Взаимообмен педагогическим опытом мотивирует современного учителя к использованию в образовательном процессе инновационных технологий, а также — к самосовершенствованию.
Педагогика — это наука о росте человека, она обращена к становящемуся, развивающемуся, совершенствующемуся в человеке.
М. С. Шагинян
В научно-практической конференции (далее НПК) я впервые принял участие в декабре 2016 года, благодаря организаторам ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ№ 2».
Результатом участия явилась публикация моей статьи в брошюре НПК «Пути реализации ФГОС: от теории к практике».
С тех пор я загорелся стремлением самосовершенствоваться: появилось желание самому организовать и провести заочно подобное мероприятие.
За период с 2016 по 2018 годы я объявил НПК среди учителей образовательных организаций пенитенциарных учреждений по темам «Портфолио педагогических идей — залог успешной подготовки выпускников к ГИА (обмен опытом среди учителей математики вечерних школ Свердловской области») и «Эффективность инновационных технологий на уроках математики в условиях пенитенциарной системы». Появились заявки и статьи.
Переняв опыт коллег из статей, родилась идея — сделать краткий обзор инноваций или их фрагментов в виде тезисов со ссылкой на опубликованные материалы участников.
Технологическая карта –эффективная форма планирования учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. При переходе к современному уровню преподавания учитель поднимается по трём ступеням: моделирование, проектирование и конструирование [1].
Меня заинтересовало конструирование — система взаимодействия учителя и школьников. На стадии конструирования учитель оформляет документы — конспект урока или технологическую карту, которые будут использованы на уроке, выполняя поставленные задачи и достигая основного результата обучения.
Технологическая карта — это таблица, помогающая учителю грамотно спланировать урок по выбранным параметрам.
Технологическая карта «…призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты…». Каждый учитель имеет право создать свою карту — главное, чтобы она была удобна для него и не вызывала дискомфорт, как дополнительная работа.
Метод технологических карт позволяет провести системный и аспектный анализ урока.
Впервые я применил навыки использования технологической карты, работая в СИЗО г. Камышлова по дистанционной форме обучения.
Составление технологической карты стало выходом из сложившегося положения.
Актуальность данного метода состоит в новом виде методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе. Однако, технологическая карта не заменяет конспект урока.
Главное назначение карты — отразить алгоритм деятельности учителя и учеников на конкретных этапах урока, формирование УУД.
…Подготовка к ГИА в форме ЕГЭ — всегда ответственный процесс.
Многое зависит от ученика, но еще больше — от учителя. А конкретно, от того, как будет организована подготовка к итоговой аттестации [2].
Участник НПК представил в статье подробный конструктор урока в форме технологической карты и в приложениях привёл богатейший материал по теме «Элементы теории вероятности при решении задач ЕГЭ», что является актуальным в связи с изменениями содержания экзамена по математике профильного уровня в 2022 году.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебного процесса является включение учащихся в исследовательскую деятельность,
которая открывает новые возможности для создания интереса к индивидуальному и групповому творчеству. С использованием деятельностного метода проводятся уроки по математике, информатике и ИКТ.
С приходом в школы Интернета стали доступны различные сервисы, например, на сайтах ЕК ЦОР или ФЦИОР, но часто существующие образовательные ресурсы не соответствуют либо программе, по которой работает учитель, либо его замыслам, требованиям и представлениям о подаче учебного материала. В этом случае учитель начинает создавать собственные образовательные ресурсы [3].
Много возможностей для их создания предоставляет программа MS PowerPoint, средствами которой можно создавать самостоятельные образовательные ресурсы, например, самоучители, тесты самопроверки, кроссворды для закрепления изучаемого материала, открытые тесты.
Презентацию можно использовать на любых этапах урока. При этом, её можно применять только на одном этапе, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, что позволяет создать мотивацию обучения.
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся связанно с применением активных или интерактивных методов обучения. Само понятие «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter — взаимный, act — действовать [5]).
Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие и привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.
Применение интерактивного обучения не только положительно влияет на результативность образования, но и стимулирует активно-мыслительную и творческую деятельность обучающихся.
Использование интерактивного обучения дает
обучающемуся:
– развитие личностной рефлексии;
– осознание включённости в общую работу;
– становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
– развитие навыков общения;
– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
– повышение познавательной активности
классу:
– формирование класса как групповой общности;
– повышение познавательного интереса;
– ·развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
– ·формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Применение интерактивности возможно при соблюдении нескольких правил:
– широкое использование интерактивных методов и средств;
– анализ личного примера реальных людей;
– использование диалога, оценивание его эффективности с позиции решения коммуникативной задачи.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход к обучению, интегрировать знания и умения, сформировать познавательный интерес у обучающихся [6].
Возможность применения проектной деятельности или отдельных его этапов, вполне реализуема и в вечерних школах при исправительных учреждениях с учётом определённых условий.
Средства геометрии направлены на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, что в первую очередь, предполагают всестороннее развитие мышления обучающих.
Например, в ГКОУ «Новолялинская ВШ» продуктом группового проекта «Площади вчера, сегодня, завтра» явилось создание обучающимися 11 класса информационного стенда в кабинете математики, основу которого составили все планиметрические фигуры, изучаемые в школе.
Наглядное представление прямоугольника, трапеции, ромба и других фигур, изображенных в виде ярких аппликаций, составляющих основу информационного стенда, обучающимся легче ассоциировать с предметной составляющей геометрии.
Данный стенд содержит большой информационный материал. Он выполнен в форме невыпуклого многоугольника, который в свою очередь состоит из следующих фигур: показывает фигуры, составляющие основу стенда. Для лучшего запоминания многоугольников в различной цветовой гамме вырезаны геометрические фигуры и наклеены на основу.
Еще одним интересным продуктом в этом направлении стал интегрированный проект «Геометрия в живописи», на котором обучающийся выпускного класса обратился к новейшему течению живописи — кубизму.
Благодаря этому проекту обучающиеся узнали, что кроме куба, давшего название течению искусства, кубизм использует и другие фигуры: плоские (прямоугольник, параллелограмм, треугольник и др.) и объёмные (параллелепипед, пирамида, призма и др.). Художники, изображая объёмную форму на плоскости, расчленяли объём на геометрические тела, которые сдвигались и перекрещивали друг друга.
Обучающиеся, работая над этим проектом, познакомились с картинами великих абстракционистов — Пабло Пикассо, Жоржа Бранда, Каземира Малевича и другими.
Итак, использование проектных технологий (или их элементов) в самом деле приносит результативность в развитии и совершенствовании познавательных интересов к математике.
Опорный конспект — это потрясающий метод обучения школьников. Такой вид учебной работы имеет особое значение для слабого обучающегося контингента [7].
Запомнить отдельные термины, формулы, величины для ребят бывает очень сложно, не говоря уже о цельной цепочке темы.
Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым, который писал: «Хороший опорный конспект должен быть создан учителем…»
Работая учителем математики в условиях пенитенциарной системы, я могу констатировать, что ребята, обучаясь заочно, пропускают более половины учебных занятий в связи с ежедневной занятостью на производстве и в силу других причин. Каждый учитель предъявляет свои требования к уроку.
Метод опорных конспектов, как один из способов представления учебой информации, используемый на моих уроках, выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Включение опорных конспектов в систему подготовки к экзамену по математике делает процесс обучения более эффективным, облегчает усвоение нового учебного материала и повторение пройденного.
Одной из главной составляющей опорного конспекта являются тренировочные задания, которые решают проблему ликвидации пробелов знаний у слабых обучающихся. Такие упражнения повышают качество знаний по предмету, создают мотивацию к учению.
Подробный разбор заданий вызывает познавательный интерес к предмету, активно влияет на мыслительную деятельность.
Применение опорных конспектов способствует росту мотивации достижения успеха. Работа с опорными конспектами влияет на рост успеваемости и качества знаний обучающихся.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Помимо приоритетного направления общеобразовательной и профильной подготовки по математике не менее важна подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ссузе и вузе [8].
Выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком, способным решать личные и коллективные проблемы. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении по любому предмету, в том числе и по математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Внеурочная деятельность по подготовке выпускников к ГИА необходима в образовательных учреждениях закрытого типа [9].
На занятиях можно рассмотреть решения задач и примеров, тематика которых соответствует прототипам заданий, предложенных в демоверсиях. Решение заданий рассматривается подробно, с пошаговым объяснением, методическими рекомендациями и анализом предполагаемых ошибок.
Обучающиеся знакомятся с рациональными способами решения заданий, с дополнительными формулами и приёмами, облегчающими процесс выполнения.
Следующая участница статьи НПК приводит пример анализа итоговой тестовой работы и заключает общие выводы по результатам её проверки:обучающиеся не умеют решать системы нелинейных уравнений, слабо умеют читать график квадратичной функции, большинство не усвоило темы «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия».
Проанализировав основные ошибки обучающихся, допускаемые при выполнении работы, для ликвидации пробелов в знаниях следует:
– повторить теоретический материал по темам «Квадратичная функция», «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия»;
– использовать опорные конспекты для успешного запоминания теоретического материала;
– внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты, обратить внимание на формулировки вопросов;
– создавать индивидуальные модули обучения;
– учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и прочее;
– рекомендовать обучающимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн.
Как показывает практика работы, наличие сформированной устойчивой и осознанной мотивации — важнейшее условие эффективности [10].
Почему же за основу я выбрал именно игру? Этот вид деятельности развивает умение управлять своим поведением. К тому же игровые ситуации воссоздают общественный опыт и направлены на его усвоение. Школьник, вступивший в игру по желанию, получает удовольствие, прежде всего от своего процесса, а не от результата. У игры значительный творческий потенциал, она вызывает эмоциональную приподнятость и соперничество игроков.
Осуждённые потеряли интерес к чему-либо, очень часто находятся в состоянии депрессии, потерявшие надежду на «светлое будущее». Пробудить интерес к мышлению, самопознанию, интеллектуальному развитию — одна из главных задач современного учителя.
Интеллектуальные игры обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся. Разнообразные по содержанию и форме вопросы открывают простор для творчества, как ученика, так и самого учителя. Хорошо подготовленная и проведённая интеллектуальная игра становится настоящим праздником для её участников.
Мероприятие лучше проводить, на мой взгляд, за «круглыми столами», по несколько человек от класса. Лучше оформить пригласительные билеты для участников, с целью привлечения обучающихся к участию во внеурочной деятельности. Кроме этого, я предлагаю вывесить в школе плакат с краткой информацией об интеллектуальной игре. Рекламы желательно выполнять в красочной, деловитой и шутливой формах, учитывая особенности, вкусы и ценностные ориентации обучающихся, на которых рассчитано проводимое мероприятие.
Через проведение в образовательных учреждениях интеллектуальных игр целесообразно подтянуть обучающихся до более высокого уровня в области математики.
В рамках декады по математике в нашей школе с большим успехом прошли мероприятия в форме интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Хочу всё знать!», «Математический калейдоскоп», «Математическое попурри», «Своя игра», «В три девятом царстве» и других.
Использование алгоритмического подхода в процессе обучения способствует не только совершенствованию форм и методов обучения, но и направленности образовательного процесса на личностное развитие обучающегося, выработке у них алгоритмических навыков, позволяющих формировать умение самостоятельно приобретать знания в дальнейшем [11].
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и есть оценка работы учителя. Поэтому каждый учитель ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея следующего автора статьи — повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работа над этой проблемой началась несколько лет назад. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, с опытом работы других учителей по этой проблеме, изучение КИМ разных лет. Затем начался поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне показались наиболее эффективными.
Возможные варианты применения алгоритмических карточек при подготовке к ЕГЭ:
- Используется учителем для объяснения решений данных заданий на уроках обобщающего повторения или на консультациях по подготовке к ЕГЭ.
- Применяется учащимися для самостоятельного, более осознанного решения заданий данного типа.
- Для развития компьютерной грамотности при самостоятельном составлении алгоритмической карточки в электронном варианте в другой форме.
- Для дистанционного обучения учащихся.
Пример карточки
Алгоритм решения задач на проценты
Банк начисляет на срочный вклад 8 % годовых. Вкладчик положил на счёт 7000 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет?
- Сложить 100 % и процент годовых.
100+8=108 %
- Найти 1 % от суммы, для этого сумму разделить на 100.
7000: 100 = 70(рублей)
- Умножить стоимость 1 % на искомое количество процентов.
70 · 108 = 7560(рублей)
- Ответ.
3
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования [12].
Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».
Цель дифференциального обучения в школе — уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к изучению.
Такое обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех учащихся.
Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся. К сожалению, в условиях дефицита учебного времени в вечерних школах на уроках мы можем провести комплексную диагностику, например, по результатам диагностических работ в начале учебного года и репетиционного тестирования в 9-х и 12-х классах во втором полугодии. По этим результатам можно выделить три группы обучающихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения: низкий, средний и высокий уровни обучаемости. При подготовке выпускников к экзамену, необходимо учитывать наличие двух групп учащихся, которые выбирают экзамен базового уровня (для получения аттестата) и экзамена по выбору профильного уровня (для поступления в вуз). Наряду с обычными требованиями важнейшим становится динамика вариативности в выборе методов и средств, что заставляет учителя по-новому подходить к подготовке и проведению уроков, учитывая необходимость обеспечить овладение всеми школьниками учебного материала. Для этого необходимо активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения с контролем разного уровня).
Следующий участник НПК считает, что при работе с обучающимися-осуждёнными, наиболее действенной будет технология сотрудничества, которая подразумевает активное взаимодействие между учеником и учителем, сотворчество и взаимопомощь на каждом этапе урока. Кроме того, по мнению автора, это ещё и сотрудничество обучающихся школьников друг с другом, обучение коммуникации, совместной деятельности для достижения наилучшего результата. Поэтому здесь очень важно применять технологию поддержки. Стремление поддержать человека — необходимое социально-педагогическое условие работы в школе пенитенциарного учреждения [13]
Здесь надо выделить три основополагающих аспекта:
- Задания должны соответствовать возможностям. Никогда не нужно давать задания, с которыми учащийся заведомо не справится.
- Никаких негативных оценок. Ш. А. Амонашвили как-то назвал отметки «костылями хромой педагогики». Если ученик не справляется с заданием, значит он просто не получит на данном этапе оценку в журнал, но получит помощь и словесную поддержку учителя.
- Мнение каждого важно и ценно. Любая мысль, высказываемая учеником по проблеме урока, должна быть выслушана, осмыслена и прокомментирована. Только будучи внимательным и терпеливым, учитель может рассчитывать на диалог с обучающимися.
Элементы историзма играют исключительно важную роль в формировании патриотизма. Наш народ внес заметный вклад в прогресс математики и ее применений к вопросам естествознания, машиностроения и других областей знаний [14].
У нас есть чем гордиться и кем гордиться! Имена М. В. Остроградского, А. М. Ляпунова, А. А. Маркова, П. Л. Чебышева, М. В. Келдыша, А. Я. Хинчина и многих других прочно вошли в историю мировой науки.
Систематическое использование элементов историзма способствует развитию у обучающихся прочного и устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитывает чувство патриотизма.
Завершив обзор инновационной деятельности учителей, можно выделить следующие инновации, апробированные коллегами в условиях пенитенциарной системы: метод дифференциации с технологией сотрудничества, алгоритмический метод, метод контроля и его анализ; компетентностный подход в обучении, метод опорных конспектов, метод проектов, интерактивные методы обучения, ИКТ-технологии (MS PowerPoint), исследовательский метод, метод технологических карт, игровое обучение, деятельностный подход, методы мотивации и историзма и другие.
Использование в современных условиях инновационных методов –важный фактор повышения качества образования среди обучающихся, отбывающих срок в местах лишения свободы.
Благодарю всех участников НПК за публикацию интересных материалов и возможность обмена опытом через данную статью.
Литература:
- Коровин А. А. Технологическая карта — эффективная форма планирования учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
- Матвеев Д. Ю. Элементы теории вероятности при решении задач ЕГЭ
- Габтрахманова К. З. Исследование как один из важнейших продуктивных методов в обучении математике.
- Кукушкина Е. В. MS PowerPoint как средство создания ресурсов для отработки навыков самопроверки и самоконтроля.
- Селиванова Л. П. Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся через интерактивное образование.
- Касьянова М. П. Использование проектной деятельности для формирования познавательного интереса обучающихся к геометрии.
- Коровин А. А. Роль опорных конспектов в оптимизации системы подготовки выпускников-заочников основной школы к ГИА в форме ГВЭ.
- Костромина О. А. Компетентностный подход в обучении математике
- Кукушкина Е. В. Внеурочная деятельность по подготовке выпускников к ГИА в образовательных учреждениях закрытого типа.
- Коровин А. А. Мотивация — важнейший аспект современного образования при обучении взрослых обучающихся.
- Русских И. А. Алгоритмы — ключ к решению задач.
- Худорожкова Е. С. Дифференцированный подход к организации обучения учащихся на уроках математики.
- Никонова О. С. Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях школы при пенитенциарном учреждении.
- Попель И. М. О воспитательном «эффекте» уроков математики.