Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 31.03.2022

Статья просмотрена: 5663 раза

Библиографическое описание:

Акимов, Г. А. Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз / Г. А. Акимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89911/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современный мир ставит перед государством новые задачи в расширении политики национальной безопасности. Каждый день число угроз национальным интересам возрастает, а система безопасности устаревает и её необходимо модернизировать. На основе анализа Стратегий национальной безопасности Российской Федерации, действующих в разное время, можно сделать выводы о том, что стратегические приоритеты расширяются, государство выделяет новые направления, создает новые условия обеспечения безопасности на разных уровнях, однако самыми важными остаются оборона страны и сбережение народа России. Особое внимание, в частности, уделяется обостренным российско-украинским отношениям. В связи с этим информационной безопасности уделяется меньше внимания, результатом этого становится информационная война, к которой Россия оказалась не готова. Развитие системы национальной безопасности необходимо и в дальнейшем для сохранения национальных интересов государства и его народа. Автором статьи представлен анализ документов стратегического планирования, на основе которых выстраивается система национальной безопасности. В статье рассмотрены основные угрозы национальным интересам и суверенитету Российской Федерации и их юридическое обоснование.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия национальной безопасности, национальные интересы, информационная безопасность.

Понятие национальной безопасности в Российской Федерации вошло в политико-правовой язык в 90-х годах прошлого столетия. Первое упоминание термина «национальная безопасность» было в федеральном законе от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Закрепление определения термина в Послании Президента Российской Федерации «О национальной безопасности» было осуществлено в 1996 году. В дальнейшем система национальной безопасности начала стремительное развитие, об этом свидетельствуют принятые в 2000-х годах нормативно-правовые акты, регламентирующие направления политики безопасности Российской Федерации.

На современном этапе в Российской Федерации осуществлением внутренней и внешней политики занимается Президент РФ — высшее должностное лицо государства, он же и принимает меры по охране суверенитета РФ, территориальной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Эти положения закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации [1], они обязывают действующего Президента РФ создавать условия для реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Одним из ключевых документов, регламентирующих политику национальной безопасности является принятая Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, основные положения которой определяют стратегические приоритетные направления, цели и задачи государственной политики для защиты национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Она основана на принципах Конституции Российской Федерации, положениях федеральных законов от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [9] и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10].

На основе анализа положений Стратегии можно выделить следующие стратегические национальные приоритеты, обеспечение и защита которых осуществляется за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2) оборона страны;

3) государственная и общественная безопасность;

4) информационная безопасность;

5) экономическая безопасность;

6) научно-технологическое развитие;

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество [2].

Сравнительный анализ Стратегий 2015 и 2021 годов позволяет увидеть динамику развития политики безопасности, распространяющей своё действие на новые сферы жизни из-за вызовов, которые бросает современный мир и его реалии. Так в новую Стратегию были добавлены некоторые положения, которые ранее отсутствовали в Стратегии, принятой в 2015 году и утратившей силу в 2020 году [3]. Эти изменения в документах свидетельствуют о постоянно возрастающем количестве внешних и внутренних угроз. В их числе угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия. Формирование новых положений в Стратегии национальной безопасности было связано со стремительным распространением новой коронавирусной инфекцией, повлекшей за собой рост смертности и проблемы с демографией в стране, обострением ситуации на российско-украинских границах, усилением военной мощи НАТО и США, а также проведение их учений в Прибалтике, вспышками незаконных акций и демонстраций на территории Российской Федерации, а также иных стран, входящих в Содружество независимых государств. В целях защиты от выявленных угроз Совет безопасности РФ уделил особое внимание повышению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия, созданию условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности [2]. За время пандемии новой коронавирусной инфекции российская система здравоохранения улучшила свою работу и качество оказываемой медицинской помощи, что говорит о ее следовании Стратегии.

В свою очередь и Вооруженные силы Российской Федерации претерпели множественные изменения в лучшую сторону: наращивание военной мощи увеличило обороноспособность Российской армии. Однако, помимо Вооруженных сил за охрану границ отвечает и Пограничная служба в структуре Федеральной Службы Безопасности, которая обеспечивает защиту от угроз терроризма и разведывательной деятельности спецслужб зарубежных государств. Возникновение таких угроз зачастую связано с процессами глобализации и стремлением Запада получить преимущества в экономической, военной и политической сферах.

В новой редакции Стратегии также упомянуты и новые задачи внутренней политики, стоящие перед органами государственной власти по части защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Однако, условия, которые имеются сейчас не в полной мере могут способствовать реализации поставленных задач, т. к. системы пожаротушения лесных территорий не могут обеспечить должную защиту от лесных пожаров в полной мере, о чем свидетельствуют обширные выгоревшие территории лесных массивов Западной Сибири.

Наибольшей угрозой национальному суверенитету стали обостренные российско-украинские отношения. Этот вопрос актуален уже на протяжении 8 лет и имеет разные точки зрения. Однако, ситуация обострилась в феврале 2022 года, а конкретно из-за выступления Президента Украины Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности, в ходе которого он предложил странам Запада размещение ядерного вооружения на территории Украины, а также упомянул про поставки новых видов вооружения. Владение Украиной ядерным вооружением и современными видами вооружений могут стать серьезными вызовами для дополнительного развёртывания Вооруженных сил Российской Федерации на границах с Украиной, это обосновано частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации [1], которая запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Рассматривая данный вопрос с точки зрения международного права можно сослаться на статью 51 главы 7 Устава ООН [5], которая предусматривает права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Не менее серьезной угрозой можно считать кибератаки и информационные преступления, которые совершаются достаточно часто. К ним можно отнести взломы сайтов и банковских систем, кражу персональных данных. Нельзя исключать и факт информационной войны, которая создает антиправительственные и националистические настроения среди населения, пропаганду запрещенных организаций, а также призывает к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых беспорядках. Осуществление контроля за размещением материалов в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор, но контроль осуществляется в недостаточной мере, о чем свидетельствуют факты проведения незаконных митингов в марте и апреле 2021 года, феврале 2022 года, призывы к которым размещались в сети «Интернет» организациями, признанными иностранными агентами. Действия организаций, признанных иностранными агентами, в данной ситуации считаются противозаконными, а конкретно нарушают п. 1 статьи 15.2 закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [4]. На основании фактов наличия публикаций о призывах к осуществлению экстремистской деятельности и проведению незаконных митингов можно сделать вывод о том, что защита информации в Российской Федерации осуществляется не на должном уровне.

На основе всего вышеупомянутого следует сделать вывод о том, что 21 век — век совершенно новых вызовов и угроз, которые ставит перед органами государственной власти, обеспечивающими безопасность, современность. Угрозы ядерного нападения, терроризм, угроза национальному суверенитету, угроза здоровью нации — заставляют пересматривать действующие положения политики национальной безопасности для их дальнейшего усовершенствования. Защита национальных интересов стала ежедневной повесткой дня Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Наиболее приоритетными направлениями для органов власти являются: оборона, здоровье нации и экономическая устойчивость.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru
  2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// http://www.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// http://www.consultant.ru
  5. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года, с поправками от 17 декабря 1963 года, 20 декабря 1965 года, 20 декабря 1971 года)// http://www.consultant.ru
  6. Конкин, В. С. Национальная безопасность современной России / В. С. Конкин. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 17.03.2022)
  7. Макарейко, Н. В. Проблемы номативного правового регулирования национальной безопасности / Н. В. Макарейко. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nomativnogo-pravovogo-regulirovaniya-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.03.2022)
  8. Шободоева, А. В. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ / А. В. Шободоева. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rf-i-ee-vklad-v-razvitie-ponyatiynogo-apparata-obschey-teorii-natsionalnoy-bezopasnosti-rf (дата обращения: 17.03.2022)
  9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности»// http://www.consultant.ru
  10. Федеральный закон от 28 июня 2014 года N172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальная безопасность, информационная безопасность, угроза, государственная власть, информационная война, особое внимание, полная мера, современный мир, стратегическое планирование.


Похожие статьи

Информационное противоборство на современном этапе...

национальная безопасность, информационная война, информационное пространство, информационная сфера, информационное противоборство, информационное оружие. Похожие статьи. Трансформация политики европейской безопасности и обороны с момента...

Национальная безопасность России в условиях современных...

«Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от

Россия в ответ принимает адекватные меры в Калининградской области, что не делает Европу

В современном мире в сфере национальной безопасности сохранились прежние...

Государственная информационная политика как элемент...

Информационные угрозы приобретают особое значение в условиях модификации идеологий — от рациональных

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв.

Информационная безопасность органов государственной власти и местного...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Ключевые слова: информационно-сетевые войны, угрозы, информационная

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого

В каждой стране эти сетевые общности выступают объектом особого внимания идеологов...

Приоритеты национальной безопасности современной России

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны — это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Информационная безопасность как сфера государственного...

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом обществе государства созданы все необходимые условия для целостного и свободного развития личности, семьи и государства, при которых возможно дать объективную оценку обстановке в...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ трактуется

В зарубежном законодательстве особую роль занимает учёт принципов, которые закреплены в

информационная безопасность Российской Федерации — состояние...

О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной...

Ключевые слова: национальная безопасность, Федеральное собрание, государственная власть, стратегическое планирование, Послание. Так сложилось исторически, что уже на протяжении более тридцати лет Президент Российской Федерации ежегодно обращается с...

Отдельные аспекты правового регулирования информационной...

информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...

Похожие статьи

Информационное противоборство на современном этапе...

национальная безопасность, информационная война, информационное пространство, информационная сфера, информационное противоборство, информационное оружие. Похожие статьи. Трансформация политики европейской безопасности и обороны с момента...

Национальная безопасность России в условиях современных...

«Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от

Россия в ответ принимает адекватные меры в Калининградской области, что не делает Европу

В современном мире в сфере национальной безопасности сохранились прежние...

Государственная информационная политика как элемент...

Информационные угрозы приобретают особое значение в условиях модификации идеологий — от рациональных

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв.

Информационная безопасность органов государственной власти и местного...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Ключевые слова: информационно-сетевые войны, угрозы, информационная

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого

В каждой стране эти сетевые общности выступают объектом особого внимания идеологов...

Приоритеты национальной безопасности современной России

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальная безопасность страны — это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Информационная безопасность как сфера государственного...

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом обществе государства созданы все необходимые условия для целостного и свободного развития личности, семьи и государства, при которых возможно дать объективную оценку обстановке в...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ трактуется

В зарубежном законодательстве особую роль занимает учёт принципов, которые закреплены в

информационная безопасность Российской Федерации — состояние...

О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной...

Ключевые слова: национальная безопасность, Федеральное собрание, государственная власть, стратегическое планирование, Послание. Так сложилось исторически, что уже на протяжении более тридцати лет Президент Российской Федерации ежегодно обращается с...

Отдельные аспекты правового регулирования информационной...

информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина...

Задать вопрос