Организация занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 28.03.2022

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Мухамбет, Жасын Серикбайулы. Организация занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных стран / Жасын Серикбайулы Мухамбет, В. Н. Авсиевич, Д. В. Синьков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 156-164. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89786/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлен сравнительный обзор форм организации занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов вузов различных стран в сравнительном контексте организации данного вида деятельности в Республики Казахстан.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура, физическое воспитание.

Доминирующая система взглядов в мире отражает положительное воздействие спорта на личность и общество. Правительства многих стран поддерживают спортивные движения, субсидируя программы повышения физической подготовки молодежи и взрослых, а также совершенствуя системы спорта высших достижений. Здесь нельзя забывать о таком уровне физического воспитания и подготовки спортсменов, как студенческий спорт, который имеет место быть как в нашей стране, так и в зарубежных странах. Универсиада является одним из главных спортивных событий в мире, а многие олимпийские призеры и, даже, чемпионы, также являются студентами, либо тренируются в университетских клубах [1].

Давно известно о высочайшем уровне студенческого спорта в США, где он является главным поставщиком кадров для олимпийских сборных страны и для профессиональных спортивных клубов. При этом со стороны государства никакой финансовой поддержки не оказывается, финансирование спорта осуществляется самими высшими учебными заведениями. Организация и проведение соревнований в студенческих спортивных лигах, особенно национального масштаба, приносит значительные доходы (от рекламы, телевизионных и интернет-трансляций).

Занятия физической культурой в высших учебных заведениях США сильно отличаются от других стран: здесь у студентов больше возможностей реализовать себя. При этом какого-либо четкого единства не существует: каждый штат определяет программу по-своему, а каждый отдельный университет, в свою очередь, самостоятельно решает, какие аспекты этой программы реализовывать. Это возможно благодаря отсутствию в государстве федерального закона, как-либо регулирующего программы физического воспитания. Во многих высших учебных заведениях студентам преподают как теоретические, так и практические дисциплины по физической культуре. Интересным моментом является то, что посещение теоретических занятий не является обязательным, однако в конце семестра студентов все равно ожидает итоговый тест по этому курсу. В учебном плане чаще всего присутствует два занятия физической культурой в неделю, одно из которых является теоретическим, а другое практическим. В США занятия ведут квалифицированные тренеры. В университетах организованы кафедры физического воспитания. Кроме университетских кафедр важными также являются отделы спорта и рекреации (массового спорта). В обязанности отдела спорта входит организация университетских команд и сборных, а также подготовка к межвузовским соревнованиям и участие в них. Отдел рекреации и массового спорта занимается организацией внутренних соревнований и занятий для различных групп студентов. Также это разделение обеспечивает высокую организацию работы и своевременное планирование всех будущих мероприятий. Дополнительным звеном в системе физического образования являются спортивные клубы. Так как спорт играет огромную роль в образовании США, а высшее образование не бывает бесплатным, огромное количество студентов целенаправленно занимается каким-либо видом спорта еще со школы, чтобы в будущем войти в состав университетской команды и получить спортивную стипендию, способную частично или даже полностью покрыть расходы на обучение [2].

Студенческий спорт Канады сформирован практически на таком же уровне, как в США. Канада — одна из тех стран, где занятия спортом и образование удачно сочетаются.

Страна, которая наряду с основным своим названием известна нам как туманный Альбион, в студенческом спорте находится в числе лидеров. Дела у британцев обстоят вовсе не туманно, а очень даже радостно. Здесь спорт — важная часть студенческой жизни юных британцев и иностранцев, которые приезжают в Британию учиться. Известно, что всякое высшее учебное заведение Великобритании, начиная от Оксфорда и Кембриджа и заканчивая любым периферийным колледжем, имеет собственную спортивную базу. В зависимости от материальных возможностей студентам предлагаются то или иное количество видов спорта, которым они могут посвящать часть своего досуга. Правда, в некоторых учебных заведениях студента обеспечат полностью всем необходимым, а в кое-каких предложат привести с собой инвентарь для того вида спорта, которым он хотел бы заниматься из числа предлагаемых. Например, студенческий городок может располагать площадкой для гольфа, но клюшки следует иметь собственные. Традиционность Великобритании проявляется и в спорте. Стало общепринятым, что «спортивный» день для студентов — среда. В этот день обычно сокращаются учебные занятия, а в некоторых университетах и вовсе отменяются. Среду предлагается максимально полно посвятить спортивным занятиям [3].

В Великобритании здоровый образ жизни возведен в культ. Целью, заложенной в системе высшего образования в Великобритании, является не только отличная спортивная подготовка и физическая форма подрастающего поколения, но также обеспечение их активного участия во всевозможных спортивных мероприятиях и формирование у абитуриентов стремления к отличным спортивным результатам. Подготовка молодого поколения к активному образу жизни и проявление физической активности на протяжении всей жизни — основная идея спортивной концепции англичан. Практически все университеты Великобритании имеют отменные ресурсы для физического развития своих подопечных. Помимо тренажерных залов, бассейнов и крытых площадок для баскетбола и других видов спорта, большинство университетов располагают обширными территориями и полями для организации теннисных кортов, площадок для видов спорта на открытом воздухе [4].

Британские университеты и колледжи Спорт (BUCS) является руководящим органом для университетского спорта в Соединенном Королевстве. BUCS была образована в июне 2008 года в результате слияния организаций Британской спортивной ассоциации университетов (BUSA) и Университетского колледжа спорта (UCS). BUCS отвечает за организацию более 50 видов межуниверситетских видов спорта в Великобритании и за репрезентативные команды для чемпионатов мира среди университетов и Всемирных университетских игр. BUCS является членской организацией более 170 университетов и колледжей Великобритании, в соревнованиях BUCS участвуют более 4800 команд. Членство в BUCS открыто для всех юридических лиц, которые являются признанными поставщиками высшего образования, включая университеты, колледжи [5].

В Австралии большое внимание уделяется физическому воспитанию студентов, что является одним из главных ориентиров в структурировании современного, затрагивающего разнообразие всех сторон человеческих возможностей образования.

Например, университет Монаша обладает целой системой, отвечающей за эффективное внедрение инноваций в области спорта в программу учащихся. Студентам предлагается альтернатива выбора тех или иных видов спорта, которые они могут включить в специально разработанный план индивидуального обучения. Каждый из видов спорта, включенных в учебную программу университета, представлен рядом опытных (имеющих специальную подготовку, с учетом всех особенностей университетских требований) инструкторов, тренеров, преподавателей, отвечающих за теоретический курс, без которого ни один из студентов не имеет право быть допущенным к практической деятельности. Занятия физической культурой являются обязательной составляющей учебного плана на протяжении всего обучения в университете.Одной из главных особенностей программного построения физического воспитания в университете считается наличие дополнительных часов в учебном плане, рассчитанных на выявление студентов с наиболее ярко выраженными способностями к дальнейшему профессиональному обучению в области спорта.Особенно важную роль в планомерном развитии спорта в университете играет вовлечение студентов в массовые спортивные мероприятия, что обеспечивает заинтересованность в спорте как можно большего количества учащихся. Это является основой сложной системы, нацеленной на популяризацию и укоренение физического воспитания как культуры [6].

Правительство Китая серьезно обеспокоено тем, что наряду с повышением уровня жизни граждан стремительно падает уровень физической подготовки и ухудшается общее состояние здоровья среди молодежи. Отчасти это связано с тем, что внимание молодого поколения все больше смещается в сторону развлекательной сферы, а все свободное время студенты проводят за компьютерами. Именно поэтому в университетах Китая уделяют особое внимание физическому воспитанию студентов. Большинство китайских учебных заведений имеет собственный стадион. Кампусы оснащены современными тренажерными залами для занятий фитнесом, бассейном и разнообразными спортивными площадками для занятий баскетболом, волейболом, теннисом, пинг-понгом, легкой и тяжелой атлетикой. А также существуют секции художественной и спортивной гимнастики и восточных единоборств. Что касается внедрения спортивных занятий в учебный процесс, то «физическая культура» является обязательной дисциплиной для всех студентов. Уроки физкультуры занимают 2 часа в неделю и включают в себя занятия футболом, баскетболом, волейболом, легкой атлетикой, гимнастикой и ушу. Помимо этого, студенты первого и второго курсов должны выбрать одну из обязательных факультативных дисциплин [7].

В высших учебных заведениях Китая программы по физической культуре переориентированы на существенное увеличение объема образовательного компонента в лекциях, особенно при проведении методико-практических физкультурно-спортивных занятий. Таким образом, традиционно-тренировочный процесс приобрел направленность физкультурного образования, когда студенты, наряду с воспитанием физических качеств и освоением техники тех или иных физических упражнений, могут овладеть знаниями и умениями самостоятельных занятий, методами и формами их проведения, умениями планировать подобные 20 занятия, осуществлять элементарный самоконтроль и т. п., необходимые для самостоятельного практического использования. Такие социально значимые основы обусловливают саму цель физического воспитания студенческой молодежи в процессе обучения в вузах. Практические занятия проводятся в китайских вузах в очень жестком, строго регламентированном режиме, определенном программой. То, что у студента не получается на занятии, он должен освоить во внеучебное время или отработать на дополнительных занятиях [8].

Всесторонний детальный анализ официальных документов и научно-методических материалов Китайской Народной Республики показывает, что в государственной политике Китая вопросы модернизации и реформирования физической культуры, включая физическое воспитание студентов, занимают существенное место. Государственная политика Китая в области реформы физического воспитания в вузах, предусматривает следующие основные направления ее модернизации: увеличение разнообразия форм и методов физкультурной и спортивной работы, включая развитие самодеятельных форм физкультурного движения; сочетание современных и национальных традиций в физическом воспитании студентов; усиление общей эффективности оздоровления и физкультурной образованности студентов; усиление общего воспитания студентов на основе физического воспитания; серьезное улучшение финансового обеспечения физической подготовки, улучшение состояния стадионов и спортивного инвентаря [9].

Как указывает Садовой В. П., рассмотрение содержания учебных планов высших учебных заведений Израиля показало, что физическое воспитание относится к числу обязательных дисциплин. Занятия со студентами проводятся кафедрами физического воспитания на протяжении 2 лет обучения, 1 раз в неделю по 2 часа. Для того чтобы продолжать занятия спортом и выступать в соревнованиях за университетские команды, студенты занимаются во внеучебное время в центрах физического воспитания, отдыха и здоровья местных кампусов. Наиболее распространенные виды спорта среди студентов Израиля — гимнастика, баскетбол, футбол [10].

Все страны, входящие в Европейский союз, включая Францию, так или иначе акцентируют свое внимание на развитии физкультуры и спорта. Директива, установленная Национальной Французской академией спорта, предполагает 3 часа в неделю такой дисциплины, как физическое образование, для всех учебных курсов любого учреждения высшего образования во Франции [11].

Общая политика европейских вузов: «Мы дадим вам все, лишь бы вам здесь было хорошо». Спортивные университетские учреждения, равно как библиотеки, информационные центры и лаборатории, полностью поддерживают студента во всех его начинаниях. Только нужно иметь желание во всем этом участвовать [12].

Как отмечают Жолобова Е. П., Андреенко Т. А., «что касается высшего образования и физического воспитания в Германии, здесь оно так же является неотъемлемой частью студенческой жизни, занятия по физической культуре являются обязательными и по возможности всегда проводятся на свежем воздухе. Кафедра физической культуры в немецких университетах отсутствует. Для того, чтобы успешно провести пары, на работу приглашаются квалифицированные тренеры и инструкторы. Важно отметить тот факт, что для немцев не важны теоретические знания по данной дисциплине, существуют только практические занятия. Информацию о правильном питании и физических нагрузках они получают на других предметах, таких как биология или анатомия» [13].

Пупышева Ж.С, Карвунис Ю. А. в ходе рассмотрения форм организации спортивно-оздоровительной работы в немецких вузах пришли к выводу, что важным элементом, который делает данную систему эффективной, выступает разнообразие возможностей для удовлетворения потребностей студентов в физической активности. Студент не ограничен рамками в своем выборе той или иной направленности, в которой он мог бы себя попробовать, будь то игры с мячом, боевые искусства или гимнастика. Каждый цикл занятий студент имеет право выбрать себе новое направление. При этом группы, как правило, делятся на три категории — для начинающих, продолжающих и более углубленное изучение, что позволяет комфортно чувствовать себя на любой стадии совершенствования своих навыков [14].

Как отмечают эти же авторы, в российских вузах физическое воспитание осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов и представляет собой значительное многообразие взаимосвязанных форм, дополняющих друг друга, формируя, таким образом, единый процесс физического воспитания обучающихся. Основной формой физического воспитания в вузах на сегодняшний день остаются учебные занятия. Планирование происходит отдельно по каждому направлению, и проведение занятий осуществляется на базе кафедр физического воспитания. С внедрением образовательных стандартов поколения ФГОС 3+ возникает дополнительная необходимость в реализации теоретического компонента дисциплины «Физическая культура» для непрофильных направлений. Лекции и семинарские занятия, предусмотренные стандартом как базовый элемент традиционно практико-ориентированной дисциплины, по мнению Пупышевой Ж.С, Карвуниса Ю. А., должны содержать необходимую основу знаний в области теории физической культуры. Знания медико-биологических аспектов физической культуры и спорта нацелены на формирование и поддержание здоровья студентов. Понимание социального значения спорта и физической культуры является немаловажным в формировании всесторонне развитой личности. Отдельно стоит выделить самостоятельные занятия физической культурой, которые не только способствуют усвоению учебных компетенций, увеличивают общее время физической активности, но и в целом ускоряют процесс физического совершенствования студентов. Данные занятия могут проходить как в секциях, так и в самом вузе после основного учебного процесса. В совокупности все эти занятия обеспечивают эффективное непрерывное физическое воспитание обучающихся. Кроме предусмотренных учебными планами часов для занятий физической культурой, немаловажную роль в процессе физического воспитания и поддержания здоровья студентов выполняют разнообразные формы массовой спортивно-оздоровительной работы в вузе. Среди основных направлений массовой спортивно-оздоровительной деятельности в вузе выделяют общеподготовительное оздоровительно-рекреативное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое и лечебное [14, с. 209–210].

Как отмечают Хомичев Я. Ю., Артемьев А. А., Левина И. Л., в России в 90-е годы акцент физического воспитания начал смещаться в сторону формирования физической культуры личности. Эта идея была заложена Л. И. Лубышевой и Г. М. Грузных во Всероссийской базисной учебной программе по физической культуре для высших учебных заведений. В программу были введены теоретический (18 часов), методический (100 часов) и практический (442 часов) разделы курса для основного отделения. Всего на предмет выделялось 560 часов. Как указывают данные авторы, ссылаясь на работу Чистякова В. А., в 2011 г. вузы перешли на 2-х уровневую систему обучения по стандартам третьего поколения, ориентированного на прагматический заказ рынка труда к физической подготовленности выпускников вузов. Сверхзадачей обновления стало творческое преображение учебного процесса, формирующее резервы здоровья студентов, и обеспечивающее достижение общекультурных компетенций [15, 16].

Голубева О. А. утверждает, что студенческий спорт — это одно из приоритетных направлений современной государственной политики в России. Развивая это направление, правительство страны предоставляет возможность спортсменам получать образование, не прерывая тренировочный процесс. Также студенческий спорт является этапом перехода в профессиональный спорт, формируя тем самым кадровый резерв [17].

Как отмечается в Протоколе заседания Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации «О развитии студенческого спорта в Российской Федерации» от 2020 г. — результатами реализации Программы должны стать:  увеличение количества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования имеющих действующие студенческие спортивные клубы до 100 % к 2024 году, а также участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами;  создание 18 центров спортивной подготовки, стимулирующих развитие не только студенческого спорта, но и спорта высших достижений; увеличение доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом до 86 % в общей численности детей и молодежи;  увеличение доли студентов занимающихся студентов на спортивных объектах образовательных организаций до 60 % к 2024 году [18].

Системы физического воспитания молодежи в различных зарубежных вузах безусловно имеют свои узко ориентированные цели, которые ставят перед ними учебные заведения. Но при этом можно с уверенностью выделить три общих направления, которые превалируют в данном контексте:

1) подготовка студентов для участия в спортивных состязаниях непосредственно за сам вуз;

2) формирование у студентов постоянной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом с целью формирования здорового образ жизни;

3) использование потенциала физической культуры и спорта как важнейшей составляющей воспитательного воздействия на развитие личности, так как сегодня всем известно, что занятия данным видом деятельности формируют в будущих специалистах превосходные лидерские качества, которые после окончания вуза будут востребованы в любых сферах бизнеса и государственном секторе.

От рассмотрения зарубежных систем организации занятиями спортом и физической культурой необходимо перейти к данному аспекту в Казахстане.

Согласно государственному общеобязательному стандарту высшего образования в Республики Казахстан, в главе 5 касательно требований к сроку обучения в бакалавриате в структуре образовательной программы высшего образования определено по предмету физическая культура 240 академических часов [19].

С обретением Независимости Казахстана развитию студенческого спорта стало уделяться большое внимание. В 1992 году был создан Национальный студенческий спортивный союз Казахстана. Сборные команды студентов Казахстана с 1993 года стали принимать участия во Всемирных Универсиадах. В 2001 году Национальный студенческий спортивный союз был преобразован в Национальный спортивный союз университетов, который в том же году был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ) [20].

По нашему мнению, очень хороший обзор развития студенческого спорта в Казахстане от исторической справки до современного состояния был представлен Байхожой Ж. в статье «Студенческий спорт в Казахстане: миссия невыполнима?» Представим дословно мнение автора о данному вопросу. Автор отмечает, что в Казахстане первые вузы стали появляться в конце 1920-х. И тогда же, в 1929-м, постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР во всех высших учебных заведениях ввели обязательное преподавание физкультуры. А в 1957-м было создано всесоюзное добровольное спортивное общество (ДСО) «Буревестник», в состав которого вошли все университеты и институты страны. Организация студенческого спорта, проведение соревнований между учащимися (на уровне факультетов, вузов, республик, всего Союза) приобрели системный характер. Разумеется, в том числе и в Казахстане.

Под эгидой этого ДСО стали даже формироваться команды мастеров для участия в чемпионатах СССР. Достаточно вспомнить волейбольный «Буревестник» из Алма-Аты (именно под этим названием он впервые завоевал «золото» союзного первенства), женскую баскетбольную команду «Университет», из которой вышли две олимпийские чемпионки, футбольный СКИФ, формировавшийся в основном из студентов института физкультуры и потому выступавший в казахстанской зоне чемпионата СССР как бы вне зачета…

В нашей республике тогда было относительно немного высших учебных заведений — 55, по состоянию на середину и конец 1980-х годов. Причем они имели четкую специализацию: университетов — 2, институтов, готовивших инженеров и других специалистов технического профиля, — 14, педагогических — 21, сельскохозяйственных — 7, медицинских — 5. Плюс Нархоз, институт искусств, физкультурный и некоторые другие. В них одновременно обучалось примерно 270 тысяч студентов, или в среднем по 5 тысяч в каждом. Большинство вузов располагало собственной материально-технической базой для занятий физкультурой и спортом. Да, в этом плане они уступали тем же американским или западногерманским (сужу по увиденному своими глазами в ФРГ, где удалось побывать в 1984-м) — в частности, у нас был явный дефицит даже небольших плавательных бассейнов. Но тем не менее… И, что немаловажно, отношение к предмету «физкультура» было довольно серьезным — просто так «зачет» по нему не ставили.

После обретения независимости в нашей стране как грибы после дождя стали появляться новые вузы. К концу 1990-х их количество перевалило за двести, а численность студентов в какой-то момент превысила 700 тысяч. Университеты, академии, институты открывались даже в райцентрах, в небольших приспособленных помещениях — разумеется, о спортивных залах и площадках, о полноценном преподавании физкультуры в таких, с позволения сказать, учебных заведениях не могло быть и речи. Правда, в «нулевые» годы одни из них были закрыты, другие «оптимизированы», и на сегодня осталось около 130. Однако лишь единицы из числа вузов, созданных в 1990-х годах и позже, имеют хоть какую-то спортивную инфраструктуру, и потому сегодня студенческий спорт в Казахстане «выезжает», главным образом, на тех объектах, которые были построены еще в советское время. То, что тогда успели возвести, сейчас и выручает. Причем не только учащихся. Например, стадион в КазГУграде, сданный в эксплуатацию вместе со спорткомплексом в 1987-м, не раз принимал матчи регбийного «Кубка азиатских наций» с участием сильнейших сборных континента, а еще более старый «нархозовский» — игры футбольной премьер-лиги РК. Тогда как на протяжении последних тридцати лет вузы в лучшем случае ограничивались реконструкцией и ремонтом того, что есть. Взять, например, КИМЭП, едва ли не самый престижный и богатый вуз в нашей стране, уступающий в этом плане только «Назарбаев Университету». Он был открыт в 1992-м на территории бывшей Высшей партийной школы. В наследство от последней ему достались спортзал и небольшое футбольное поле. В 2010-м его руководство сообщило о «реконструкции спортивного центра», то есть, переделке уже существовавшего. «Центр» состоит из четырех залов — универсального площадью 330 квадратных метров (чтобы было понятнее, примерно 20 метров в длину и 16 в ширину) и еще трех суммарной площадью в 200 «квадратов». Плюс во дворе есть одно мини-футбольное поле, сохранившееся с советских времен, и маленькая площадка для стритбола. Судите сами, достаточно ли этого для трех тысяч студентов. Что уж тогда говорить о тех вузах, где плата на порядок ниже и где финансовые возможности куда скромнее?

Теперь что касается количества и качества занятий по физкультуре. В соседней России, имеющей схожие с Казахстаном условия, государственный образовательный стандарт отводит на такие занятия в высших учебных заведениях 400 академических часов, а в нашей стране — 240, то есть намного меньше. Но даже этот минимальный стандарт во многих вузах, особенно частных, игнорируется. Зачастую занятия проводятся формально, а то и не проводятся вовсе, студентам кредиты засчитываются как бы «автоматом».

Например, по завершении летней республиканской Универсиады 2019-го ее организаторы гордо доложили о том, что в сравнении с предыдущей количество вузов, делегировавших своих спортсменов, увеличилось с 52-х до 62-х. Но ведь даже это составляет менее половины от общего числа высших учебных заведений в стране (напомним, их насчитывается около 130). А где другая половина?

В общем, студенческий спорт в Казахстане пока, к глубокому сожалению, не выполняет в полной мере ни одну из своих функций. Он не способствует формированию в молодых людях культа здорового образа жизни, не пополняет ряды активных любителей спорта, не продвигает олимпийские ценности (а это одна из главных уставных целей Международной федерации университетского спорта — FISU), не «поставляет» атлетов в молодежные и национальные сборные [21].

Президент Казахской академии спорта и туризма Закирьянов К. К. отмечает, что многие страны, в том числе и Казахстан, начали забывать об истинном предназначении Универсиады, которая никогда не станет второй Олимпиадой. Вместо студентов-любителей они уже который год заявляют на Игры профессиональных спортсменов, дабы те завоевали как можно больше медалей. Но для чего? США никогда не оказывается в числе лидеров на зимних и летних Универсиадах, потому что отправляет туда студентов-любителей. Многие европейские государства делают то же самое — им не нужно огромное количество наград. Как и США, они хотят добиться более глобальной цели у себя на родине — разбудить в студентах потребность заниматься спортом, чтобы в конечном счёте воспитывать здоровое поколение. У нас же начинают «накачивать» ребят перед Универсиадой: мы вам деньги на поездку дали, «туристами» туда не нужно лететь, возвращайтесь с медалями. Из-за такого «совкового» мышления нет у нас в Казахстане настоящего студенческого спорта [22].

Бывший заведующий кафедрой физвоспитания Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) Олег Терещенко считает, что «не секрет, что выпускники вузов — это интеллектуальный потенциал и ведущая сила нашего государства. По крайней мере, очень хочется, чтобы так было. А значит, борьба за их творческое долголетие должна быть одной из основных идей физкультурного воспитания именно в студенческие годы. Но на деле получается совсем наоборот. Никакой физкультуры, а тем более спорта в казахстанских вузах сейчас нет, а есть только полное физическое бескультурье. — Да, был такой предмет в вузах — «физическая культура». Он и сейчас в учебном процессе есть. Но его уничтожают, причем делают это очень хитро. Спросите, каким образом? Физкультура попала в перечень так называемых предметов по выбору, то есть тех, которые студенты выбирают сами. Казалось бы, на кого тут обижаться, если люди не хотят заниматься физкультурой? Но все дело в том, что сами вузы очень хитро делают так, чтобы их студенты не выбирали этот предмет. Механизм простой. Загоняют в определенное время сразу человек 200 в спортзал. Десять из них, к примеру, играют в футбол (пять на пять), а остальные сидят и ждут своего звездного часа, играя на своих мобильниках. В итоге многим так и не удается дотронуться до мяча. А физкультура прошла. Естественно, что после такого безобразия студенты перестают ходить на физкультуру. А зачем время попусту терять? Тем более что преподаватели все равно им ставят стопроцентную посещаемость: мол, не ходите, и слава богу. Вот и получается, что этот предмет как бы не особо и нужен. Это во всех вузах так, не только в нашем университете энергетики» [23].

Выводы: Развитие студенческого спорта в нашей стране значительно отстает не только от высокоразвитых стран мира таких как США, Великобритания, Германия, и такого гиганта кузницы спортивных кадров как Китай, но и в значительной степени уступает нашему ближайшему соседу, Российской федерации, находящемуся примерно на одном экономическом уровне развития и имеющему общее историческое направление развития данной отрасли с нашим государством.

Сегодня в Казахстане отсутствуют отраслевые спортивные общества, утрата которых связана с развалом СССР. Не достаточно выработаны механизмы государственно-частного партнерства в сфере физкультурной и спортивной деятельности. Далеко не все задачи физического развития и воспитания, которые необходимо решать в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях, реализуются в достаточно результативной мере. За счет чего отмечается снижение конкурентоспособности среди студентов физической культуры и спорта по сравнению с другими видами развлечений, которые как правила не связаны с двигательной активностью человека.

В Казахстане, безусловно, принимаются определенные меры по поддержке студентов, занимающихся спортом, но как правило они носят нерегулярный характер и соответственно не приносят ощутимых результатов в плане развития студенческого спорта. К сожалению, в нашей стране очень редко оказывается государственная поддержка студентам, которые занимаются спортом. В бюджете Казахстана не предусмотрено выделение средств для подготовки к Всемирным универсиадам и Соревнованиям мирового масштаба среди студентов.

По нашему мнению, на сегодняшний момент студенческий спорт в Казахстане наиболее активно развивается лишь на базе Казахской академии спорта и туризма, этому прежде всего способствуют материально-техническая база вуза наличие нескольких стадионов, бассейна, зала тяжелой атлетики и других специализированных объектов спортивной структуры, кадровый потенциал (профессорско-преподавательский и тренерский состав академии). Кроме того, уже многие годы для перспективных студентов-спортсменов предоставляется индивидуальный график обучения, выделяются академические гранты от академии, формируются скидки по оплате за обучение.

На основании изложенного можно сделать вывод, что повышение уровня осуществления физкультурно-спортивной работы в высших учебных заведениях Казахстана в границах современных тенденций модернизации системы образования, затрагивающих в том числе и организацию преподавания дисциплины «физическая культура», должно быть ориентировано на положительный опыт высших учебных заведений зарубежных стран, но при этом должен сохраняться накопленный педагогический опыт предыдущих лет и учет влияния национальной специфики. При этом основными факторами, должны стать мотивационные аспекты физкультурно-спортивной деятельности студентов, которые будут влиять на развитие инновационной концепции высших учебных заведений в данном направлении.

Проблема управления системой физической культуры и спорта в вузах Казахстана приобретает новый формат в условиях внедрения новых образовательных технологий и трансформации требований, которые предъявляет студенческая молодежь как потребитель услуг в сфере образования. Физическая культура и спорт есть ни что иное как социальный компонент, предоставляемый высшим учебным заведением. Компонент, который предоставляет возможность помогать вести здоровый образ жизни через повышение уровня двигательной активности. Не за горами то время, когда физическая культура и вузовский спорт будут выступать в качестве конкурентного преимущества при выборе будущим студентом того или иного образовательного учреждения для обучения выбранной профессии независимо от направления и специализации. Данная конкуренция вузов уже достаточно давно имеет место быть в высокоразвитых экономических странах мира.

Постоянное присутствие физической культуры и спорта как неотъемлемого элемента жизни каждого студента, как того требуют биологические законы организма человека, решает не только вопрос повышения уровня здоровья, но и в целом помогает оздоровлению нации во всех аспектах социального существования индивида. Этот неоспоримый факт неоднократно подтвержден практикой. Молодежь, которая, будучи обучаясь в высших учебных заведениях приобщилась к систематическим занятиям физической культурой или спортом, на всю жизнь сохраняет высокую трудоспособность.

Вырабатывание и развитие потребностей студента в двигательной активности, создание мотивационных директив, помощь в выборе форм и методов занятий для личностной самореализации — основная цель физической культуры в вузе как предмета образования. На данном этапе развития личности, именно в студенческие годы, необходимо заложить методологические и психологические основы для формирования у студента желания заниматься спортом всю жизнь.

Литература:

  1. Орлова В. В., Халалеева О. Е. Студенческий спорт в условиях глобализации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 2–2. — С. 164–168; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5049 (дата обращения: 04.10.2020).
  2. Кремнева В. Н., Соловьева Н. В. Различия в системах физического воспитания в высших учебных заведениях США и России // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 6–2 — С. 71–74. DOI: 10.24411/2500–1000–2019–11314
  3. Студенческий спорт по-британски. — Текст: электронный // Studentsport.ru: [сайт]. — URL: http://studentsport.ru/news/others/4782/ (дата обращения: 24.03.2020).
  4. Спортивные традиции университетов Великобритании. — Текст: электронный // Mercury education: [сайт]. — URL: https://www.mercury-education.com/publication/sportivnyie-traditsii-universitetov-velikobritanii/ (дата обращения: 24.03.2020).
  5. Британские университеты и колледжи Спорт. — Текст: электронный // ru.qaz: [сайт]. — URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/British_Universities_and_Colleges_Sport (дата обращения: 13.03.2020).
  6. Особенности физического воспитания в зарубежных университетах. — Текст: электронный // sports.ru: [сайт]. — URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportfreedom/543908.html (дата обращения: 26.03.2020).
  7. Спорт в университетах. — Текст: электронный // studychina.ru: [сайт]. — URL: http://studychina.ru/pro-universitety/sport-v-universitetah/ (дата обращения: 26.03.2020).
  8. Емельяненко В. Г. Физическое воспитание в Китае / В. Г. Емельяненко. — Текст: электронный // pgu.ru: [сайт]. — URL: https://pgu.ru/editions/young_science/detail.php?SECTION_ID=3531&ELEMENT_ID=137392 (дата обращения: 26.03.2020).
  9. Ван Цзыпу Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ван Цзыпу; Российская государственная академия физической культуры. — Москва, 1999. — 183 c.
  10. Садовой В. П. Основные подходы развития студенческого спорта в зарубежных вузах / В. П. Садовой. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 57–8. — С. 192–199.
  11. Все о Франции. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sporthistory.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st027.shtml (дата обращения 31.03.2019).
  12. Студенческие спортивные клубы в Европе: ready, steady, go! — Текст: электронный // Евро пульс. Все о Европе: [сайт]. — URL: https://euro-pulse.ru/eurocampus/studencheskie-sportivnyie-klubyi-v-evrope-ready-steady-go/ (дата обращения: 04.12.2020).
  13. Жолобова Е. П. Обзор системы физического образования в Германии / Е. П. Жолобова, Т. А. Андреенко. — Текст: непосредственный // Наука-2020. — 2019. — № 10(35). — С. 104–107.
  14. Пупышева Ж. С. Эффективные формы организации спортивно-оздоровительной работы в вузе: российский и зарубежный опыт / Ж. С. Пупышева, Ю. А. Карвунис. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 393. — С. 209–212. DOI 10.17223/15617793/393/33.
  15. Хомичев Я. Ю. История становления физической культуры в системе высшего образования России / Я. Ю. Хомичев, А. А. Артемьев, И. Л. Левина. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 9 (139). — С. 201–207.
  16. Чистяков, В. А. Государственный образовательный стандарт — стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В. А. Чистяков, Д. Н. Давиденко, В. И. Григорьев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 4 (74). — С. 39–45.
  17. Голубева О. А. Студенческий спорт в России: структура управления, результаты деятельности (на примере Магнитогорского государственного технического университета) // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 5, https://mir-nauki.com/PDF/64PDMN51
  18. Протокол заседания Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации О развитии студенческого спорта в Российской Федерации г. Москва от 8 октября 2020 года № 5–9 с.
  19. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2020 г.)
  20. О нас — Текст: электронный // Национальный спортивный студенческий союз Казахстана: [сайт]. — URL: http://fnsu.kz/o-nas-u79 (дата обращения: 05.04.2021).
  21. Байхожа Ж. Студенческий спорт в Казахстане: миссия невыполнима? / Ж. Байхожа. — Текст: электронный // olympic.kz: [сайт]. — URL: https://olympic.kz/ru/article/14938-studencheskiy-sport-v-kazakhstane-missiya-nevypolnima (дата обращения: 21.11.2020).
  22. Закирьянов К. К. Из-за «совкового» мышления в Казахстане нет настоящего студенческого спорта / К. К. Закирьянов. — Текст: электронный // informburo.kz: [сайт]. — URL: https://informburo.kz/interview/kayrat-zakiryanov-iz-za-sovkovogo-myshleniya-v-kazahstane-net-nastoyashchego-studencheskogo-sporta.html (дата обращения: 01.12.2020).
  23. У нас не физкультура, а физическое бескультурье. — Текст: электронный // Время: [сайт]. — URL: https://time.kz/articles/sport/2020/08/05/u-nas-ne-fizkultura-a-fizicheskoe-beskulture (дата обращения: 11.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студенческий спорт, физическое воспитание, Казахстан, BUCS, занятие, студент, вуз, высшее образование, спорт.


Похожие статьи

Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой

В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Роль физической культуры в системе высшего образования

В статье авторы пытаются определить важность дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования.

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

Формирование физической культуры студентов

В данной статье рассмотрены вопросы формирования физической культуры студентов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Правовая основа физической культуры и спорта в образовательных учреждениях современной России

В данной статье рассматривается основная концепция развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в современной России с точки зрения нормативно-правовой базы государства.

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Похожие статьи

Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой

В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Анализ проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту

Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Роль физической культуры в системе высшего образования

В статье авторы пытаются определить важность дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования.

Основные проблемы развития физкультуры и спорта на территории Свердловской области

В статье проанализировано состояние развития спорта в Свердловской области на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях ...

Формирование физической культуры студентов

В данной статье рассмотрены вопросы формирования физической культуры студентов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Правовая основа физической культуры и спорта в образовательных учреждениях современной России

В данной статье рассматривается основная концепция развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в современной России с точки зрения нормативно-правовой базы государства.

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Задать вопрос