От парадигмальной методологии – к качеству современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Чечева Н. А. От парадигмальной методологии – к качеству современного образования // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 456-457. — URL https://moluch.ru/archive/41/5004/ (дата обращения: 12.12.2018).

Кардинальные преобразования в социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества задали новый уровень качества школьного образования, нацеленный на совершенствование человеческого потенциала. Для успешного развития страны нужны люди с новым мышлением, мотивацией и стилем поведения, способные жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Сформирован новый социальный заказ системе образования, определяющий пути ее развития на обозримую перспективу.

Все это актуализирует необходимость определения методологических позиций обновления образовательного процесса как основы мыследеятельности и практики учителя.

Важнейшим из методологических оснований выступает парадигмальный подход, базовым понятием которого является «парадигма» (в пер. с греч. «образец», «модель»). Термин, введенный в науку американским ученым Т.Куном [1] и отражающий специфику мировосприятия в рамках того или иного научного сообщества, прочно вошел в понятийный аппарат современной педагогической науки и образовательной практики. Существующие определения образовательной парадигмы сводятся к пониманию ее как теоретико-нормативной модели, отражающей систему ценностей педагога, источники и способы целеполагания, особенности содержания и технологического обеспечения образовательного процесса, особенности взаимоотношений его участников. Тем самым образовательная парадигма выступает основой построения образовательного процесса и концептуализации профессиональной деятельности педагога, придавая ей черты целесообразности, осмысленности, структурированности и направленности.

Каждая парадигма имеет свои возможности, границы применения, продиктованные историко-культурными, социально-экономическими, организационно-управленческими и другими условиями. Субъективные и объективные ограничения в деятельности, возникающие в зависимости от ценностных оснований и норм, принятых в той или иной парадигме, определяют специфику образовательного процесса, его качественные характеристики.

Любой образовательный процесс разворачивается в контексте социально-педагогического пространства, организованного по тем или иным парадигмальным законам, определяющим выбор ценностей, результатов, методик и технологий, нормативов, регламентирующих педагогическую деятельность.

До недавнего времени отечественная система образования развивалась на основе монопарадигмального видения образовательной практики, направленной на формирование у обучающихся прочных систематизированных знаний, освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Ориентация на принципы классической рациональности, адаптацию человеческих качеств к производственным, технологическим, экономическим требованиям приводила к внешней жесткой детерминированности педагогической деятельности, нацеленности на передачу максимального объема знаний, унифицированности мышления духовно-нравственной основы человеческого становления. Успешно отвечая на вызовы того времени, данная парадигма обусловливала ценностно единообразное построение образовательного процесса.

В настоящее время мы имеем иную ситуацию. Смысловые ориентиры современного образования представлены широким спектром ценностей, определяющим идеал образованности, складывающийся в обществе. Во главу угла поставлено становление личности, способной жить в условиях высокотехнологичного, конкурентного мира, успешного гражданина своей страны, владеющего современными знаниями, компетенциями, воспитанного на основе идеалов гражданского общества, единства национальных и общечеловеческих ценностей. Это находит отражение в содержательном наполнении качества образования, выступающего ведущей идеей Федеральных государственных образовательных стандартов, устанавливающих требования и нормы, принимаемые за эталон качества образования, адекватного современным и даже прогнозируемым запросам личности, общества, государства. Обозначенная в стандартах система образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) обеспечивает «приращение» личностных ресурсов человека, включая мотивационные (ценностные ориентации, потребности и т.д.), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Чтобы реализовать это многокачественное «приращение», отражающее сформированность компетентностей, универсальных учебных действий и т.д., необходимо обратиться к разным парадигмальным подходам (традиционному знаниевому, личностно ориентированному, антропологическому, компетентностному) с целью проектирования полноценного пространства развития человека, поскольку к настоящему моменту не сформировалась модель, которая бы обеспечивала решение заявленного спектра актуальных задач. Это приводит к необходимости применения парадигмального синтеза (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление) при построении образовательного процесса, что придает современной образовательной практике полипарадигмальный характер.

Цена вопроса – прорыв в эффективность, в достижение нового качества образования.

Литература

1. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная практика, образовательная парадигма.


Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

педагогическая парадигма, образовательная парадигма, парадигма, парадигма образования, образовательный процесс, теория, научное сообщество, историко-педагогическое развитие...

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Ключевые слова: парадигма, концепция, стратегия, педагогическая поддержка, сопровождение.

Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому компоненту образовательного процесса.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция...

Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. Происходит смена образовательной парадигмы...

Гуманитаризация образовательных практик в системе

Таким образом, гуманитарная стратегия построения образовательных практик в системе

Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии.

деятельность, педагогическая деятельность, образовательный процесс...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

образовательный процесс, современный педагог, педагог, психолого-педагогическое сопровождение, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, образовательная среда...

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте...

[2] Гуманитарная образовательная парадигма призвана обеспечить: целостный характер познания педагогических процессов и явлений; их обусловленность внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейный, кризисный характер саморазвития...

Качество образования как педагогическая проблема

...обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс, учебный материал, критерий образованности, образовательная практика, научное знание, личностная

качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Деятельностный подход как парадигма модернизации...

Именно в учебной деятельности развиваются психические характеристики личности ребёнка. При этом согласно теории А.Н. Леонтьева главным в образовательном процессе является не накопление знаний учеником...

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов...

Таким образом, антропологическая парадигма в современной педагогике ориентирована на ценностно-смысловое содержание педагогической деятельности в контексте образовательного процесса.

Педагогические технологии в образовательной практике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

педагогическая парадигма, образовательная парадигма, парадигма, парадигма образования, образовательный процесс, теория, научное сообщество, историко-педагогическое развитие...

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Ключевые слова: парадигма, концепция, стратегия, педагогическая поддержка, сопровождение.

Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому компоненту образовательного процесса.

Смена образовательной парадигмы как ведущая тенденция...

Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. Происходит смена образовательной парадигмы...

Гуманитаризация образовательных практик в системе

Таким образом, гуманитарная стратегия построения образовательных практик в системе

Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии.

деятельность, педагогическая деятельность, образовательный процесс...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

образовательный процесс, современный педагог, педагог, психолого-педагогическое сопровождение, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, образовательное учреждение, образовательная среда...

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте...

[2] Гуманитарная образовательная парадигма призвана обеспечить: целостный характер познания педагогических процессов и явлений; их обусловленность внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейный, кризисный характер саморазвития...

Качество образования как педагогическая проблема

...обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс, учебный материал, критерий образованности, образовательная практика, научное знание, личностная

качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Деятельностный подход как парадигма модернизации...

Именно в учебной деятельности развиваются психические характеристики личности ребёнка. При этом согласно теории А.Н. Леонтьева главным в образовательном процессе является не накопление знаний учеником...

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов...

Таким образом, антропологическая парадигма в современной педагогике ориентирована на ценностно-смысловое содержание педагогической деятельности в контексте образовательного процесса.

Педагогические технологии в образовательной практике.

Задать вопрос