В данной статье рассматриваются актуальные вопросы электронного правосудия в гражданском судопроизводстве, приводится анализ законодательства в данной сфере, находят свое отражение, как преимущества, так и недостатки введения электронного правосудия.
Ключевые слова: электронное правосудие, гражданское судопроизводство, подача документов в электронном виде, видео-конференц-связь, «онлайн» заседания
.
Последние годы стали для нашей страны отправной точкой для выработки тенденции к продвижению информационных технологий в деятельность судов, введение которых дало возможность всем участникам процесса использовать электронно-коммуникативные средства полностью.
Как отмечает В. В. Ярков — электронная система разрешения споров включает в себя не только необходимость размещения в сети Интернет всех судебных решений и появление веб-сайтов судов, но и предполагает управление процессом и судебным разбирательством [11].
«Электронное правосудие» — это способ осуществления справедливости, складывающийся на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, подразумевают гласность, открытость и доступность судопроизводства [10]. Данное понятие нашло свое отражение в деятельности арбитражных судов, где с помощью электронных ресурсов, обеспечивается доступ к информации о деятельности судов, а также сами информационно-технологические системы судопроизводства.
Цель электронного правосудия представляет собой повышение, в первую очередь, эффективности и качества, а также обеспечение законности и единообразия судебной практики, путем введения новых информационных технологий в судебный процесс [4].
Необходимо отметить, что понятие «электронное правосудие» отличается от понятия «цифровое правосудие». Так в первом случае речь идет о носителях информации и их свойствах, а во втором речь идет о формах существования данных.
30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон, который подразумевает внесение изменений в ряд нормативно — правовых актов, которые связанны с развитием «электронного правосудия», так, как его понимает государство. Принятый Федеральный закон предполагает, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать: исковые заявления, жалобы, направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле, знакомится с материалами дела в судах, получать судебные извещения и судебные акты, посредством информационных систем ГАС «Правосудие», «Мой арбитр», «Картотека арбитражных дел» [1].
Гражданское судопроизводство — наиболее часто используемая форма осуществления правосудия, и именно в ней электронное правосудие развивается динамичней по ряду причин.
Гражданское законодательство и правоприменительная практика давно имеют возможность заключения сделок путем подписания документов с помощью электронной подписи, направления электронной почтовой корреспонденции и даже документооборота через мессенджеры. Так, по гражданскому делу о взыскании задолженности по договору подряда и встречному иску о взыскании убытков суд принял в качестве одного из доказательства заверенную нотариально переписку между Заказчиком и Подрядчиком в приложении Viber, признав его письменным доказательством [5]. Таким образом, необходимо отметить, что развитие гражданского оборота стимулирует цифровую модернизацию гражданского процесса.
Началом процесса цифровизации гражданского судопроизводства стало принятие Правительством Российской Федерации постановления № 583 «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы. Программа предусматривала внедрение информационных технологий в судебную инфраструктуру, формирование ресурсов правовой базы и электронных банков судебных решений [2].
Вторым этапом внедрения в гражданское судопроизводство электронного правосудия стали 2013–2020 годы, которые характеризовались частичным переходом к электронному обороту и доказыванию. Пандемия и связанные с ней ограничения значительно поспособствовали продвижению современных технологий в судебную систему.
В настоящее время идет разработка следующего этапа цифровизации гражданского судопроизводства. Ее итогом должно стать расширение дистанционных возможностей, что в последующем станет отправной точкой и послужит результатом согласованных действий граждан и организаций с судом на всех стадиях судопроизводства, начиная от введения технологий электронного документооборота и заканчивая принятием общеобязательного правила об электронном способе передачи судебных извещений и вызовов [3].
Суды России рассматривают более 2000 дел в режиме видео-конференц-связи, также составляется план для дальнейшего расширения и развития [6]. На наш взгляд, Россия не стремится к полноценному переходу рассмотрения дел в режиме «онлайн», ведь очные заседания в зале суда являются наиболее приоритетными и отвечающими требованиям высокоэффективного и качественного правосудия.
Но теперь необходимо задаться вопросом, всегда ли качество судебных решений определяют технологические возможности?
Для качества правосудия электронные технологии несут и существенные риски, в частности, значительным является вопрос об обеспечении информационной безопасности. Ведь подделать электронный документ и направить его в суд не представляется затруднительным [8].
Участие в заседании свидетелей и других участников процесса, которые используют системы видео-конференц-связи, тоже зачастую вызывает множество вопросов, ведь давать ложные показания по ВКС намного проще. Она может приводить к искажению фрагментов показаний и как следствие — их неверной интерпретации [9].
Во главе всего судопроизводства находится человек, чьи права и законные интересы должны защищаться, поэтому правосудие должно оставаться гуманным и только живое взаимодействие участников процесса позволит объективно подходить к каждой ситуации, справедливо [7].
В заключение всего вышесказанного, необходимо отметить, что Россия непременно будет дальше развиваться в системе электронного правосудия. Суды не могут и не должны оставаться в стороне от технологического процесса. Однако это не подразумевает полного перехода на формат дистанционного правосудия. На наш взгляд, должно присутствовать сплетение онлайн-суда и очного правосудия.
Литература:
- Федеральный закон от 30.12.2021 № 440 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2022. — № 1 (часть 1). — ст. 9.
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11. 2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы».
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы» (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019).
- Госдума вводит порядок дистанционного участия в заседании судов //URL:https://tass.ru/obschestvo/13133169?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 28.03.2022).
- Решение Ленинского районного суда г. Тюмени 2–413/2019 от 11.11.2019 г. URL: http://sudact.ru/regular/doc/NupH9NwELYdv/ (дата обращения 28.03.2022).
- Суд в режиме онлайн. — URL: https://fi»ance.rambler.ru/other/43264080/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 28.03.2022).
- Афанасьев С. Ф., Зарубина М. Н. О некоторых гарантиях реализации общеправовых принципов гражданского процесса в условиях цифровизации правосудия // Сборник научных статей. 2021. № 026. Тираж 300. С. 375–382.
- Селезнева М. А. Актуальные проблемы развития электронного правосудия в гражданском процессе // Эволюция российского права: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 27 апреля 2018 г. — С.296- 298.
- Табак И. А., Мелкумян Р. А. Электронное сопровождение гражданского судопроизводства как инструмент оптимизации деятельности судов на пути к становлению электронного правосудия в Российской Федерации // Сборник научных трудов. 2018. С.332. выпуск 6. тираж 500. с. 130–136.
- Зарубина М. Н., Новикова М. М. К вопросу о сущности электронного правосудия в Российской Федерации // Администратор суда. 2017. № 1. С. 5–11.
- Ярков В. В. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. — Спб, 2016. № 41. С. 145.