Методика прогнозирования гидродинамической аварии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кушина, А. С. Методика прогнозирования гидродинамической аварии / А. С. Кушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13.1 (408.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/408/86040/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проведен анализ методов оценки инженерной обстановки при разрушении гидротехнического сооружения.

Ключевые слова: гидродинамическая авария, волна прорыва, катастрофическое затопление, инженерная обстановка, сооружение, возможное затопление, гидротехническое сооружение.

За последние 10–15 лет на водохозяйственных объектах России отмечалось значительные снижение уровня надежность и увеличение опасности возникновения аварийных ситуаций в связи с общим снижением уровня надзора за их безопасностью, сокращением объемов и снижением качества ремонтных работ.

К основным гидротехническим сооружениям относятся плотины (естественные, искусственные), водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы), разрушение которых приводит к гидродинамической аварии.

Следствием данной аварии является катастрофическое затопление.

Под инженерной обстановкой, сложившейся в результате ЧС мирного времени, понимают характер и степень разрушений зданий, сооружений, коммунально-энергетических систем (КЭС) и других устройств, обуславливающих объемы и последовательность ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР), ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Метод оценки инженерной обстановки ГТС — мониторинг.

Исходными данными для оценки инженерной обстановки:

  1. Сведения о наиболее вероятных стихийных бедствий, аварий и намерениях и возможностях противника по применению ССП.
  2. Характеристики (параметры) первичных и вторичных факторов поражения.
  3. Характеристики зданий, сооружений и элементов инфраструктуры.
  4. Характеристики защитных сооружений для укрытия персонала.

Факторами, влияющими на повреждение или разрушение инженерных защитных сооружений, влияют:

экстремальные расходы воды;

недостаточная пропускная способность водосбросных сооружений;

неисправность механического оборудования;

нарушение прочности (устойчивости) сооружений;

нарушение фильтрационной прочности различных частей гидроузлов, большие потери на фильтрацию.

Повышение требований к мерам по предотвращению или смягчению последствий наводнений делает актуальным совершенствование традиционных методов оценки параметров речного стока в различные фазы гидрологического режима рек.

В настоящее время в России, как и в ряде других стран применяются физико-математические модели формирования стока, частным случаем которых являются динамико-стохастические модели. Такого типа математические модели успешно применяются в исследовательских работах в основном при решении фундаментальных задач. Для их использования необходимо иметь большое количество параметров, характеризующих водный бассейн, что существенно усложняет задачу моделирования и ограничивает ее применение на больших по площади водных бассейнах.

Начальной фазой гидродинамической аварии (ГА) является прорыв плотины, который представляет собой процесс образования прорана и неуправляемого потока воды водохранилища из верхнего бъефа через проран в нижний бъеф. Во фронте устремляющегося в проран потока воды образуется волна прорыва.

Проран — узкий проток в теле (насыпи) плотины, косе, отмели, в дельте реки, или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате размыва излучины в половодье. Волна прорыва — волна, образующаяся во фронте проходящего в проран потока воды, имеющего значительную скорость движения и обладающего большой разрушительной силой. Следовательно, поражающее действие волны прорыва ГА связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения ЧС. Поражающий фактор ГА — волна прорыва гидротехнического сооружения. Основными параметрами ее поражающего действия являются скорость, высота и глубина волны прорыва, температура воды, время существования волны прорыва. По своей физической сущности волна прорыва представляет собой неустановившееся движение потока воды, при котором глубина, ширина, уклон поверхности и скорость течения изменяются во времени (рис.1).

Волна прорыва и ее сущность

Рис.1. Волна прорыва и ее сущность

Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от объема и глубины водохранилища, площади зеркала водного бассейна, размеров прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бъефах, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы. В районе нулевого створа (тела плотины) высота волны прорыва ( Н вп ) определяется по формуле:

Н вп =0,6( Н Н нб ), (1)

где Н — глубина водохранилища у плотины, м; Н нб — высота нижнего бъефа, м.

Высота волны прорыва, как правило, находится в пределах 2–12м и может достигать 10–30м. Скорость распространения волны прорыва составляет 3–25 км/ч, а для горных и предгорных районов — до 100 км/ч.

Примечание. Скорость движения волны прорыва V =2,7–6 м/с принимается для зон катастрофического затопления и опасного затопления, а для участков возможного затопления — V =1,5–2,5 м/с.

При этом статическое давление потока воды — не менее 20 кПа (0,2 кгс/см 2 ) с продолжительностью действия не менее 0,28 ч.

Характер воздействия на объект поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды (гидропотоком), высотой, глубиной и скоростью потока воды, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, грунтов, размыванием и переносом грунтов.

Основным последствием гидродинамической аварии является катастрофическое затопление местности.

Катастрофическое затопление распространяется со скоростью волны прорыва и приводит через некоторое время после прорыва плотины к затоплению обширных территорий слоем воды более 0,5–10м. При этом образуются зоны затопления. Так, в РФ при разрушениях или авариях на ГТС (плотины, дамбы, перемычки, шлюзы и т. п.) в зоне затопления окажутся десятки миллионов человек, тысячи населенных пунктов, предприятий, сооружений, сельскохозяйственных земель и др. Возможный ущерб от такой гидродинамической аварии в РФ составит 250 млрд рублей.

Зоной затопления при разрушении ГТС называется часть прилегающей к реке (озеру, водохранилищу) местности, затопляемой водой. В зависимости от последствий воздействия потока воды из-за разрушения ГТС на территории возможного затопления выделяют зону катастрофического затопления (ЗКЗ). Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей и называется зоной катастрофического затопления. На ее внешних границах высота гребня волны прорыва ( Н вп ) превышает 1м (рис.1), а скорость ее движения — более 10 м/с. Время, в течение которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4ч до нескольких суток. Параметры зоны затопления зависят от размеров водохранилища, напора воды и других характеристик конкретного гидроузла, а также от гидрологических и топографических особенностей местности.

Зона катастрофического затопления определяется заранее на стадии проектирования ГТС. В границах этой зоны выделяют участок возможного (вероятного) чрезвычайно опасного затопления, т. е. территорию, через которую волна прорыва проходит в течение 1ч после аварии на ГТС. На этой территории возможны наибольшие потери среди населения, сильные разрушения ОЭ и жилых построек. Параметры волны прорыва на данном участке принимаются: высота гребня волны (рис. 1) — более 4м, а скорость движения — свыше 2,5 м/с. Для каждого водохранилища (особенно объемом 50 млн м 3 ), на котором авария приводит к высоте подъема воды более 1м, по результатам прогноза разрабатываются атласы или карты затопления и характеристики волны прорыва.

Весьма важным является прогнозирование развития и масштабов возможных последствий гидродинамических аварий на подпорных ГТС. Перечень основных прогнозируемых параметров аварии (волны прорыва) на водоподпорных ГТС, определяющих размеры бедствия и ущерб в зоне возможного затопления, приведен в табл. 6.

Чрезвычайную ситуацию, вызванную гидродинамической аварией, относят к федеральным ЧС.

Наиболее предпочтительный способ определения параметров волны прорыва — использование ЭВМ и программного обеспечения “Волна — 2”, разработанного во ВНИИ ГОЧС. Это позволяет спрогнозировать последствия прорыва гидроузлов, сопровождающегося образованием волны прорыва. Последствиями такой гидродинамической аварии станут разрушения зданий, сооружений, дорог, мостов, потенциально опасных объектов (ПОО) и др., находящихся в зоне воздействия этой волны. По результатам анализа и оценки возможной обстановки, используя программу “Волна — 2”, органом управления ГОЧС могут быть представлены предложения по профилактике и предупреждению гидродинамической аварии.

Существующая экспертная оценка риска аварий ГТС позволяет в достаточной простой и ясной форме дать сопоставительную оценку риска аварий ГТС, на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность работы, включая возможный ущерб при аварии.

В заключении необходимо отметить:

Изложенные методы являются теоретической основой прогнозирования последствий ЧС мирного и военного времени.

Приведенные подходы дают возможность создавать математические модели прогнозирования последствий конкретных ЧС на основе единой научно-методической базы.

Аналитические зависимости позволяют учитывать пространственно-временные факторы, включая особенности воздействия поражающих факторов, плотности застройки, тип застройки, условия размещения населения.

В основу прогнозирования последствий положен вероятностный подход учитывающий случайный характер воздействия поражающих факторов и случайность процессов, характеризующих физическую устойчивость сооружений к опасным воздействиям

Литература:

  1. СП 58.13330.2012. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33–01–2003. — Минрегион РФ, 2013.
  2. Богучанская ГЭС на реке Ангаре: проект первой очереди с отметкой ПУ водохранилища 185,00 м / Институт Гидропроект. — Москва, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): волна прорыва, гидродинамическая авария, катастрофическое затопление, инженерная обстановка, возможное затопление, сооружение, высота волны прорыва, гидротехническое сооружение, зона затопления, разрушение зданий.


Ключевые слова

сооружение, гидротехническое сооружение, гидродинамическая авария, волна прорыва, катастрофическое затопление, инженерная обстановка, возможное затопление

Похожие статьи

Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги

В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...

Прогнозирование обстановки при аварии на химически опасном объекте

В статье раскрыты особенности проведения практического занятия со слушателями, обучающимися по программам повышения квалификации, по прогнозированию обстановки при аварии на химически опасном объекте.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Теоретические основы проектирования мостовых сооружений с учётом землетрясений

В статье излагается методика расчёта колебаний мостовых сооружений и сейсмического действия природных тектонических землетрясений с учётом конструктивной особенности.

Повышение сейсмостойкости зданий и сооружений при проектировании

В статье автор исследует варианты увеличения сейсмостойкости зданий и сооружений.

К вопросу об исследовании долговечности железобетонных элементов

В статье рассматриваются основные положения повышения долговечности железобетонных конструкций. Выделяются методы прогнозирования железобетонных конструкций, их особенности, достоинства и недостатки.

Прогноз эффективности ГРП при различных геофизических характеристиках пластов

В статье представлены математические модели гидроразрыва пласта, позволяющие оценивать технологические параметры данного мероприятия, приведен пример прогнозирования эффективности проведения ГРП.

Сущность и этапы процесса гидроразрыва пласта

В статье рассмотрено назначение гидроразрыва пласта, описаны основные преимущества данного метода, а также подробно проанализированы основные этапа этого процесса.

О методах и способах борьбы с коррозией трубопроводов

В данной научной статье рассмотрены ключевые направления защиты от коррозии, ее основные виды и причины возникновения. Основные факторы, негативно влияющие на состояние трубопроводов.

Моделирование формирования провала над карстовой полостью как катастрофического процесса в нелинейной динамической системе

В данной работе установлена форма структур разрушения дневной поверхности. Проведена оценка величины провала, установлено характерное время развития катастрофического разрушения осадочного чехла.

Похожие статьи

Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги

В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...

Прогнозирование обстановки при аварии на химически опасном объекте

В статье раскрыты особенности проведения практического занятия со слушателями, обучающимися по программам повышения квалификации, по прогнозированию обстановки при аварии на химически опасном объекте.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Теоретические основы проектирования мостовых сооружений с учётом землетрясений

В статье излагается методика расчёта колебаний мостовых сооружений и сейсмического действия природных тектонических землетрясений с учётом конструктивной особенности.

Повышение сейсмостойкости зданий и сооружений при проектировании

В статье автор исследует варианты увеличения сейсмостойкости зданий и сооружений.

К вопросу об исследовании долговечности железобетонных элементов

В статье рассматриваются основные положения повышения долговечности железобетонных конструкций. Выделяются методы прогнозирования железобетонных конструкций, их особенности, достоинства и недостатки.

Прогноз эффективности ГРП при различных геофизических характеристиках пластов

В статье представлены математические модели гидроразрыва пласта, позволяющие оценивать технологические параметры данного мероприятия, приведен пример прогнозирования эффективности проведения ГРП.

Сущность и этапы процесса гидроразрыва пласта

В статье рассмотрено назначение гидроразрыва пласта, описаны основные преимущества данного метода, а также подробно проанализированы основные этапа этого процесса.

О методах и способах борьбы с коррозией трубопроводов

В данной научной статье рассмотрены ключевые направления защиты от коррозии, ее основные виды и причины возникновения. Основные факторы, негативно влияющие на состояние трубопроводов.

Моделирование формирования провала над карстовой полостью как катастрофического процесса в нелинейной динамической системе

В данной работе установлена форма структур разрушения дневной поверхности. Проведена оценка величины провала, установлено характерное время развития катастрофического разрушения осадочного чехла.

Задать вопрос