В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоятельности, описываются особенности ее развития. Представлены результаты исследования детей и педагогических условий на базе дошкольной образовательной организации. В конце статьи авторы представляют свой подход к планированию мероприятий по эффективному развитию детской самостоятельности.
The article discusses the issues of developing the independence of preschool children in work. The importance and necessity of the development of independence, starting from preschool childhood, is revealed. The structural components of independence are highlighted, the features of its development are described. The results of the study of children and pedagogical conditions on the basis of a preschool educational organization are presented. At the end of the article, the authors present their approach to planning activities for the effective development of children's independence.
Самостоятельность относится к числу личностных качеств, развитие которых входит в ключевые задачи дошкольного образования и отражено в пункте 1.6.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольный возраст считается значимым периодом для развития самостоятельности, поскольку именно в этот период происходит закладка первичных компонентов самостоятельности и начинается их развитие в разных видах деятельности дошкольника [7].
Самостоятельность выступает как способность ребенка осуществлять активные действия по собственной инициативе, доводить начатое дело до конца. Развитие самостоятельности оказывает влияние на успешность ребенка в разных видах деятельности, является важным компонентом предпосылок успешного обучения в школе, влияет на формирование самооценки ребенка, позитивного образа «Я» и в связи с этим развитие самостоятельности имеет важное значение в контексте создания условий для формирования личности ребенка.
Проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста уделяют в своих работах внимание разные исследователи (С. Л. Рубинштейн, А. К. Осницкий, Г. С. Прыгин, А. Н. Атарова и др.).
С. Л. Рубинштейном самостоятельность определяется как способность осознанно ставить перед собой задачи деятельности, отбирать средства, определять направления деятельности и осуществлять деятельность. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что проявление самостоятельности тесным образом связано со способностью самостоятельно мыслить и формированием целостного мировоззрения [6].
А. К. Осницкий выделяет такие компоненты как саморегуляцию, самодеятельность, самоактивацию, самоорганизацию и самоконтроль [5].
А. Г. Гогоберидзе рассматривая природу самостоятельности, указывает, что первое проявления самостоятельности, которые закладываются еще в период кризиса 3 лет, создают основу для развития самостоятельности в процессе овладения разными видами деятельности [3].
Изучая самостоятельность в старшем дошкольном возрасте, Т. И. Бабаева выделяет следующие обобщенные проявления: потребность в познании, общении и деятельности, умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять действия без помощи и контроля со стороны, умение самостоятельно действовать в ситуации заданных требований и условий, а также умение осознанно действовать в новых условиях, выполнять элементарный самоконтроль и самооценку результата деятельности, переносить уже знакомые способы деятельности в новые условия [2].
В работе А. Н. Атаровой подчеркивается, что каждый вид деятельности ребенка-дошкольника оказывает влияние на развитие его активности, инициативности, овладение разными умениями и навыками, поиск способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля и развития волевой регуляции. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту у детей все более отчетливо можно наблюдать проявления самостоятельности [1].
В своем исследовании мы рассматриваем развитие самостоятельности в трудовой деятельности, так как в старшем дошкольном возрасте для развития самостоятельности в трудовой деятельности создаются благоприятные условия. Они состоят в том, что у детей сформированы первоначальные умения и навыки, есть определенный опыт трудовой деятельности, в мотивационной сфере происходит формирование соответствующих мотивов, стимулирующих детей к выполнению малопривлекательной, не всегда интересной деятельности.
Это доказывает позиция Ш. С. Шойимовой: самостоятельность обеспечивается, прежде всего, развитием у детей мотивационной сферы, то есть потребности в трудовой деятельности, что происходит на основе осознания детьми значимости трудовой деятельности, возможности осознавать себя в трудовой деятельности, способностью получать положительную оценку и развитием умений и навыков выполнения конкретных действий [8].
После изучения теоретических подходов к определению самостоятельности и средств ее развития, нами было проведено исследование с целью выявления уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на базе МКДОУ Малы-Головский детский сад в Иркутской области. В исследовании принятии участие дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в количестве 25 человек. В качестве критериев для оценки выступили компоненты: эмоционально-мотивационный, волевой, деятельностный.
Для исследования детей мы использовали диагностический инструментарий: протокол наблюдения за трудовой деятельностью детей (Л. В. Куцакова); диагностическое задание «Уход за растениями» (Л. В. Куцакова) [4].
Нами были получены следующие результаты: высокий уровень самостоятельности в труде характерен для 20 % детей; средний — для 48 % детей; низкий — для 32 % детей.
Так же мы проводили исследование педагогов с целью выявления их готовности к развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста, проводили экспертную оценку и родителей, чтобы определить уровень развития представлений в области развития самостоятельности у детей.
Полученные результаты позволяют говорить о необходимости планирования и проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня развития самостоятельности у детей дошкольного возраста и улучшение организационно-педагогических условий.
В дальнейшем мы спланировали работу с детьми сроком на 3 месяца, за основу мы взяли модель планирования, предлагаемую Н. А. Коротковой, и определили вид трудовой деятельности, тему, культурно-смысловой контекст деятельности (зачем это нужно ребенку, практический результат деятельности), тип деятельности в контексте тематических недель, проводимых в соответствии с Основной образовательной программой дошкольной организации.
Для педагогов были спланированы разные формы работы: обучающий семинар «Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте», практикум «Роль трудовой деятельности в развитии самостоятельности», мастер-класс «Игровые приемы приучения к самостоятельности» и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников может выстраиваться при организации различных форм. Необходима разработка информационно-наглядных форм (памятки, буклеты) и организация активных форм мастер-классов, семинаров-практикумов, индивидуальные консультации.
С целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды педагогом можно предложить рекомендации по внесению необходимого оборудования в детские центры интересов.
Мы предполагаем, что спланированная деятельность будет эффективна для развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Развитию самостоятельности необходимо уделять внимание в дошкольном детстве. Так как развитая самостоятельность у ребенка проявляется в способности действовать без посторонней помощи, определять самому цель деятельности, выбирать способы выполнения деятельности, осуществлять элементарный самоконтроль, оценивать результаты в соответствии с поставленной целью, что станет хорошей основой для успешности ребенком в будущем.
Литература:
- Атарова, А. Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Текст] / А. Н. Атарова // Педагогическое образование в России. 2017. — № 1. — С.96–102.
- Бабаева, Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. статей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — C. 23–34.
- Гогоберидзе, А. Г. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Атарова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей. — СПб., 2010. — С. 17–26.
- Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3–7 лет: методическое пособие [Текст] / Л. В. Куцакова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с.
- Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности [Текст] / А. К. Осницкий. — М: ИГ–СОЦИН, 2010. — 232 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 705 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 96 с.
- Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Ш. С. Шойимова // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 831–834.