Автор: Дьяков Павел Александрович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Дьяков П. А. Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 384-386.

В свете сложившихся условий сегодня возросла необходимость социально-педагогической и медико-психолого-педагогической поддержки детей и подростков для защиты их прав и интересов, профилактики и коррекции школьной и социальной дезадаптации, обеспечивающей их оптимальное биологическое и социальное развитие.
В этой связи значительно возросла социальная роль общеобразовательной школы, перед которой выдвинулись новые задачи: а) формирование социальных знаний и умений; б) социально-педагогическая коррекция поведения и социальных связей; в) социально-педагогическая профилактика негативного поведения; г) программирование поведения и деятельности, адекватное возможностям ребенка; д) организация взаимодействия социальных институтов.
Реализации этих задач способствует в настоящее время формирующийся институт социальных педагогов.
Именно на социального педагога возложена миссия, ранее не имевшая места в общеобразовательной школе: защищать права и интересы детей, создавать комфортные условия для их жизнедеятельности. Он выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем семьи, ребенка, подростка, различных социальных групп в создании благоприятной среды. При этом его социально-педагогическая деятельность наполняется духовным, нравственным и воспитательным смыслом. Отсюда высокая гражданская и общественная значимость деятельности социального педагога общеобразовательной школы.
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, средой. Жизнь в школе – часть и продолжение его общественной жизни.
Социально-педагогическая деятельность социального педагога общеобразовательной школы едина с социальным воспитанием, которое может рассматриваться как составная часть социально-контролируемой социализации, она понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации учащихся в образовательной, семейной и социальной сферах.
Важными элементами (педагогическими) деятельности социального педагога являются: формирование гуманистических ценностей, социальных действий, умений и навыков, социальных чувств, а также досуговых интересов.
У учеников досуг в большей степени формируется под воздействием среды и окружения, примером которого может являться семья, школа. Следует также учитывать, что школьный возраст является значимым периодом в развитии ребёнка. Отмечая современный ритм жизни, важно упомянуть существенную занятость родителей, проводящих определённое время на работе, не всегда имея возможность оказывать соответствующее потребностям ребёнка внимание. При этом в малых городах Подмосковья, ученики остаются без присмотра родителей, т.к. родители вынуждены отправляться на заработки в Москву и досуг начинает в большей мере формироваться окружением ребенка и школьной средой. В связи с этим возрастает роль социальных педагогов, на плечи которых ложится функция формирования досуговых интересов школьников. Учитывая современную тенденцию развития общества, необходимо подчеркнуть, что данная профессиональная деятельность социальных педагогов является весьма актуальной и перспективной, поскольку, один из самых известных и знаменитых исследователей современного мира и социума, Мануэль Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» говорит об информационной эпохе, о возрастании роли информации и знания на процесс развития общества. Кастельс считает, что в новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности [1, с. 39]. В продолжение данной концепции интересной представляется точка зрения не менее известного исследователя Томаса Стюарта, считавшего, что информация важна для нас в качестве знаний. А знания существуют вне зависимости от пространства, но некоторые их формы чрезвычайно чувствительны к фактору времени – даже в большей степени, чем материальные активы. Устаревание информации происходит ежедневно. Это отнюдь не означает, что знания и опыт прошлого не имеют ценности, а наоборот значит, что они оцениваются и применяются совершенно по-другому по сравнению со вновь создаваемыми знаниями [2, 56]. В связи с эти современному ученику становится необходимо умение искать и анализировать информацию, а этому процессу помогает любознательность учащихся, которая развивается в досуговой деятельности, а не в рамках аудиторных занятий.

Как отмечалось выше, досуг для школьного возраста весьма важен. Ученику, кроме освоения стандартной школьной программы, для развития необходимы внеклассные культурные мероприятия, примерами которых могут являться: посещения музеев и исторических достопримечательностей, посещение экскурсий, походы в театр, кино, использование видеоматериала и аудиоматериала на уроках, организация внеклассных творческих математических, естественнонаучных, гуманитарных занятий, внеклассные встречи, занятия с приглашением интересных гостей. Все эти виды активной внеклассной деятельности формируют у учеников тягу к знаниям. Однако, как показывает Дьяков в работе «Отражение особенностей формирования досуговых интересов школьников малого города восточного Подмосковья в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов» культурные мероприятия не влияют на умение учиться школьников, а только активизируют тягу к знаниям [3; 4].

В сферу профессиональной деятельности социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью, их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с группами молодежи и подростками, различными образовательными школьными объединениями. Главной сферой деятельности социального педагога является социум: сфера окружения индивида, область человеческих отношений. Цель деятельности социального педагога организация профилактической, организующей, социально-значимой деятельности детей и взрослых в обществе. Практическая деятельность педагога весьма широка – от непосредственной работы с ребенком, у которого имеются проблемы с социализацией в окружающем социуме до всех общественных организаций и социальных институтов, участвующих в воспитании, развитии, адаптации подрастающего поколения. Сущность педагогической профессии заключается в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, который направлен на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе.

Исследователи выделяют виды профессиональной деятельности социальных педагогов и функции. Примером классификации деятельности специалистов по функциям может служить следующий подход: конструктивная, организаторская, коммуникативная; выделяют также виды деятельности: управленческая, воспитательная, преподавательская, социально-педагогическая, научно-методическая, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская. Все виды профессиональной деятельности являются существенными и взаимодополняющими при работе с учениками и влияют прямым образом на формирование досуговых интересов школьников, что в свою очередь влияет на тягу к знаниям, умение искать и анализировать должным образом информацию, не влияя непосредственно на сами знания.

Однако направленность профессиональной деятельности на формирование досуговых интересов школьников – не является новым подходом. В педагогической теории существуют различные подходы к профессиональной деятельности. Примером данного утверждения может служить акмеология (сущностный подход). Акмеология возникает в начале двадцатого века на стыке технических, гуманитарных, естественных дисциплин, и занимается рассмотрением характеристик, которые должны быть сформированы в школьном возрасте у человека, чтобы он максимально эффективно смог проявить себя в индивидуальном развитии на ступени зрелости. Данное направление педагогической мысли активно развивали А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов. Акмеологический подход поддерживался научной школой В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, которые предложили целостный, историко-индивидуальный подходы. Представлены и другие способы определения специфики преподавательской деятельности социального педагога: синергетический, коррекционный, культурно-просветительский, социально-педагогический, управленческий и другие. Данных позиций (подходов) также придерживалась научная школа, представленная такими учеными как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев [4, С. 68].

Исаак Яковлевич Лернер в своих исследованиях рассмотрел теорию проблемного обучения учеников, разработал систему обучения. Лернер создал систему, которая является базисом образования школьника, увеличивает тягу к знаниям, не влияя на уровень знаний напрямую. Он выделил следующие типы содержания образования:

  1. Знания.
  2. Способы деятельности установленные и выведенные в опыте (умения и навыки).
  3. Опыт творчества.
  4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Исследования из приведённых выше источников показывают, что досуговые интересы лишь стимулируют тягу к знаниям, однако, не влияют на их уровень напрямую. В 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была предложена классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся: объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический и исследовательский метод. Этот метод показал зависимость успехов обучаемых от связи с творческим досугом, из чего можно сделать вывод о значимости влияния досуга на умение искать и анализировать информацию [5, С.79].
Подводя итоги данной статьи, следует отметить, что внимание педагогов должно быть сосредоточено на обучении умению учиться, развитию тяги к знаниям и организации самого процесса. При этом социальные педагоги могут использовать различные инструменты: посещение с учениками культурных, исторических, естественнонаучных мероприятий, организации бесед, уроков с интересными людьми, учёными и активной творческой деятельности. Как показывает история педагогики, ранее умение учиться означало умение извлекать знания из книг и практических занятий, однако, в наше время, в связи с повышением уровня значимости и развитости информации, умение учиться расширилось на умение искать и анализировать информацию. А эти навыки наиболее активно развиваются за счет досуговых интересов школьников, а не аудиторных занятий.

Литература:
  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М Кастельс, М., 2000.

  2. Томас Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева / Стюарт Томас, М.: Academia, 1999.
  3. Дьяков П.А. Отражение особенностей формирования досуговых интересов школьников малого города восточного Подмосковья в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов. Теория и практика общественного развития/научный журнал ISSN 1815-4964, №2, 2012.
  4. Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего ср. образования / И.Я. Лернер, М., 1983.
  5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер, М., 1981.
Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, досуговых интересов школьников, деятельности социального педагога, социальных педагогов, профессиональной деятельности, социального педагога общеобразовательной, формирования досуговых интересов, деятельности социальных педагогов, общеобразовательной школы, педагога общеобразовательной школы, профессиональной деятельности социальных, виды профессиональной деятельности, интересов школьников малого, формирование досуговых интересов, подготовке будущих социальных, деятельность социального педагога, школьников малого города, города восточного Подмосковья, социального педагога организация, особенностей формирования досуговых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос