В статье автор описывает приоритетные векторы правового развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Малый и средний бизнес представляется важной частью экономики страны, производя значительную долю товаров, работ, услуг, формируя и сохраняя рабочие места. При всем при этом предприятиям малого и среднего звена довольно-таки затруднительно держать удар в конкурентной борьбе с крупными корпорациями, ведь они стеснены располагающимися у них материальными ресурсами и зачастую сталкиваются со сложностями при мобилизации займов. Так, в целом ряде стран именно государство берет на себя обязательства по поддержке малого и среднего предпринимательства, организуя вспомогательные институты.
В России, несмотря на то, что вовлечение государства в экономику весьма значительно, решения все же генерируются с привлечением бизнес- сообщества. В регулировании экономической сферы задействованы субъекты, что не входят в систему исполнительных органов, но располагают некоторыми полномочиями публичной власти [1]. В 2017 году в нашей стране появилась целая сеть организаций, оказывающих комплексные меры поддержки предприятиям малого и среднего звена.
Главенствующим институтом поддержки выступает АО «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Она появилась вслед за переменой названия и внесением новшеств в устав Небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий» в соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства». Данная организация при осуществлении своих задач руководствуется ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2].
Основной её целью представляется контроль и координация совершенствования российского предпринимательства малого и среднего звена, её важность обостряется все больше из-за пандемии коронавируса, а наряду с этим и в связи с массовыми санкциями зарубежных производителей. С одной стороны, сейчас в экономическом секторе Российской Федерации прослеживаются значительные трудности. С другой, любое кризисное явление представляется в качестве отменного способа мобилизации экономических и финансовых ресурсов совершенствования бизнеса.
Корпорация реализует функции по стимулированию модернизации малого и среднего предпринимательства наряду с государственными органами и иными организациями. Фактически, Корпорация — институт в наибольшей степени понятный и приближенный к обычным предпринимателям.
Именно труд этой организации спровоцировал введение целого множества корректировок и дополнений в Закон «О закупках» [3]. Это связано с тем, что значительную долю деятельности данной организации занимает оценка и мониторинг соответствия планов закупок, их проектов, добавляемых новшеств, годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предполагающим привлечение участников МСП.
Векторы поддержки указываются в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Стратегия ориентирована на увеличение доли МСП в ВВП страны [4]. Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве определяется в Стратегии устойчивого развития сельских территорий, согласно положениям которой к 2030 году доля крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в создании сельскохозяйственной продукции должна составить 20 % [5].
Акционером Корпорации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и государственными корпорациями. С 2015 г. по 2020 г. участники Национальной гарантийной системы, которых координирует Корпорация, оказали поддержку более 34 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Общий объем финансовой поддержки составил 1,4 трлн. руб.
При всем при этом, из итогов проверки Счетной Палаты РФ следует, что лишь 1 % представителей МСП получили помощь от государства. Такой важный показатель, как доля МСП в кредитном портфеле предприятий и индивидуальных предпринимателей, в итоге является не реализованным. Счетная палата все же указала на положительный рост отношения портфеля гарантий и поручительств к гарантийному капиталу Корпорации [6].
Устанавливаются приоритетные векторы деятельности Корпорации на 2022 год. К ним относится развитие Национальной гарантийной системы, которая включает Корпорацию, АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации. Банк предоставит гарантийную поддержку участвующих в государственных закупках МСП на 149,7 млрд руб. и даст прямых кредитов региональным гарантийным организациям на сумму 112,5 млрд. руб. Участники Национальной гарантийной системы получат гарантийную поддержку от Корпорации в размере 69,9 млрд руб., от АО «МСП Банк» — 35,6 млрд руб. и от РГО — 47,8 млрд руб. Приоритетными направлениями поддержки МСП Корпорацией в 2022 году являются: высокотехнологичные производства, программы развития отдельных территорий РФ, программы в сфере социального предпринимательства, кредитование народных художественных промыслов, поддержка экспорта МСП.
Таким образом, государство заинтересовано в модернизации предпринимательства малого и среднего звена. Для реализации этой задачи созданы специализированные институты, использующие государственные средства. Ведущим институтом в этой направлении выступает АО «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», что обеспечивает организацию системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов.
Литература:
- Гришковец А. А. Федеральные органы исполнительной власти и иные субъекты, осуществляющие регулирование в сфере экономики. Правовая политика и правовая жизнь, 2020 год;
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/;
- Старкова О. Я. Региональный аспект поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве//Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2018 год № 3;
- Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 4 (281), 2021 год. [электронный ресурс]. https://ach.gov.ru/statements/.