей, могли быть принуждены к этому.

Российское и зарубежное законодательство в отношении...

Российское и зарубежное законодательство в отношении коренных малочисленных народов Севера. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020...Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в...

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

законодательная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, нормативный правовой акт, суд, судебная практика, судебное нормотворчество, государственная власть.

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей...

Например, Францию отличает строгая централизация власти [10]. Названная страна, поделенная на коммуны, департаменты и регионы, издавна

Скандинавская модель местного самоуправления ориентирована на такие страны, как Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия.

Задать вопрос