Проблемы в управлении общеобразовательным учреждением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 30.03.2022

Статья просмотрена: 2542 раза

Библиографическое описание:

Уткина, Н. Н. Проблемы в управлении общеобразовательным учреждением / Н. Н. Уткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89836/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются возможные проблемы, возникающие у руководителя общеобразовательной организации.

Ключевые слова: управление, управление общеобразовательным учреждением, общеобразовательное учреждение.

Проблемы в управлении учреждением, в управлении общеобразовательным учреждением в частности — актуальная тема для исследования. Насколько сложно руководителю принимать ответственные решения в обширных требованиях к качеству предоставляемых услуг, изменяющимися законодательными актами, взаимодействовать с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами? Вот какие вопросы хотелось бы рассмотреть в данной статье.

Ковтун Р. Ф. считает, что под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль исполнения этих решений, а также анализ и обобщение на основе достоверных источников [1; с.89].

Методы управления Ковтун Р. Ф. рассматривает как «инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы», а для достижения целей управления, необходимо провести анализ, оценить конкретные условия, ситуации и чем обширнее эти познания, тем более обоснованным будет выбор способов управления [1; с.90].

Борытко Н. М. и Соловцова И. А. считают, что «в общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы», что «главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении» [2; с.5]. «Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профсоюзные и общественные организации образовательного учреждения» [2; с.12]. Ими выделены функции управления образовательными учреждениями: это анализ показателей работы общеобразовательного учреждения, определение целей работы общеобразовательного учреждения, разработка плана действий, а также организацию контроля и осуществление регулирования деятельности общеобразовательной организацией [2; с.14].

По мнению Польских А. И., «основными компетенциями для управленца являются следующие:

– стратегическое мышление и понимание слабых и сильных сторон организации, а также способность быстрой реакции на динамичное изменение рынка профессий;

– мотивация сотрудников и формирование чувства преданности к организации;

– анализ изменений процессов, соответствующих цели и стратегии организации;

– быстрая адаптация к информационным тенденциям» [3; с.198].

Приказом Минтруда России от 19.04.2021 года № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» определены трудовые функции руководителя общеобразовательной организации:

– управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации;

– администрирование деятельности общеобразовательной организации;

– управление развитием общеобразовательной организации;

– управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами. Расшифровывается требуемое высшее образование, необходимое для осуществления трудовых функций руководителя.

Данным стандартом установлены трудовые действия руководителя общеобразовательной организации, а также необходимые умения и необходимые знания, срок действия стандарта — до 1 марта 2028 года [4]. В стандарте подробно указаны полномочия, обязанности, форматы взаимодействия руководителя общеобразовательного учреждения.

Журавлева Л. В. выделяет следующие проблемы в образовательных учреждениях:

– недостаточность знаний, умений, навыков руководителей и преподавательского состава;

– недостаточность «комплекса развивающих возможностей для личности» преподавателей и руководителя учреждения образования;

– сложность по принятию решений в ежедневных проблемных ситуациях;

– недостаточность навыков работы в коллективе на «экономический и образовательный результат»;

– недостаточность внимания к «ценностным ориентирам личности» преподавателей [5; с.76];

– и другие.

По мнению Журавлевой Л. В., «основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является непонимание управленцами и преподавателями системного подхода и нарушение его закономерностей» [5; с.76].

Существуют и другие проблемы в управлении образовательным учреждением. Перед руководителем могут возникнуть кадровые проблемы, например, отсутствие квалифицированных специалистов-предметников, нежелание преподавателей изменять формы и методы преподавания, в связи с нежеланием выпускников, получивших педагогическое образование, работать в образовательных организациях. Могут быть проблемы в управлении и в связи с изменениями в законодательстве, в нормативных актах. Отсутствие методических и методологических подходов влечет за собой дисбаланс в работе учреждения, сотрудников. Несоответствие технических, технологических и организационных задач в решении управленческих вопросов также влияет на деятельность учреждения образования, например, оснащение предметных кабинетов специальным оборудованием, наглядными пособиями. Экономические проблемы связаны с недостаточным финансированием образовательного учреждения; также отсутствие квалифицированных работников экономической службы (или с низкой квалификацией) может повлечь нарушение сроков сдачи отчетности (что влечет наложение штрафных санкций вышестоящей организацией), отсутствие корректной информации об обязательствах и, соответственно, нарушение сроков оплаты. Существуют и социально-психологические проблемы: проблемы взаимодействия с общим собранием работников учреждения, педагогическим советом, управляющим советом и т. д. Указанные проблемы могут дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

Для более наглядного представления о проблемах в управлении общеобразовательным учреждением, рассмотрим рисунок 1.

Основные проблемы в управлении образовательным учреждением

Рис. 1 Основные проблемы в управлении образовательным учреждением

Могут присутствовать демографические проблемы (малокомплектные классы), природно-климатические (в условиях определенных природных катаклизмов), и т. п.

Были рассмотрены некоторые проблемы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений, но они могут быть применимы и для иных отраслей.

Для более качественного анализа проблем в управлении общеобразовательным учреждением, необходимо провести дополнительное исследование на уровне региона, района или определенной школы.

Литература:

  1. Образовательный менеджмент: теория и практика [Текст]: коллективная монография / ред. коллегия: Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Е. В. Гнатышина; отв. редактор З. М. Большакова. — Челябинск: Цицеро, 2018. — 138 с.
  2. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
  3. Польских А. И. Становление компетенций будущих управленцев / А. И. Польских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 197–199. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89200/ (дата обращения: 27.03.2022).
  4. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394567/
  5. Журавлева Л. В. Менеджмент в современных образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-sovremennyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer / (дата обращения 27.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, общеобразовательное учреждение, образовательное учреждение, проблема, управление, руководитель, сфера образования, трудовая функция руководителя, участник отношений.


Ключевые слова

управление, общеобразовательное учреждение, управление общеобразовательным учреждением

Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Условия повышения эффективности управления...

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие. В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к...

Ключевые слова: образовательная организация...

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

Управление персоналом в образовательных системах

Система управления персоналом образовательного учреждения. Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения...

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация. Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы.

Авторитет современного менеджера сферы образования...

руководитель, педагог, образовательная организация, эффективное управление, комплексный подход, процесс руководства, процесс управления, системный подход, средство воздействия, эффективный руководитель.

Управленческая культура руководителя образовательного...

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях.

Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в...

Компетентность руководителя образовательного учреждения.

Определяя характеристики существующей системы подготовки руководителя образовательного учреждения к имиджевой деятельности, мы обратились к нормативной базе и имеющимся образовательным программам повышения квалификации.

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции...

Руководитель образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно [1]. Под правовым статусом руководителя образовательной организации следует...

Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Условия повышения эффективности управления...

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие. В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к...

Ключевые слова: образовательная организация...

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

Управление персоналом в образовательных системах

Система управления персоналом образовательного учреждения. Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения...

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация. Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы.

Авторитет современного менеджера сферы образования...

руководитель, педагог, образовательная организация, эффективное управление, комплексный подход, процесс руководства, процесс управления, системный подход, средство воздействия, эффективный руководитель.

Управленческая культура руководителя образовательного...

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях.

Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в...

Компетентность руководителя образовательного учреждения.

Определяя характеристики существующей системы подготовки руководителя образовательного учреждения к имиджевой деятельности, мы обратились к нормативной базе и имеющимся образовательным программам повышения квалификации.

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции...

Руководитель образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно [1]. Под правовым статусом руководителя образовательной организации следует...

Задать вопрос