Физическая культура, которую мы знаем сегодня, кажется относительно современным изобретением — тем, что началось смутно в 70-х годах с бега трусцой и джазовых упражнений. Но физические упражнения, очевидно, уходят гораздо дальше, в то время, когда люди не думали об этом как о тренировке, а скорее как об образе жизни. Столетия и тысячелетия назад у них не было всех тренажёров, весов и тренажерных залов, которые мы имеем сегодня, и все же они были в лучшей форме, чем мы.
Физическое развитие шло естественным путём, который определялся практическими требованиями жизни в дикой среде, а также жизненной необходимостью избегать угроз и использовать возможности для выживания.
Требования к движению состояли из передвижения, манипулирования инструментами и природными объектами защиты. Чтобы выжить в суровых условиях, полных природных и человеческих препятствий и врагов, первобытный человек должен был знать не только, как бегать, но и ходить, балансировать, прыгать, ползать, карабкаться, поднимать, нести, бросать и ловить вещи, а также сражаться [1].
Сила и подвижность первобытного человека не развивались с помощью структурированных программ, методов или графиков, а скорее выходило ежедневной, инстинктивной, обусловленной необходимостью целевых и практичных и адаптируемых двигательных навыков.
Начиная с 10 000 и 8000 лет до нашей эры, сельскохозяйственная революция часто считается рассветом цивилизации.
Переход человека от кочевого охотника-собирателя к земледельцу привёл к резким изменениям в его физической активности. Многочисленные потребности в выращивании пищи и разведении скота означали для фермеров много хлопот и много ежедневного труда. Но эти задачи были в основном повторяющимися и требовали очень ограниченного диапазона движений.
Между 4000 г. до н. э. и падением Римской империи в 476 г. н. э. цивилизации поднимались и падали в результате войн и завоеваний. Ассирийцы, вавилоняне, египтяне, персы, а позже греки и римляне-все они навязывали физическую подготовку мальчикам и юношам.
Древняя военная подготовка имела сходство с движениями, выполняемыми в природе древними людьми, но с большей структурой и другой конечной целью. Молодые люди практиковали фундаментальные навыки, такие как ходьба и бег по неровной местности, прыжки, ползание, лазание, подъем и переноска тяжелых вещей, метание и ловля, рукопашный бой и обучение оружию [2].
Цивилизованное население ценило физическую культуру и спорт. Если опираться на древние записи, то первые спортивные соревнования вышли из Древнего Египта. С развитием истории, древние греки создали первые Олимпийские игры. Неудивительно, что все эти ранние виды спорта были основаны на практических, естественных навыках движения и были фундаментально связаны с подготовкой, необходимой для войны — греки стремились превзойти друг друга в беге, прыжках, борьбе.
Вне военной подготовки и спорта греки, а затем римляне, праздновали красоту и силу тела и приняли физическую подготовку как философский идеал и неотъемлемую часть полного образования. Они праздновали идею иметь здоровый ум в здоровом теле. Физическая культура начала подниматься над практической необходимостью, чтобы стать средством для достижения цели — «искусством жизни» [3].
Продолжаясь с 5-го по 15-й век, средние века были хаотическим периодом с чередой королевств и империй, волнами варварских вторжений и разрушительных эпидемий. Учение христианства распространило веру в то, что главной заботой жизни является подготовка к загробной жизни. Тело считалось греховным и неважным — это была душа человека, которая была его истинной сущностью. Образование было в подавляющем большинстве связано с Церковью и сосредоточено на развитии ума, а не на тренировке тела [4].
При феодализме, господствующей социальной системе средневековой Европы, физическую подготовку к военной службе проходили только дворяне и наёмники. Как и в древние времена, их обучение было сосредоточено на естественных движениях и боевых навыках.
Остальная часть населения была в основном крестьянами, вынужденными жить на земле своего господина.
Эпоха Возрождения вызвала гораздо больший и открытый интерес к телу, анатомии, биологии, здоровью и физическому воспитанию.
В 1420 году Витторино да Фельтре, итальянский гуманист и один из первых современных педагогов, открыл очень популярную школу, где помимо гуманистических предметов особое внимание уделялось физическому воспитанию.
В 1553 году Кристобал Мендес публикует первую в истории книгу посвящённую исключительно физическим упражнениям и их преимуществам. В книге упражнения, игры и спорт классифицируются, анализируются и описываются с медицинской точки зрения, а также предлагаются советы о том, как предотвратить и оправиться от травм, полученных в результате этих физических занятий. В нескольких главах даже даются конкретные советы по конкретным упражнениям и играм для женщин, детей и пожилых людей.
16 лет спустя итальянский врач Меркуриалис опубликовал De Arte Gymnastica. Это было кульминацией его исследований классической и медицинской литературы, особенно подхода древних греков и римлян к гигиене, диете и физическим упражнениям, а также использования ими естественных методов лечения болезней. Впервые изложив принципы физической терапии и сопровождая их прекрасными иллюстрациями, она считается первой книгой по спортивной медицине и сильно повлияла на физическое воспитание и методы обучения, которые начали появляться в Европе два столетия спустя [5].
Промышленная революция, ознаменовавшая переход от ручных методов производства к машинным производственным процессам, началась около 1760 года и быстро породила социальные, экономические и культурные тенденции, которые изменили образ жизни, работы и, конечно же, передвижения людей. Поскольку люди стали более сидячими, возникло новое движение к преднамеренным физическим упражнениям. Это движение получило импульс в 19 веке благодаря росту националистического пыла во многих странах Европы. Оставаться здоровым, подтянутым и готовым служить в бою стало предметом гражданского долга и гордости.
В 1774 году Иоганн Бернард Базедов под влиянием идей Руссо о «физической подготовке человека» открыл Филантропинум в Германии с акцентом на физические упражнения и игры, включая борьбу, бег, верховую езду, фехтование, прыжки и танцы. Даже школьная форма, которая часто была тяжёлой и тесной в этот период времени, была сделана более удобной, чтобы предоставить ученикам большую свободу передвижения. Эта модель вдохновила на создание многих подобных учреждений, и физическое воспитание стало более систематизированным и включённым в качестве неотъемлемой части учебной программы.
В 1810 году о себе заявил Фридрих Ян. Известный как «Отец гимнастики», он был важным пионером физического воспитания, и его идеи распространились по всей Европе и Америке. Немецкий педагог по гимнастике и ярый националист, переживший вторжение Наполеона в свою страну, он чувствовал, что лучший способ предотвратить ещё одно такое вторжение-помочь своему народу развить своё тело и ум. С этой целью он водил молодых людей в экспедиции на свежем воздухе и обучал их гимнастике и гимнастике для восстановления физических и моральных сил.
В 1811 году Ян открыл в Берлине первую гимназию под открытым небом Turnplatz. Его гимнастическое движение, тогда называвшееся Turnverein, быстро распространилось по всей стране, и в 1816 году он опубликовал Die Deutsche Turnkunst (Немецкая гимнастика), посвященную его системе гимнастики [6].
Он первый кто стал проводить фестивали физической культуры, которые он спонсировал, привлекли до 30 000 энтузиастов, но суть и конечная цель его методов гимнастики и гимнастики были прежде всего практичными и функциональными, а не художественными. Он выступал за практику традиционных естественных движений, таких как бег, балансирование, прыжки, скалолазание и так далее.
Хорошо осведомлённый об этой немецкой модели, а также о древней традиции легкой атлетики, швед Пер Хенрик Линг разработал принципы физического развития, подчёркивая интеграцию совершенного развития тела с мышечной красотой. В отличие от немецкой системы, эта шведская система продвигала «легкую атлетику», используя мало, если вообще использовала аппараты (Линг изобрел настенные брусья) и фокусируясь на гимнастике, дыхании и упражнениях на растяжку, а также на массаже.
Шведская гимнастика имела четыре категории: педагогическую, военную, медицинскую и эстетическую. Все движения должны были выполняться правильно и коллективно отдельно друг от друга под руководством тренера, что отличалось от преобладающего, более мобильного, напряжённого и практичного немецкого подхода. Аспекты этого метода все ещё можно проследить в некоторых современных программах физической подготовки [7].
Примерно в то же время испанец Франсиско Аморос основал военную гимнастическую школу в Мадриде, затем переехал в Париж и в 1819 году основал Обычную гимнастическую гражданскую и военную школу. В 1830 году он опубликовал Руководство по физическому, гимнастическому и нравственному воспитанию.
После отстранения от должности руководителя программы физической подготовки армии он открыл популярный гражданский гимнастический зал в Париже и стал инициатором физического воспитания во Франции и Испании.
В 1847 году французский деятель физической культуры Ипполит Триат основал в Париже огромную гимназию, где буржуа, аристократы и энергичная молодёжь объединились в восторженном стремлении к физической подготовке.
В 1870-х годах после потери немцами Эльзаса-Лотарингии уже зарождающиеся националистические настроения во Франции взорвались. Физическое воспитание стало основным направлением во французских школах, поскольку батальоны молодых людей были обучены мстить за страну.
В Шотландии «Игры в горах» начались во время романтической тенденции 1830-х годов и включали традиционные физические задачи, характерные для шотландской культуры, такие как бросание кабера, метание молота и толкание ядра, а также бег, борьба и прыжки [8].
В Англии концепция Чарльза Дарвина «выживание наиболее приспособленных» дала толчок зарождающемуся движению физической культуры в этой стране. Англичане хотели быть достаточно сильными, чтобы подняться на вершину цивилизационной цепочки. В 1849 году в Королевской военной академии были проведены первые английские спортивные соревнования. Шотландец Арчибальд Макларен открыл хорошо оборудованный тренажерный зал в Оксфордском университете в 1858 году, где он обучил 12 армейских офицеров, которые затем внедрили его режим физической подготовки в британскую армию.
Также стоит упомянуть чешское движение «Сокол». Основанная в 1862 году, эта молодёжная спортивная и гимнастическая организация была вдохновлена немецким Turnverein (гимнастическим движением) и обеспечивала физическую, моральную и интеллектуальную подготовку нации с помощью программ тренировок (в основном сосредоточенных на маршевых упражнениях, фехтовании и различных формах тяжелой атлетики), лекций, групповых прогулок и массовых гимнастических фестивалей [9].
Когда Европа вступила в 20– й век, французский офицер военно-морского флота и физический педагог Жорж Эбер сыграл выдающуюся роль в продвижении физической культуры впервые взяв пример с культур прошлого. Изучив принципы своих предшественников, включая Яна и Амороса, он впервые разработал свой собственный «естественный метод». Его метод был полностью основан на естественных навыках движения, таких как ходьба, бег, балансирование, прыжки, ползание, лазание, манипулятивные навыки, самооборона-все это часто практиковалось на полосах препятствий. Эбер отвечал за физическую подготовку всех моряков французского флота, а затем в 1913 году открыл самый большой и современный тренировочный центр в Реймсе.
В 1912 году Геберт опубликовал свою первую книгу «Физическое воспитание или полное обучение естественным методом», за которой последовали многие другие работы на ту же тему.
Поскольку угроза иностранного вторжения никогда не была так велика в Соединенных Штатах, как в Европе, необходимость подготовки к войне была не такой острой, и поэтому акцент на физическую культуру пришел в эту страну позже.
Кэтрин Бичер была одним из первых создавших осведомлённость о физической культуре в Америке. Будучи убежденным сторонником включения физического воспитания в школы, а также ежедневных упражнений для обоих полов, она разработала программу гимнастики, которая исполнялась под музыку. Когда Бичер основал Хартфордскую женскую семинарию в 1823 году, это было первое крупное американское учебное заведение для женщин, которое проводило курсы физического воспитания в рамках программы [10].
20-й век ознаменовался подъемом специализированных, конкурентоспособных видов спорта, а также появлением хорошо организованного и процветающего рынка и индустрии физической культуры.
В самом начале 20-го века, в то же время, когда Жорж Эбер разрабатывал и продвигал свой «Естественный метод», другому французу, профессору Эдмону Десбонне, удалось сделать физические упражнения и силовые тренировки модными благодаря публикации фитнес-журналов и открытию сети спортивных клубов. Это заложило прочную основу для физической культуры в Европе, а также для физической культуры как отрасли.
Система Десбонне была реакцией против декаданса Прекрасной эпохи, во время которого люди жили, не думая о своём физическом состоянии и здоровье. На пике своей популярности у него было более 200 спортивных комплексов. В тот же период в США Бернард Макфадден получил известность как американский гуру физической культуры и сторонник здорового образа жизни. Он рекомендовал минималистский образ жизни, основанный на времени, проведенном на природе, ежедневных энергичных физических упражнениях и исключении алкоголя, чая, кофе и белого хлеба из своего рациона [11].
Размышляя об эволюции физической культуры на протяжении веков и различных аспектах, присутствующих в нашей современной физической культуре, полезно спросить себя: что мы потеряли и что приобрели?
Очевидно, что из этих недавних событий вышло много хорошего: широко распространено понимание важности регулярных упражнений, почти в каждом сообществе есть тренажерный зал, где люди могут тренироваться, и мы понимаем больше о том, как работает человеческое тело и реагирует на физическую подготовку, чем когда-либо прежде.
Тем не менее, несмотря на множество методов, программ и ресурсов для здоровья и физической подготовки, население в целом никогда не было настолько физически сидячим и не в форме.
Недавний доклад Всемирной организации здравоохранения показывает, что ожидаемая продолжительность жизни в США снизилась впервые с 1993 года. Здоровье современных людей снижается, несмотря на высокоразвитые медицинские технологии и процветающую индустрию здоровья и фитнеса.
Большая часть этого-мотивация. Люди просто не так мотивированы двигать своим телом и быть здоровыми, как в прошлом. Мы живем в обществе, где неспособность управлять своим телом практичным и эффективным образом больше не является смущающим состоянием.
На мой взгляд, индустрия здоровья и физической подготовки в целом, независимо от того, насколько «передовой» или «революционной» претендует каждая новая программа, не смогла заставить большинство людей ценить, практиковать и наслаждаться физическими упражнениями. Помимо нескольких исключений, я считаю, что индустрия внесла большой вклад в распространение ограниченного восприятия того, что такое здоровье и физическая подготовка, и в то, что люди поворачиваются к нему спиной [12].
В подавляющем большинстве случаев наиболее распространенным восприятием того, что значит быть в форме, и основной мотивацией для занятий спортом является выглядеть в форме. Речь больше не идет о здоровом теле, которое действительно может делать то, что практично для реальной жизни.
В подавляющем большинстве случаев физические упражнения — это просто рутина, а не удовольствие; это то, что люди должны заставлять себя делать, а не естественное выражение того, кто они есть.
И последнее, но не менее важное: многие, кто пытается удовлетворить свои потребности в физической подготовке, не знают, какой способ выбрать. Мы потеряли ясность и простоту. Мы потеряли чувство практичности. Мы потеряли естественность.
Несмотря на все, что предоставляет индустрия здоровья и фитнеса, люди никогда не были настолько физически неактивны [13].
Чтобы стать сильными и здоровыми, просто нужно двигаться естественно, как это делали все люди не так давно. Нам нужно практиковать фундаментальные навыки движения, чтобы развить базовую физическую компетентность, которая полезна в реальной жизни, ощутимыми способами. Мы также должны использовать приземленный подход, который практичен как в своей практике, так и в целях, который люди находят приятным, масштабируемым и прогрессивным, который не требует очень дорогого оборудования на заказ, и который может быть выполнен в группах.
Мы не должны принимать наш сидячий образ жизни и быть зажатыми машинами, которые мы создали, чтобы стать здоровыми. Нам не нужно поддерживать ложную дихотомию между силой и кардио, между телом и умом, между физической подготовкой и здоровьем или между упражнениями как тем, что мы делаем, и движением и физической активностью как выражением того, кто мы есть.
Я считаю, что не только биологический, но и моральный долг каждого человека-обладать спортивными навыками, силой, выносливостью и умственной стойкостью, которые необходимы для эффективного реагирования на физические требования реальной жизни.
Литература:
- Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2019 г.
- История физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part1–3.php
- Экстремальная деятельность человека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.extremeedu.ru/content/1–30–2014g
- By Murray G. Phillips and Alexander Paul Roper «The History of Physical Education». 2021. S. — 84
- Earle F. Zeigler «Sport and Physical Education in the Middle Ages». — 2020. S. — 253.
- History and development of physical education and sport [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jamaica-gleaner.com/article/sports/20150929/history-and-development-physical-education-and-sport
- Черненко В. А., Енченко И. В. Социальное значение услуг физической культуры и спорта // Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов, докторантов и молодых ученых. Под общей редакцией В. А. Черненко и С. Ю. Гришина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2019. С. 145–151.
- Краснов И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019.— № 2. С.61–63.
- Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 1. С.58–61.
- Барабанова А. И. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. // Статья. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/– (Дата обращения: 12.02.2022).
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — М.: Медицина. — 2018. — 166 с.
- Костюнина, Л. И. Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности / Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Набережные Челны, 2018. — № 2 (23). — С. 56–61.
- Радакина, Д. С. Влияние физической культуры на успеваемость студента / Д. С. Радакина, А. С. Мухамбетова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 4 (17). С. 198–202.