Внеаудиторная деятельность в экологическом образовании высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 08.04.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Соболева, Е. К. Внеаудиторная деятельность в экологическом образовании высшей школы / Е. К. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90139/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается понятие «внеаудиторная деятельность», её специфические особенности, функции и формы. Автором предложена классификация форм внеаудиторной деятельности в экологическом образовании студентов вуза.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, экологическое образование, высшее образование, высшая школа.

Внеаудиторная деятельность является одним из важных элементов профессиональной подготовки будущего специалиста, который логически связан с процессом самообразования. Внеаудиторная деятельность способствует формированию у студентов новых знаний, умений и навыков, а также расширению кругозора.

Исследователи предлагают разные трактовки понятия «внеаудиторная деятельность». Рассмотрим некоторые из них.

Норец А. И. считает, что внеаудиторная деятельность — это «организованные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий» [5].

По мнению Валеевой О. Н., внеаудиторная деятельность — это «звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально-ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время» [2].

Петрова М. С. понимает под внеаудиторной деятельностью «целенаправленную организацию свободного от учебных занятий времени обучающихся, ориентированную на развитие креативности, ответственности, инициативности, мобильности студентов и способствующую формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, приобретению специальных знаний, навыков и умений» [6].

В данной статье мы придерживаемся определения Поповой В. И.: «внеаудиторная деятельность — это расширяющееся жизненное пространство, в рамках которого студент получает возможность приобретения социально и личностно значимого опыта, как синтеза знаний, умений и навыков, способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатлённых ощущений и переживаний» [1].

Гугин Д. Н. отмечает, что внеаудиторная деятельность имеет следующие присущие ей специфические особенности:

– носит преимущественно индивидуальный характер и представляет собой «самодеятельность» человека;

– находится в тесной связи с аудиторной и научно-исследовательской деятельностью;

– не включается в учебный план, т. е. не имеет строгих рамок;

– характеризуется отсутствием принуждения к ней и духовной самостоятельностью;

– представляет собой сочетание самостоятельной деятельности и деятельности в сотрудничестве с преподавателем;

– включает в себя разнообразные методы стимулирования активности и формы проведения, способствующие удовлетворению индивидуальных потребностей личности [3].

Функциями внеаудиторной деятельности являются:

– информативно-образовательная;

– аксиологическая;

– мобилизационно-регулятивная;

– функция коррекции;

– функция, способствующая развитию коммуникативных умений;

– развлекательная;

– компенсаторная [4].

Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что внеаудиторная деятельность является частью целостного педагогического процесса, имеет большой потенциал для формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых будущим специалистам.

Существуют разнообразные формы внеаудиторной деятельности, способствующие достижению цели экологического образования. Некоторые из них в большей степени характерны для аудиторных занятий, другие обычно оставляют для самостоятельной работы. Но и те, и другие можно использовать для достижения поставленной цели.

В зависимости от дидактической цели виды внеаудиторной деятельности, направленные на выполнение задач экологического образования, можно условно разделить на четыре группы.

  1. Виды деятельности, целью которых является приобретение, закрепление, углубление, структуризация и систематизация знаний, а также овладение умением самостоятельно приобретать знания:

– поиск и сбор информации по конкретной теме, определение достоверности и научности найденной информации;

– работа с различными источниками информации (учебная, справочная литература, Интернет-ресурсы);

– создание конспектов;

– составление глоссария;

– подготовка сообщений, рефератов, докладов;

– написание эссе на заданную экологическую тему;

– упражнения на определение признаков понятия, разделение их на существенные и несущественные;

– составление таблиц, схем, кластеров, кроссвордов;

– создание электронных презентаций;

– выполнение наблюдений;

– «круглый стол», во время которого студенты выдвигают свои варианты решения представленной экологической задачи, обсуждают их и стараются прийти к общему мнению, наиболее целесообразному в данных условиях;

– посещение природоохранных учреждений и знакомство с особенностями и содержанием их работы;

– прохождение туристических маршрутов.

  1. Виды деятельности, целью которых является формирование и совершенствование умений и навыков:

– мастер-классы;

– кейс-стади (разбор ситуаций, приближенных к тем, которые обычно возникают в реальной профессиональной деятельности);

– проведение опытов;

– моделирование;

– разработка плана по работе с целевыми группами;

– подготовка и проведение групповой дискуссии, дебатов.

  1. Виды деятельности, целью которых является раскрытие творческого потенциала студентов и формирование умения применять творческий подход при использовании приобретённых знаний:

– выставки фотографий, книг и т. д.;

– создание стенгазет, плакатов, буклетов и т. п.;

– разработка и проведение досуговых мероприятий;

– создание видеороликов, освещающих какую-либо экологическую проблему и возможные пути её решения.

  1. Виды деятельности, непосредственно направленные на решение реальных экологических проблем:

– помощь волонтёрским организациям;

– участие в экологических акциях;

– организация выездных лекций и презентаций;

– реализация индивидуального или группового экологического проекта.

Перечисленные выше виды внеаудиторной деятельности преподаватель и студенты могут использовать при составлении собственной программы, выбирая и комбинируя их нужным образом.

Таким образом, внеаудиторная деятельность в экологическом образовании имеет свои специфические особенности: вариативность программы, ориентированность на практические формы занятий и творческий характер деятельности.

Литература:

  1. Абдуразакова Д. М. Технология организации внеаудиторной деятельности студентов / Д. М. Абдуразакова, М. К. Гамидов // Мир науки, культуры, образования, 2017. — № 5 (66). — С. 52–53.
  2. Валеева О. Н. Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа / О. Н. Валеева //
  3. Гугин Д. Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2007. — 167 с.
  4. Казьмерчук А. В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении / А. В. Казьмерчук // Вестник ТГПУ, 2013. — № 9 (137). — С. 54–60.
  5. Норец А. И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Магнитогорск, 2002. — 187 c.
  6. Петрова М. С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М. С. Петрова // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова, 2015. — Т. 21. — № 3. — С. 151–152.
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная деятельность, вид деятельности, экологическое образование.


Похожие статьи

Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе

Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает услови...

Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом

В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...

Значение педагогики физической культуры и спорта в современном обществе

В данной статье рассматривается значение педагогики в успеваемости обучающегося в целом, а также на его физическое и морально-психологическое здоровье. В данной статье затронуты аспекты подготовки различных методов преподавания физической культуры и ...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе

Данная статья представляет собой перечисление основных и наиболее популярных способов формирования социокультурной компетенции в основной школе, а также их краткое описание. Более подробно раскрывается понятие «аутентичные тексты» и их потенциал в фо...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Проблемная ситуация как средство развития основ понятийного мышления младшего школьника

Проблемная ситуация — одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. В статье рассматриваются особенности развития понятийного мышления, условия для создания проблемных ситуаций.

Похожие статьи

Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе

Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает услови...

Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом

В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...

Значение педагогики физической культуры и спорта в современном обществе

В данной статье рассматривается значение педагогики в успеваемости обучающегося в целом, а также на его физическое и морально-психологическое здоровье. В данной статье затронуты аспекты подготовки различных методов преподавания физической культуры и ...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе

Данная статья представляет собой перечисление основных и наиболее популярных способов формирования социокультурной компетенции в основной школе, а также их краткое описание. Более подробно раскрывается понятие «аутентичные тексты» и их потенциал в фо...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Проблемная ситуация как средство развития основ понятийного мышления младшего школьника

Проблемная ситуация — одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. В статье рассматриваются особенности развития понятийного мышления, условия для создания проблемных ситуаций.

Задать вопрос