Конституционные основы судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства дают защиту от судебного самоуправства и несправедливости правосудия. Важнейшей конституционной гарантией местного самоуправления является его судебная защита. В статье анализируются особенности реализации права на судебную защиту граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства.
Ключевые слова: судебная защита, местное самоуправление, конституционное право.
Конституция Российской Федерации в статье 18 закрепляет положение о том, что права и свободы человека Российской Федерации действуют с самого рождения и в течение всей его жизни [1]. Именно права и свободы человека обуславливают сущность и возможность реализации российских законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на благо человека.
В связи с этим, целью судебных органов выступает защита прав и свобод человека. Статья 46 Конституции РФ провозглашает право каждого российского гражданина на судебную защиту, однако на практике это право не всегда соблюдается, поэтому рассматриваемый вопрос требует более детального рассмотрения. Отметим также, что доверие граждан к судебной власти не всегда является безусловным, поскольку некоторые категории граждан выражают сомнение в объективности и эффективности сегодняшнего правосудия, даже в тех случаях, когда их оппонентами выступают государственные органы, учреждения и организации. Одной из причин такого недоверия можно назвать юридическую безграмотность населения, что не может не тревожить специалистов правовой сферы.
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту каждого российского гражданина обязывает органы правосудия и связанные с ними ведомства стремиться к соблюдению правовых и демократических основ своей деятельности, сохранению беспристрастности и независимости, что и характеризует их как самостоятельную ветвь власти в российском государстве.
Посредством судебного судопроизводства защищаются нарушенные права органов и должностных лиц местного самоуправления, что не является единичным явлением со стороны органов государственной власти [2, с. 198].
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) целый ряд статей, устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, которые предусматривают в механизме привлечения их к ответственности предварительное судебное решение. Как пример, отзыв депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления согласно статье 24 названного закона возможен лишь в случае подтверждения в судебном порядке их противоправных решений или действий (бездействий) [3]. Поручая решение вопросов местного значения специально создаваемым органам, граждане вправе требовать от них качества и эффективности [4, с. 120].
По мнению Е. С. Шугриной, в Федеральном законе № 131-ФЗ, отсутствует специальная статья, посвященная судебной защите местного самоуправления. Законодатель посчитал достаточным включение в текст закона статьи 78, предусматривающей возможность обжалования в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления. Вместе с тем анализ текста закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. Большое количество процедур может быть реализовано только при наличии судебного решения [5, с. 105].
Между тем Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией, также содержит статью 11, предусматривающую право органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения ими свободного осуществления своих полномочий и соблюдения, закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления [6].
При сравнении данной нормы со статьей 133 Конституции Российской Федерации становится очевидным, что последняя предоставляет более широкие гарантии судебной защиты, чем Европейская хартия. По смыслу указанной статьи 133 право на судебную защиту распространяется на все местное самоуправление, то есть больший круг субъектов: население, гражданина, органы и должностные лица местного самоуправления и т. д. Конституция Российской Федерации не выделяет какой-либо единственный субъект местного самоуправления, подлежащий судебной защите, как это закреплено в Европейской хартии, делающей акцент лишь на органы местного самоуправления. Д. С. Михеев справедливо в этой части отмечает, что местная власть осуществляется для удовлетворения потребностей населения, проживающего на муниципальной территории [7, с. 18].
Ярким примером в этой связи является обращение граждан А. А. Минервина и А. Н. Соколова на нарушение их активного избирательного права представительным органом муниципального образования, избравшим главу муниципального образования из своего состава, и неконституционность статей 36 и 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении отметил, что Конституция Российской Федерации прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного регулирования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда решение представительного органа об избрании главы муниципального образования из своего состава является самостоятельным способом осуществления местного самоуправления и не может отождествляться с упомянутым в части 2 статьи 130 Конституции России выборами как формой прямого волеизъявления граждан, и потому не затрагивает реализацию активного избирательного права, гарантированного названной статьей Конституции [8].
Таким образом, судебная защита является одной из наиболее эффективных форм защиты права на местное самоуправление. Справедливым в этой части представляется мнение Е. С. Шугриной, согласно которому для граждан такая защита является конституционным правом, а для органов и должностных лиц — конституционной обязанностью. Граждане, осуществляя свое право на местное самоуправление, одновременно имеют право на судебную защиту такого права, а органы и должностные лица местного самоуправления не просто имеют право, а обязаны защищать право граждан всеми легитимными способами, в том числе в судебном порядке [9, с. 78].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обновления: 20.03.2022).
- Баканова О. Б. Реализация права на судебную защиту мсестного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства //Образование и право. — 2020. — № 2. — С. 198.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822
- Михеев Д. С., Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне //Вестник Российского университета кооперации. — 2016. — № 2 (23). — С. 120.
- Шугрина Е. С. Контроль, ответственность и судебная защита местного самоуправления. М.: Изд. дом «Дело», РАНХиГС. — 2016. — С.105.
- Европейская хартия местного самоуправления (принятая странами-членами Совета Европы 15 октября 1985 года)// СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
- Михеев Д. С. Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления: конституционно-правовой аспект //Марийский юридический вестник. — 2014. — № 11. — С.18.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 1088-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Минервина А. А. и Соколова А. Н. на нарушения их конституционных прав положениями статей 128, 218 и 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями статей 36 и 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации /под ред. Е. С. Шугриной. М.:Проспект. — 2015. — С. 78–79.