Библиографическое описание:

Прокофьева М. А., Утегенов Е. К., Куракбаева А. Ж. Мониторинг психологической готовности допризывников к защите Отечества // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 420-426.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с психологической подготовкой подрастающего поколения к защите Отечества. В процессе исследования были получены результаты, подтверждающие идею нашего исследования.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, психологическая готовность.

Психологическая готовность к защите Отечества представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, она интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значимыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, её демократическое переустройство), так и негативными (сепаратистское стремление к отделению от своего государства, космополитическое пренебрежение им) мотивами. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражается и закрепляется в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам государства. Истинная ценность патриотизма особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, он способен мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времён и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разрушения материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряжённого труда, обращение к святым для каждого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилизации самых различных слоев казахстанского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения обществу и государству.

Необходимость проведения специальной работы по мониторингу психологической готовности к защите Отечества через патриотическое воспитание рассматривается нами как апробация теоретической части нашего исследования. С этой целью был проведен эксперимент. Экспериментом было охвачено 50 учеников юношей и девушек допризывного возраста.

На первом этапе эксперимента нами была разработана и анкета, позволяющая, на наш взгляд, выявить отношение допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.





Отношение старшеклассников средних школ г. Талдыкоргана к службе в армии

Анализ анкетирования показал, что в целом отношение большинства опрошенных старшеклассников к армии и всеобщей воинской обязанности можно назвать вполне благоприятным. Результаты опроса показывают, что только 13% выступают против обязательной службы в армии и хотели бы избежать этой участи, в то время как почти две трети опрошенных (61%) считают службу в армии делом чести любого уважающего себя мужчины.

Отношение к службе в армии в зависимости от пола

Выбор формы службы в армии в зависимости от пола

Как видно из гистограммы на вопрос о предпочтительности той или иной формы службы в армии мнения разделились практически только между двумя вариантами: почти половина респондентов (46%) предпочла бы служить в армии по призыву, а примерно треть (30%) – по контракту. Третий вариант – альтернативная служба привлекает очень немногих (7,5%), возможно, потому, что о ней знают очень мало.

Таким образом, полученные в ходе опроса данные не подтверждают в полной мере широко распространенного в обществе убеждения в том, что современная молодежь относится к службе в армии однозначно негативно и не хочет служить в ней. Как раз наоборот, большинство 17-летних молодых людей достаточно позитивно относятся к всеобщей воинской обязанности, а по отношению к сегодняшней ситуации в Казахстанской армии они действительно испытывают весьма противоречивые чувства и эмоции. С одной стороны, каждый четвертый (26%) испытывает тревогу, с другой, – каждый пятый (21%) чувствует уважение; с одной стороны, 15% опрошенных молодых людей испытывают гордость за Казахстанскую армию, с другой, – по 9% чувствуют страх и стыд при мысли о ней.

Необходимо заметить, что девушки намного чаще юношей испытывают чувства тревоги и страха при мыслях о современной Казахстанской армии, возможно, в силу своей большей эмоциональности и впечатлительности.

Эмоциональное отношение к армии в зависимости от пола респондента

Следующий этап нашей работы заключался в том, что мы провели анкетирование допризывников на выявление знаний о патриотическом воспитании. Результаты анкетирования показали, что большее количество респондентов (65%) не понимают сущности патриотического и военно-патриотического воспитания.

Далее мы провели социологический опрос и задали респондентам следующие вопросы:


  1. Надо ли в нашей стране больше уделять внимание патриотическому воспитанию?



Как показывает гистограмма 89% респондентов дали положительный ответ; 5% – отрицательный ответ; у 6% – данный вопрос вызвал затруднение.



  1. Есть ли необходимость обратиться к опыту патриотического воспитания Советского времени?



62% респондентов дали положительный ответ, 22% отрицательный ответ; у 16% данный вопрос вызвал затруднение.



  1. Нужно ли обращаться к опыту патриотического воспитания зарубежных стран?





40% считают, что на данном этапе не нужно обращаться к опыту патриотического воспитания других стран; 31% респондентов считает, что необходимо обратиться к опыту других стран; у 29% респондентов данный вопрос вызвал затруднение.

  1. Воспитывается ли в современной школе патриотизм?



58% респондентов ответили, что в современной школе не воспитывается патриотизм; 20% респондентов ответили положительно; у 22% данный вопрос вызвал затруднение.



5. Воспитывают ли средства массовой информации патриотизм у подрастающего поколения?

69% респондентов ответили, что средства массовой информации не воспитывают патриотизм; 19% дали положительный ответ; у 12% данный вопрос вызвал затруднение.

6. Воспитывает ли казахстанская семья патриотизм?

44% респондентов ответили, что современная казахстанская семья воспитывает патриотизм; 39% дали отрицательный ответ; у 17% респондентов данный вопрос вызвал затруднение.

Таким образом, результаты опроса показали, что знания респондентов о патриотизме находятся на низком уровне.

Далее мы решили выяснить, привлекает ли допризывников служба в Армии. Результаты данного анкетирования показали, что 55% допризывников не привлекает служба в Армии.

Последующий этап заключался в проведении тестирования на знание закона РК о воинской службе.

Результаты данного тестирования показали, что 75% допризывников не знают закона РК о воинской службе.

Таким образом, результаты эксперимента демонстрируют острую необходимость расширения военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. В связи с этим мы разработали методику опытно-педагогической работы по формированию психологической готовности допризывной молодежи к защите Отечества.

Формирование психологической готовности допризывника к защите Отечества процесс сложный и многогранный.

На организационно-методическом этапе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена в учебный процесс программа военно-патриотического воспитания, направленная на психологическую подготовку к защите Отечества. Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование личности, обладающей качеством гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с законом РК «О воинской обязанности и военной службе».

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся, массовую патриотическую работу.

Цель данной программы состоит в совершенствовании системы военно-патриотического воспитания учащихся школы, на основе формирования у них патриотических чувств и сознания высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

На основе данной программы нами был разработан план мероприятий по реализации данной программы, а затем комплекс мероприятий, направленных на психологическую подготовку к защите Отечества.

Таким образом, психологическая готовность к защите Отечества представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значимыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, её демократическое переустройство), так и негативными (сепаратистское стремление к отделению от своего государства, космополитическое пренебрежение им) мотивами. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражается и закрепляется в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам государства. Истинная ценность патриотизма особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, он способен мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времён и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разрушения материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряжённого труда, обращение к святым для каждого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилизации самых различных слоев российского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения обществу и государству.


Литература:

  1. Утегенов Е.К. Формирование патриотизма в современном Казахстане. Талдыкорган 2010. – 108 с.

  2. Мальтекбасов М.Ж., Утегенов Е.К., Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж. Критерии сформированности казахстанского патриотизма у будущих защитников Отечества. – Научный журнал «Молодой ученый». – Проблемы и перспективы развития образования (II) Материалы Международной заочной научной конференции Пермь, май, 2012. Россия.

  3. Мусс, Г.Н. Педагогические аспекты воспитания патриотизма / Г.Н. Мусс // Вестник КГУ / Кострома: Изд-во КГУ, 2008. — т.14. – № 1. — С.17-21. Россия.

  4. Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание учащихся на боевых традициях казахстанцев // «Достояние нации», №4. 2009. – с.136-139.

  5. Калимолдаева А.К. Современные подходы к пониманию сущности понятий "патриотизм", "казахстанский патриотизм" // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. – Алматы, 2009г. – № 4(31) – C. 33-37.

  6. Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: проблемы и пути решения// «Поиск», №3. 2010.– с.296-299.

  7. Калимолдаева А.К. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе инновационной педагогики // «Наука и жизнь Казахстана». – Алматы, 2010г. – № 1. – С. 178-182.

Основные термины (генерируются автоматически): защите Отечества, защите Отечества, значимых ценностей, значимых ценностей, патриотического воспитания, патриотического воспитания, ценностей общества, психологической готовности, Мониторинг готовности, Мониторинг готовности, опыту патриотического воспитания, ценностей общества, психологической готовности, опыту патриотического воспитания, военно-патриотического воспитания, значимых ценностей общества, значимых ценностей общества, Мониторинг готовности будущих, значимых ценностей общественное, непреходящих ценностей общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос