Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Темлякова, А. К. Административно-правовое регулирование управления в сфере здравоохранения / А. К. Темлякова, Ю. В. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89932/ (дата обращения: 16.04.2024).



Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения. Причем упущения и ошибки государственного управления напрямую отражаются на данной отрасли. Таким образом, актуальным направлением являются вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, ведь именно от реализации данной деятельности зависит решение и устранение существующих проблем и недостатков в сфере здравоохранения на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: здравоохранение, контрольно-надзорная деятельность, государственное регулирование, управление в здравоохранении.

Administrative and legal regulation in the field of health care is directly related to the legal provision of the quality of life of the population. Moreover, omissions and mistakes of public administration in this industry directly affect the quality and life expectancy of the population. Thus, the topical area is the issues of control and supervision activities in the field of health care, because the quality of health protection of citizens on the territory of the Russian Federation depends on the implementation of this activity.

Keywords: health care, control and supervision activities, government regulation, health care management.

Обеспечение населения качественным и доступным медицинским обслуживанием всегда является одной из ключевых социальных задач общества и государства, поскольку именно это влияет на качество трудового потенциала и человеческого ресурса государства и, как следствие, на уровень экономического развития общества. Поэтому социально-экономическая значимость здравоохранения определяет необходимость ее развития.

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан отличается большим количеством нормативно-правовых актов. Важнейшие положения закреплены в статье 41 Конституции Российской Федерации. Согласно конституционным нормам, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В современных реалиях на территории Российской Федерации существует сформированная организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование «Здравоохранение».

Рассматривая буквальное толкование наименования «здравоохранение», можно понимать данный термин как область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья — это полноценная система сформированных «мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

В статье 4 Федерального Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены основные принципы охраны здоровья. Одним из перечисленных является принцип разделения властей.

В сфере административно-правового регулирования здравоохранения данный принцип находит свое отражение в разграничении компетенции между всеми ветвями государственной власти, а также в обеспечении их взаимодействия. Данный принцип можно рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, это невозможность вторжения одной ветви власти в сферу деятельности другой, а с другой, это полное исключение тотальной независимости каждой из ветвей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие ветви власти в тесном взаимодействии, но и одновременно ни одна из них не может осуществлять свою деятельность без другой.

Разделение властей представляет собой разделение полномочий основных отраслей государственной власти при сохранении единства в осуществлении деятельности в той или иной сфере.

Подведя итог, можно сказать о том, что именно на основе рассматриваемого принципа создаются органы государственной власти, осуществляется их взаимодействие друг с другом.

Административно-правовое регулирование рассматриваемой области включает в себя две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление. В первую группу органов входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство. Если рассмотреть Вторую группу органов, то в нее входит: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью непосредственно Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство Российской Федерации.

Среди субъектов управления в сфере здравоохранения основным регулятором является Министерство здравоохранения РФ. Именно на данный орган возложены функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и связанных со здравоохранением сферах деятельности. Данный орган власти осуществляет координацию и контроль деятельности за находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями.

Задача региональных отраслевых исполнительных структур — оказывать содействие в совершенствовании и повышении качества предоставления медицинских услуг всем слоям населения, профессионализма медицинского персонала и их ответственности за здоровье людей и др.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и т. д.

Помимо этого, вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны здоровья граждан в условиях отсутствия системного регулирования данной деятельности в сферы на сегодняшний день достаточно актуален. В связи с этим существует еще один субъект управления — это Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 323 от 30 июня 2004 г. указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Именно данный орган уполномочен осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

Можно сделать вывод о том, что совокупность органов управления здравоохранением и система их взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними образуют систему органов управления здравоохранением, которая обусловлена федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 09 марта 2004. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 09 марта 2004. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 608 от 19 июня 2012 (в ред. от 3 апреля 2021 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении положения о Федеральной Службе по надзору в сфере здравоохранения: Постановление Правительства № 323 от 30 июня 2004 г. (в ред. от 24 ноября 2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 (в ред. от 30 апреля 2021 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14–16.
  8. Батиевская В. Б. Повышение качества государственного управления здравоохранением как необходимое условие его успешного развития // Социогуманитарный вестник. 2013. N 2. С. 42–44.
  9. Зеленевская, А. А. Административно-правовое регулирование здравоохранения / А. А. Зеленевская.// Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 234–236.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера здравоохранения, Федеральная служба, государственная власть, административно-правовое регулирование, контрольно-надзорная деятельность, орган, исполнительная власть, медицинская помощь, Федеральное медико-биологическое агентство.


Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую

Анализ предписаний, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере

Еще один субъект управления — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

Так же Министерство здравоохранения Российской Федерации взаимодействует с Министерство обороны РФ.

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Теоретические и правовые основы института государственной...

Правовое регулирование деятельности здравоохранения подразумевает собой

Исполнительная власть — является относительно независимой ветвью единой

Исполнительная власть не представляет собой самостоятельный вид государственной...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Таким образом, под административно-правовым регулированием в сфере здравоохранения следует понимать совокупность организационно-правовых норм и механизмов государственных органов административно-правового характера, направленных на...

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Общедоступность медицинской помощи в Российской Федерации имеет свою правовую основу. В законодательстве закреплено право граждан на охрану здоровья граждан путем оказания медицинской помощи с учетом приближенности к месту жительства, месту работы...

Органы федеральной исполнительной власти РФ

В системе органов государственной власти, органы федеральной исполнительной власти занимают

Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное

Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями

Кожабек К. М. Правовое регулирование государственного управления здравоохранением: проблемы и перспективы.

Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую

Анализ предписаний, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере

Еще один субъект управления — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

Так же Министерство здравоохранения Российской Федерации взаимодействует с Министерство обороны РФ.

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Теоретические и правовые основы института государственной...

Правовое регулирование деятельности здравоохранения подразумевает собой

Исполнительная власть — является относительно независимой ветвью единой

Исполнительная власть не представляет собой самостоятельный вид государственной...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Таким образом, под административно-правовым регулированием в сфере здравоохранения следует понимать совокупность организационно-правовых норм и механизмов государственных органов административно-правового характера, направленных на...

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Общедоступность медицинской помощи в Российской Федерации имеет свою правовую основу. В законодательстве закреплено право граждан на охрану здоровья граждан путем оказания медицинской помощи с учетом приближенности к месту жительства, месту работы...

Органы федеральной исполнительной власти РФ

В системе органов государственной власти, органы федеральной исполнительной власти занимают

Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное

Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями

Кожабек К. М. Правовое регулирование государственного управления здравоохранением: проблемы и перспективы.

Задать вопрос