Библиографическое описание:

Татарникова М. Р. Подготовка кадров для сельского хозяйства в период освоения целинных и залежных земель в Иркутской области в 1950-1970-х гг. // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 341-343.

В 1950-1970-х гг. в СССР проходила реализация грандиозной программы по освоению целинных и залежных земель. Она была утверждена на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС, после которого в стране был взят долговременный курс на интенсификацию сельского хозяйства. Предусматривались меры по повышению урожайности, освоение и введению новых земель в севооборот, улучшению работы машино-тракторных станций, а также по увеличению количества квалифицированных сельскохозяйственных кадров.

Иркутская область в 1953 г. вошла в число 19-ти краев и областей, которые были отнесены к целинным регионам. В этот период Иркутская область становится крупным промышленным центром общегосударственного значения, где увеличивается городское население и возрастает потребление продуктов питания. Сельское хозяйство должно было полностью удовлетворить потребности населения растущего региона в продуктах. Выполнение намеченных мероприятий по освоению целинных и залежных земель требовались квалифицированные кадры механизаторов, строителей, агрономов, мелиораторов. Сам вопрос о подготовке сельскохозяйственных кадров необходимо было решать в кратчайшие сроки, чего требовала государственная программа, и от правильного её решения зависел успех развития сельского хозяйства. Необходимо было подготовить не только руководящих работников колхозов, совхозов и машино-тракторных станций, но большое количество кадров рабочих профессий. Решение этой проблемы требовало широкого строительства на селе жилых домов, объектов социально-культурного назначения.

Подготовка профессиональных работников в первую очередь зависела от повышения их общего образовательного уровня. О масштабах этой работы можно судить по следующим данным: в 1952 г. в Иркутской области 95% бригадиров полеводческих бригад, 83% заведующих животноводческими фермами, 89% председателей колхозов,. 48,6% директоров машино – тракторных станций, 88,7% главных инженеров, 96% заведующими мастерскими были с низшим образованием в 1952 г (1). Однако, несмотря на это положение, вопросами повышения общеобразовательного уровня работников не уделялось должного внимания. Соответственно, что многие председатели колхозов плохо разбирались в вопросах организации колхозного производства, экономики и финансов, имели слабые представления о достижениях науки и передового опыта, не обладали организаторскими способностями. Естественно, в колхозах, где стояли такие руководители, имелись низкие производственные показатели. Следует также отметить, что в 1953 г. из 685 колхозов Иркутской области, 302 являлись нерентабельными хозяйствами (2).

Местными органами власти, районные сельскохозяйственные управления недостаточно уделяли внимания поступлению в сельскохозяйственные техникумы и вузы молодежи с производства, рабочих совхозов и колхозников. Так, к примеру, 1957 г. в Иркутском сельскохозяйственном институте из 1669 обучающихся студентов только 20 человек являлись колхозниками (3). В 1954 г. данный сельскохозяйственный вуз выпустил 69 специалистов сельского хозяйства, из которых 33 человека получили назначение в Читинскую область, Бурятию, Якутию и Монгольскую Народную Республику. Разумеется, что оставшиеся были направлены на работу в колхозы и совхозы Иркутской области. Потребности такой огромной территории не могли быть удовлетворены в работниках высшей квалификации (4). В 1948 по 1955 гг. заочное отделение Иркутского сельскохозяйственного института окончили только 12 человек (5).

Для резкого увеличения количества сельскохозяйственных специалистов в школах Иркутской области были приняты меры. С 1956 г. начался переход на новые учебные программы: введение уроков труда и практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике, организации школьных мастерских (6). Для решения задачи об укреплении связи школ с практикой многие семилетние школы улучшали политехнизацию обучения. Так, в 1956 г. для школ Усть-Ордынского Бурятского национального округа был приобретен автомобиль, два трактора, комбайн, культиватор, плуги, токарный станок, различные инструменты. Улучшение материально-технической базы школ способствовало подготовки будущих кадров сельского хозяйства.

В 1958 г. Министерство высшего образования СССР утвердило новые правила приема в вуз, в которых большое значение придавалось без отрыва от производства. В дальнейшем в вузы получили право зачислять в первую очередь, имеющих не менее чем двухлетний стаж практической работы в промышленном и сельскохозяйственном производстве или в других отраслях народного хозяйства и культуры, положительно проявившие себя на этой работе. Это правило также стало распространяться на демобилизованных из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Участники Великой Отечественной Войны, как и прежде, принимались в вузы без конкурса. Для лиц имеющих право для внеконкурсного поступления в вуз, выделяется до 80% мест от плана приема в вуз. Не менее 20% мест предоставлялось для молодежи, окончившие средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы (7).

На тот момент времени Иркутский Обком КПСС в целях повышения подготовки специалистов сельского хозяйства обязал директоров и секретарей парторганизаций высших учебных заведений шире проводить разъяснительную работу среди молодежи колхозов, МТС, совхозов, учреждений культуры о правилах приема в вузы, профильных учебных заведений, оказывать помощь при подготовке к экзаменам. К примеру в 1957 г. партийно-советское руководство области рекомендовало провести первоочередное зачисление в вузы не менее 60 % молодежи, работающей в различных отраслях народного хозяйства и имеющей опыт работы не менее 2-х лет, положительно проявившей себя в труде (8). Отдельно было сделано указание директору сельскохозяйственного института тов. Дроздову обеспечить прием студентов главным образом за счет сельской молодежи. В реализации этих решений проводилась работа с молодежью: при средних школах для молодежи, работающей на производстве, были организованы подготовительные группы для поступления в вуз; приняты необходимые меры для принятия лучшей части молодежи с производства. Также была проведена разъяснительную работу среди учащихся 10 классов о целесообразности получения производственного опыт в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

В связи с тем, что специалистов сельского хозяйства в районах области все равно было недостаточно в соответствии с Постановлением Облисполкома и Иркутского Обкома КПСС «Мерах по дальнейшему улучшению агрономического и зоотехнического обслуживанию колхозов» от 20 августа 1955 г. было принято решение по укреплению экономически слабых колхозов более опытными и квалифицированными кадрами. Выпускники ИСХИ и других средних и среднеспециальных учебных заведений направлялись в районы области для работы в колхозах, совхозах и МТС. Данных специалистов рекомендовали в качестве агрономов и зоотехников, заместителей председателей колхозов, бригадиров производственных бригад и заведующих животноводческими фермами. Также было рекомендовано колхозам устанавливать, по решению общих собраний, ежемесячную оплату труда агрономов и зоотехников колхозов в зависимости от стажа работы и квалификации, примерно в следующих размерах: специалистам сельского хозяйства, работающим в колхозе в качестве агрономов или зоотехников, имеющих высшее образование, от 70 до 90 процентов, со средним образованием – от 60 до 80 процентов трудодней и денежной доплаты, начисляемых председателю колхоза (9). Также выдавать все виды дополнительной оплаты и материальных поощрений, предусмотренных действующими постановлениями партии и правительства для председателей колхозов по той отрасли, за которую они отвечают.

Освоение целинных и залежных земель в Иркутской области способствовало решению кадровой проблемы в сельском хозяйстве, укреплению экономики колхозов и совхозов, увеличению производства продуктов земледелия и животноводства. Все это внесло крупный вклад в экономическое развитие Иркутской области и повышения жизненного уровня трудящихся.

Нынешнюю социально-экономическую обстановку в сельской местности Иркутской области можно определить, как бедственную, жизненный уровень и занятость сельских жителей достигли опасной черты. Жизнеспособность сельского хозяйства напрямую зависит от государственной поддержки, которая пока не просматривается. Ведь только процветающая деревня может стать надежной опорой российского государства и обеспечить продовольственную безопасность страны.


Литература:

1. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д. 9, с. 91

2. ГАНИИО, ф. 127, оп. 35, д.61, с. 101

3. ГАНИИО, ф. 127, о. 50, д. 66, с. 12-15

4. п. Усть-Орда, газета «Знамя Ленина», 1954 г., №84

5. ГАНИИО, ф. 127, оп. 44, д. 54, с. 8

6. п. Усть-Орда, газета «Знамя Ленина», 1956 г., № 6

7. ГАНИИО, ф. 127, оп. 72, д. 7, с. 75

8. ГАНИИО, ф. 127, о. 50, д. 66, с.15

9. ГАНИИО, ф. 127, оп. 72, д. 44, с. 178

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, Иркутской области, залежных земель, специалистов сельского хозяйства, Подъем сельского хозяйства, 1950-1970-х гг, отраслях народного хозяйства, период освоения целинных, председателей колхозов, интенсификацию сельского хозяйства, кадров сельского хозяйства, развития сельского хозяйства, области Республики Таджикистан, Жизнеспособность сельского хозяйства, Хатлонской области Республики, сооружений Хатлонской области, специалистам сельского хозяйства, Развитие сельского хозяйства, ирригационных сооружений Хатлонской, сельского совета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос