Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Греховодова, Е. С. Методологии внедрения мобильного приложения для автоматизации работы технической поддержки в ИТ-компании / Е. С. Греховодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90100/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье описывается выбор методологии внедрения мобильного приложения для интеграции с Helpdesk системой ИТ-предприятия. В данной работе устанавливаются требования к приложению и в соответствии с характеристиками проекта определяется наиболее рациональная стратегия внедрения.

Ключевые слова: техническая поддержка, мобильное приложение, Helpdesk система, внедрение программного обеспечения.

В деятельности ИТ-компании, которая занимается разработкой и поддержкой продуктов фирмы «1С», центральное место занимает техническая поддержка клиентов. Она включает в себя прием заявок, уточнение требований и согласование сроков, постановку задачи исполнителю, выполнение и отчет по результатам работы. [1] Все задачи фиксируются сотрудниками в системе управления обработкой заявок клиентов (Helpdesk).

Причем первый и последний этапы производятся вживую, по телефону или электронной почте. Сейчас данные со всех каналов вручную заносятся в Helpdesk систему, на что тратится дополнительное время, а сделать это во время выезда к клиенту зачастую невозможно. Кроме того, в существующей ситуации у клиентов нет возможности получать актуальную информацию о статусах задач. В связи с этим в организации было принято решение о создании мобильного приложения для автоматического поступления задач в Helpdesk систему. Целью данной работы является выявление требований для нового мобильного приложения и поиск наиболее рациональной стратегии его внедрения.

Ввиду отсутствия источников, описывающих подходящие мобильные приложения, было решено выработать функциональные и технические требования вместе с заказчиком. Во-первых, приложение должно предоставлять пользователям возможность постановки задач, которые будут создаваться в системе для дальнейшего назначения исполнителя сотрудниками техподдержки, с их описанием и прикрепленными файлами. Во-вторых, клиенты смогут просматривать статусы, количество, описание и сроки выполнения текущих задач. В-третьих, определенная группа пользователей сможет просматривать информацию об актуальных договорах на абонентское обслуживание и выставленных счетах. Что касается, технических требований, так как Helpdesk система на предприятии является самописной разработкой на платформе «1С:Предприятие 8.3», то разработка должна осуществляться с использованием мобильной платформы «1С:Предприятие 8.3». Так как пользователей устройств с Android гораздо больше [2], ведь в основном это сегмент бюджетных мобильных устройств, в качестве целевой операционной системы была выбрана Android. К другим немаловажным требованиям относятся:

– сроки — совокупное время на реализацию,

– стоимость — затраты на приобретение, подписку или оплату труда,

– возможность самостоятельной доработки приложения под требования, которые скорее всего появятся в будущем.

Для того, чтобы при реализации приложения были выполнены все функциональные и технические требования, а также минимизированы сроки и финансовые затраты ИТ-компании, необходимо обратиться к существующим методологиям внедрения информационных систем.

Методологии внедрения, как правило, разрабатываются лидерами в производстве информационных систем с учетом особенностей их программных продуктов, а также области внедрения. Главное преимущество таких стандартов — их практическая направленность. Они представляют собой глубоко проработанные, проверенные, многократно апробированные рабочие инструкции и шаблоны проектных документов. Такие стандарты обычно далеки от теоретических абстракций, ориентированы на особенности конкретных систем, содержат наилучший опыт. Однако у стандартов есть и отрицательные аспекты: даже методологии, предназначенные для систем, близких по классу, не взаимозаменяемы. [3]

Для выбора рациональной стратегии внедрения разрабатываемого приложения рассмотрены следующие методологии:

– «Business Solutions Partner Methodology»,

– «MSF (Microsoft Solutions Framework)»,

– «ASAP (Accelerated SAP)».

«Business Solutions Partner Methodology» — это методология, разработанная компанией «Microsoft» для поддержки внедрения систем группы Microsoft Business Solutions. В ней основной акцент делается на нуждах бизнеса Заказчика, которому, в конечном итоге, необходимо решение для эффективной работы бизнеса. Использование в процессе внедрения этой методологии позволяет обеспечить высокую эффективность проекта для Заказчика и реальное достижение тех целей внедрения, ради которых Заказчик и начал проект. Методология обеспечивает регулярный контроль хода проекта на всех этапах, что направлено на снижение проектных рисков.

В рамках данной методологии вводятся понятия концептуального (ориентированного на бизнес-пользователя) и детального (ориентированного на разработчика) дизайна системы, что обеспечивает последовательность и преемственность в формировании пользовательских и системных требований к решению.

Появляются требования о выделении отдельной среды для разработки программного продукта, среды для тестирования, рабочей среды для интеграции результатов в рабочую систему. [3]

Содержание этапов проекта в данной методологии представлено в таблице 1. [3]

Таблица 1

Этап проекта

Характеристика этапа

Диагностика

Анализ и описание бизнес-процессов. Выявление основных потребностей бизнеса. Оценка функциональной применимости базового программного продукта. Определение ожидаемых результатов, сроков, границ и бюджета проекта.

Анализ

Организация проекта. Детальное обследование и описание предприятия Заказчика. Изучение требований к внедряемому решению. Документирование функциональных требований, создание полного перечня требуемых модификаций и доработок функциональности.

Дизайн

Описание создаваемого решения, детальное проектирование модификаций и доработок функциональности. Планирование изменений бизнес-процессов. Уточнение подходов к разработке и испытаниям проектируемого решения.

Разработка и тестирование

Реализация и первичное тестирование модификаций и доработок функциональности. Установка и настройка системы. Планирование и проведение испытаний. Доработка решения по результатам испытаний.

Развертывание

Подготовка и настройка рабочей системы. Разработка пользовательской документации. Тренинг конечных пользователей. Планирование и запуск в рабочую эксплуатацию. Сдача-приемка проекта.

Начальное сопровождение

Сопровождение функционирования системы в режиме рабочей эксплуатации. Устранение выявленных несоответствий. Переход к режиму работы Заказчика в рамках контракта на регулярное сопровождение.

Методология Microsoft Solutions Framework (MSF). В отличие от «Business Solutions Partner Methodology», которая ориентирована на внедрение готовых информационных систем, построенных на базе определенных программных продуктов, MSF носит универсальный характер и может использоваться для внедрения произвольной разрабатываемой в ходе проекта системы.

Особенностью этой методологии является глубокая проработка различных аспектов организации проекта внедрения (определение этапов и контрольных точек проекта, состава команды проекта, распределения задач и пр.), что может оказаться весьма полезным при проектировании собственных корпоративных процедур управления проектом.

Модель процессов MSF отражает интегрированную (общую) методологию разработки и внедрения ИТ-решений. Под ИТ-решением в MSF понимается скоординированная поставка набора элементов (таких как программно-технические средства, документация, обучение и сопровождение), необходимых для удовлетворения некоторой бизнес-потребности конкретного заказчика.

В отличие от решений, программные продукты разрабатываются для нужд массового рынка, поставляются в качестве дистрибутивных пакетов или загружаемых файлов и не требуют организации процесса внедрения.

Универсальность модели MSF определяется тем, что благодаря своей гибкости и отсутствию жестко установленных связей и процедур она может быть применена при разработке весьма широкого круга систем: традиционного программного обеспечения, ERP-систем, решений в области электронного бизнеса, распределенных сетевых приложений и пр.

Эта модель сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной и спиральной [4] (см. рисунок 1).

Модель жизненного цикла решения MSF

Рис. 1. Модель жизненного цикла решения MSF

В основе методологии MSF лежит итеративный интегрированный подход к созданию и внедрению решений, базирующийся на фазах и вехах.

Итеративность подхода предусматривает поэтапное создание всех элементов проекта: программного кода, документации, дизайна, планов. Реализацию проекта рекомендуется начинать с построения, тестирования и внедрения базовой функциональности системы. Затем к решению добавляются все новые и новые возможности. Такой подход к процессу разработки подразумевает достаточную гибкость в ведении документации. Проектные документы должны изменяться по мере эволюции проекта. Их пересмотр не прекращается до конца проекта и производится после каждой итерации. Такой подход существенно отличается от принципов ведения документации в каскадной модели, где процесс разработки начинается лишь после того, как готовы и зафиксированы все требования и спецификации.

Интеграция в рамках одного проекта процедур разработки и внедрения системы позволяет более полно сосредоточиться на нуждах Заказчика (даже если разработка решения прошла удачно, заказчики не увидят отдачи до тех пор, пока оно не запущено в эксплуатацию), улучшить взаимодействие с командой сопровождения.

Фазы проекта определяют последовательно решаемые задачи, а вехи — ключевые точки проекта, характеризующие достижение какого-либо существенного результата. [4]

«ASAP (Accelerated SAP)» — это улучшенная методология «Процедурной модели SAP», разработанная компанией «SAP» в 1996 г. с целью ускорения процесса внедрения при постоянной оптимизации. Основная составляющая ASAP — это методология Сетевого графика (Roadmap), который связан с такими инструментами, как IMG (Implementation Guide, «Руководство по внедрению»). Стоит учесть, что ASAP задумывалась специально для средних и малых предприятий, которые не могут обеспечить продолжительное внедрение информационных систем.

В методологию ASAP входит множество различных списков контрольных вопросов, таблиц, опросных листов, рекомендаций, шаблонов документов и т. п. Помимо общих вопросов, в ASAP существуют руководства по огромному количеству технических вопросов, связанных инфраструктурой, установкой, настройкой и операциями SAP. Благодаря контрольным вопросам ASAP можно контролировать не только ход проекта, но также и стабильность системы на всех стадиях внедрения информационной системы. На рисунке 2 показаны основные этапы внедрения методологии ASAP. [5]

Основные этапы внедрения информационной системы по методологии ASAP

Рис. 2. Основные этапы внедрения информационной системы по методологии ASAP

Для управления изменениями в организации, вызванными внедрением SAP, используются инструменты, описанные в методологии Сетевого графика (Roadmap). Сетевой график выступает как проводник проекта, который уточняет этапы внедрения информационной системы, необходимые границы и задает общий темп всего проекта с целью получения работоспособной системы в максимально сжатые сроки, с максимальным качеством и в рамках заявленного бюджета. Сетевой график ASAP состоит из следующих этапов: подготовка проекта, концептуальное проектирование, реализация, окончательная подготовка, запуск и поддержка, оптимизация. [5]

Методологии ASAP и MSF обладают особенностями, которые в текущем проекте выступают как недостатки. Так, ASAP не отображает реально процесс разработки и внедрения программного обеспечения: отдельные фазы строго связаны с определенными действиями, что отличается от реальной работы коллектива разработчиков. Кроме того, методология основана на документации (акселераторах), а, следовательно, количество документов может быть избыточным. MSF, как и другие спиральные модели, слишком сложна для небольших проектов и может быть достаточно дорогой в использовании. А подверженность постоянным изменениям и более глубокий анализ рисков требуют высоких затрат при внедрении.

В текущем проекте определены весьма конкретные требования, которые не будут изменяться до его завершения. Объемная проектная документация не требуется, так как проект реализуется внутри компании. Риски проекта вполне предсказуемы и не обладают высоким влиянием на конечный результат.

По результатам проведенного анализа в качестве источника внедрения мобильного приложения для автоматизации деятельности технической поддержки ИТ-компании была выбрана методология «Business Solutions Partner Methodology». Она позволяет создать решение, наиболее соответствующее требованиям, а также минимизировать сроки и затраты на внедрение. Однако в силу того, что разрабатываемое решение для пользователей представляет собой установочный файл, не требующий дополнительных настроек и обучения пользователей, этап развертывания системы может быть пропущен. В ходе дальнейшей работы на основе этой методологии будет составлена структура работ проекта и определена последовательность их выполнения.

Литература:

  1. Моделирование процесса обработки заявок в службе технической поддержки сложных технических систем / Р. В. Иванов, А. В. Маятин, А. Е. Михайленко // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий механики и оптики — СПб НИУ ИТМО — 2017.
  2. Анализ операционных систем для сотовой мобильной связи и перспективы развития / А. С. Пилипенко, А. В. Григорьев // Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях — Донецкий национальный технический университет — 2017.
  3. Методологии внедрения компании Microsoft // Национальный открытый университет ИНТУИТ URL: https://intuit.ru/studies/courses/2196/267/lecture/6796 (дата обращения: 06.03.2022).
  4. Унифицированная модель организации внедрения решений в методологии Microsoft Solutions Framework (MSF) // Национальный открытый университет ИНТУИТ URL: https://intuit.ru/studies/courses/2196/267/lecture/6798?page=1 (дата обращения: 06.03.2022).
  5. Основные методологии внедрения информационных систем от ведущих компаний // Е. А. Лукиянчук, А. Г. Степанов // Информационные технологии в экономике и менеджменте c.47
Основные термины (генерируются автоматически): ASAP, MSF, SAP, методология, мобильное приложение, внедрение, сетевой график, система, требование, информационная система.


Ключевые слова

техническая поддержка, мобильное приложение, Helpdesk система, внедрение программного обеспечения

Похожие статьи

Особенности UX-дизайна системы контроля и планирования работы сотрудников частных предприятий

В статье представлена концепция разработки интерфейса системы мониторинга и планирования работы сотрудников частных предприятий. Основной фокус работы направлен на выявление необходимых разделов и разработку дизайна собственной платформы.

Разработка информационной системы корпоративного тестирования сотрудников со встроенным блоком графоаналитического представления результатов

В данной статье автор пытается создать прототип информационной системы тестирования корпоративных работников. Рассматриваются технологии для разработки и отладки информационных систем, а также способы построения архитектуры программного обеспечения.

Проектирование информационной системы интернет-магазина

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина. Определены функциональные требования к информационной системе и разработаны модели на языке моделирования UML, которые в дальнейшем будут использованы дл...

Разработка проекта по внедрению информационной системы в деятельность организации

В статье будут рассмотрены задачи, проблемы и особенности внедрения корпоративной информационной системы. Изложены основные методологии для укоренения и запуска в эксплуатацию ИС, а также процессы структурирования большого комплекса работ на фазы.

Оценка возможности использования среды разработки программного обеспечения GitLab в задачах управления проектами

В статье рассматриваются инструменты управления проектами и преимущества интеграции Jira и GitLab для команд разработчиков программного обеспечения.

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

В статье рассматриваются возможности и преимущества облачных сервисов и мобильных приложений. Рассматриваются принципы проектирования облачных сервисов и мобильных приложений. Проведен анализ шаблонов взаимодействия. Рассмотрены особенности портирова...

Оптимизация бизнес-процессов на предприятии при помощи методологии IDEF0

Авторами рассматривается целесообразность и эффективность оптимизации бизнес-процессов. Перечислены методы и инструменты для реализации, а также преимущества и риски, связанные с автоматизацией процессов.

Внедрение автоматизированной системы для мониторинга сети на предприятии ТЭК

В статье предложен путь решения проблемы по автоматизации мониторинга сетевых устройств на предприятии ТЭК путем внедрения многофункциональной системы мониторинга, которая написан и распространяется, под лицензией GPL исходный код свободно распростра...

Инструменты продвижения облачных сервисов в интернет-среде

В статье раскрывается понятие облачных сервисов и их ключевых преимуществ. Рассматриваются коммуникационные инструменты для продвижения сервиса в интернет-среде с учетом особенностей программного обеспечения как услуги.

Разработка автоматизированной системы поддержки принятия решений при согласовании юридических документов

В статье рассматриваются различные области применения системы поддержки принятия решений. В излагаемом материале описываются ключевые моменты построения СППР в рамках согласования юридических документов.

Похожие статьи

Особенности UX-дизайна системы контроля и планирования работы сотрудников частных предприятий

В статье представлена концепция разработки интерфейса системы мониторинга и планирования работы сотрудников частных предприятий. Основной фокус работы направлен на выявление необходимых разделов и разработку дизайна собственной платформы.

Разработка информационной системы корпоративного тестирования сотрудников со встроенным блоком графоаналитического представления результатов

В данной статье автор пытается создать прототип информационной системы тестирования корпоративных работников. Рассматриваются технологии для разработки и отладки информационных систем, а также способы построения архитектуры программного обеспечения.

Проектирование информационной системы интернет-магазина

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина. Определены функциональные требования к информационной системе и разработаны модели на языке моделирования UML, которые в дальнейшем будут использованы дл...

Разработка проекта по внедрению информационной системы в деятельность организации

В статье будут рассмотрены задачи, проблемы и особенности внедрения корпоративной информационной системы. Изложены основные методологии для укоренения и запуска в эксплуатацию ИС, а также процессы структурирования большого комплекса работ на фазы.

Оценка возможности использования среды разработки программного обеспечения GitLab в задачах управления проектами

В статье рассматриваются инструменты управления проектами и преимущества интеграции Jira и GitLab для команд разработчиков программного обеспечения.

Проектирование мобильных приложений и облачных сервисов

В статье рассматриваются возможности и преимущества облачных сервисов и мобильных приложений. Рассматриваются принципы проектирования облачных сервисов и мобильных приложений. Проведен анализ шаблонов взаимодействия. Рассмотрены особенности портирова...

Оптимизация бизнес-процессов на предприятии при помощи методологии IDEF0

Авторами рассматривается целесообразность и эффективность оптимизации бизнес-процессов. Перечислены методы и инструменты для реализации, а также преимущества и риски, связанные с автоматизацией процессов.

Внедрение автоматизированной системы для мониторинга сети на предприятии ТЭК

В статье предложен путь решения проблемы по автоматизации мониторинга сетевых устройств на предприятии ТЭК путем внедрения многофункциональной системы мониторинга, которая написан и распространяется, под лицензией GPL исходный код свободно распростра...

Инструменты продвижения облачных сервисов в интернет-среде

В статье раскрывается понятие облачных сервисов и их ключевых преимуществ. Рассматриваются коммуникационные инструменты для продвижения сервиса в интернет-среде с учетом особенностей программного обеспечения как услуги.

Разработка автоматизированной системы поддержки принятия решений при согласовании юридических документов

В статье рассматриваются различные области применения системы поддержки принятия решений. В излагаемом материале описываются ключевые моменты построения СППР в рамках согласования юридических документов.

Задать вопрос