В данной статье раскрывается необходимость и пути формирования универсального действия школьников «оценка достоверности интернет-источников».
Ключевые слова: универсальные учебные действия, информация, интернет-источник.
Универсальные учебные действия (УУД) — один из ключевых компонентов ФГОС второго поколения, направленный на формирование у школьников умения самостоятельно получать знания, приводить их в систему, осознавать смыл учения — «умения учиться». Особенность УУД состоит в их «надпредметности», то есть необходимости при изучении каждой дисциплины и в других сферах жизни [5].
По общепринятой классификации Асмолова А. Г. выделяют три группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Познавательные универсальные действия также подразделяются на несколько категорий: общеучебные (информационно-аналитические), логические и проблемно-постановочные (действия постановки и решения проблемы) [5, 6].
Общеучебные или в некоторых работах информационно-аналитические универсальные учебные действия представлены способностью школьников к извлечению необходимой информации из текста, в том числе через умение работать с различными источниками, ИКТ-средствами, оценивать достоверность интернет-источников, способностью критически оценивать, систематизировать и структурировать полученную информацию. Также к информационно-аналитическим относятся действия: работа с знаково-символическими системами, оперирование информацией в различных ситуациях, построение высказываний в устной или письменной форме, создание своих информационных продуктов [6].
В приведенном выше перечне информационно-аналитических УУД ключевым можно назвать действие по оценке достоверности интернет-источников и представленной в них информации. Это обусловлено тем, что в соответствии с ФГОС обучающиеся должны овладеть навыками проектной и исследовательской деятельности, которая во многом сопряжена с поиском дополнительной информации. Кроме того, обилие письменных работ (рефератов, докладов, сообщений), процесс подготовки к олимпиадам, прохождение веб-квестов, подготовка к ЕГЭ ставят обучающегося перед необходимостью поиска дополнительной информации. Базой для данного поиска среди школьников разных классов преимущественно является сеть Интернет [7, 8].
Как показал анализ проектных работ обучающихся 10 класса «Эколого-биологического лицея имени академика Н. П. Лаверова» (МБОУ ЭБЛ) города Архангельска из 59 использованных источников 39 — интернет-источники; 5 работ из 10 написаны исключительно на базе интернет-источников. Подобную ситуацию описывает в своей статье Мкртчян В. С.: обучающиеся младших классов смогли выполнить задание по дополнению стихотворения и составления биографии автора только с помощью сети Интернет [3].
В личном отношении важность и необходимость формирования навыков поиска достоверной информации заключается в возрастных особенностях школьников. Как отмечает Н. Г. Мальцева школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового, в школьные годы формируется мировоззрение — данные процессы могут сильно искажаться посредствам принятия ложной информации [2].
Формирование навыков критической оценки информации интернет-ресурсов важно и для благополучия личности обучающегося и всего общества, так как сеть Интернет — основной канал для трансляции самими школьниками той или иной информации. По словам старшего вице-президента организации в области образования News Literacy Project — Питера Адамса, очень важно, чтоб дети понимали какой вред может принести распространение ложной информации, особенно если они имеют большую аудиторию слушателей, а значит, владели навыками критической оценки содержания интернет-ресурсов [1].
Таким образом, обозначив с различных сторон необходимость формирования универсального учебного действия «оценка достоверности интернет-источников», возникает вопрос: каким образом можно формировать данное умение в школьной практике?
На сайте «Академии Министерства просвещения России» размещено несколько рекомендации: во-первых, начать с повышения информационной грамотности учителей, во-вторых, обеспечить тесное сотрудничество учителей с библиотекарями, а также приводится в пример образовательная веб-платформа Checkology. Также авторы рекомендуют повышать уровень сформированности информационно аналитических действий в рамках практических занятий, где учитель совместно с обучающимися анализирует источники по предложенному плану [1, 8].
Однако, для достижения наибольшей эффективности необходимо построить занятие на принципах максимальной субъектности и самостоятельности участников, поэтому наиболее эффективной формой организации подобных занятий являются мастер-классы [4].
Нами был разработан и проведен обучающий мастер-класс «Определение достоверного интернет-источника» для обучающихся 10 класса «Эколого-биологического лицея имени академика Н. П. Лаверова».
В рамках данного мастер-класса была поставлена цель: способствовать формированию универсального учебного действия «оценка достоверности интернет-источника». Достижение цели обеспечивалось постановкой обучающих и развивающих задач:
– актуализировать имеющиеся знания обучающихся о работе с информацией и источниками;
– дать краткую характеристику понятию и многообразию интернет-источников;
– рассмотреть основные принципы и механизмы действий по определению достоверности интернет-источников;
– отработать полученные знания при решении кейс-задания.
Также достижению цели способствовали воспитательные задачи: воспитание информационной ответственности, путем раскрытия влияния недостоверной информации на общество, и чувства ценностного отношения к школьному обучению, через ознакомление школьников с перспективами обучения в ВУЗе.
Основными методами работы в рамках мастер-класса являлись: словесные (беседа, рассказ), словесно-наглядные (слайды презентации, демонстрации сайтов), словесно-наглядно практические (решение кейс-задания). Разнообразие методов позволило охватить большую часть каналов восприятия школьниками информации: часть обучающихся активно участвовало в диалоге, часть была неактивна во время обсуждения, но включилась в работу во время парного выполнения кейс-задания.
Решение кейс-задания обеспечило практическую отработку полученных знаний школьников на практике, что является ключевой составляющей мастер-класса. Обучающимся предлагалась проблемная ситуация: сбор информации об одном из ученых-химиков, и даны два сайта, которые необходимо было проверить на достоверность посредством сравнительных таблиц (таблица 1).
Таблица 1
Критерии для оценки достоверности интернет-источника
Критерий |
Оценка в баллах |
||
Сайт № 1 |
Сайт № 2 |
||
Оценка авторитетности сайта |
Короткий адрес |
||
Информация о контактах |
|||
Наличие лицензии текущего года |
|||
Отсутствие агрессивной рекламы |
|||
Автор |
Наличие |
||
Компетентная характеристика |
|||
Наличие ссылок на достоверные источники |
|||
Критическая оценка содержания |
Утверждения опираются на факты |
||
Взаимосвязь абзацев и предложений |
|||
Отсутствие синтаксических и грамматических ошибок |
|||
Научный стиль изложения |
|||
Итого: |
|||
Вывод: |
|||
К таблице по оценке достоверности интернет-источника прилагалась «Инструкция» с объяснением кейс-задания. «Инструкция: осуществите оценку предложенных сайтов по критериям, используя балловую систему: критерий присутствует — 1 б.; критерий отсутствует — 0 б. Подсчитайте количество баллов по каждому сайту и сделайте вывод об их авторитетности». В итоге 100 % обучающихся успешно справилось с заданием.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о необходимости формирования у современных школьников информационно-аналитического действия по «оценке достоверности интернет-источников» не только для успешного обучения, но и для гармоничного развития личности обучающихся и безопасности общества. В качестве одного из наиболее эффективных путей формирования данного универсального действия можно выделить тематические мастер-классы, где обучающиеся не только приобретают новые знания в теории, но и учатся применять их в контексте лично значимой деятельности.
Литература:
- Академия Минпросвещения России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Академия Минпросвещения России. — Электрон. дан. — [Москва]: Академия Минпросвещения России, — Режим доступа: https://apkpro.ru/sayt/proveritkaknauchitshkolnikovrabotatsistochnikamiinformatsii/, свободный (дата обращения: 20.02.2022). — Загл. с экр.
- Мальцева Наталья Геннадьевна Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umenie-rabotat-s-informatsiey-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshego-shkolnika (дата обращения: 20.02.2022).
- Мкртчян, В. С. Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение») / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324–327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 20.02.2022).
- Сологубова О. Технология проведения мастер-класса [Электронный ресурс]/ О. Сологубова // Информио: [офиц. сайт]/ Многофункциональная система «Информио» — Москва, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id656/Tehnologija-provedenija-master-klassa, свободный (дата обращения: 20.02.2022). — Загл. с экрана.
- Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина [и др.]. — Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. —30 с.
- Чопова, С. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: специальность 13.00.01 «общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чопова Светлана Владимировна; Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления». — Москва, 2013. — 25 c.
- Чуланова Н. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01/ Чуланова Наталия Анатольевна; [Место защиты: Саратовский нац. иссл. гос. ун-т имени Н. Г. Чернышевского]. — Саратов, 2017. — 224 с.
- Якушина Екатерина Викторовна Оценка достоверности — навык, которому взрослые могут обучить детей // Народное образование. 2013. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dostovernosti-navyk-kotoromu-vzroslye-mogut-obuchit-detey (дата обращения: 20.02.2022).