Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максутова, Е. С. Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования / Е. С. Максутова, К. С. Ивачёва, И. Д. Зинченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 245-251. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89778/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: среднее профессиональное образование, информационные технологии, цифровые компетенции, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровые средства коммуникации.

Актуальность исследования обосновывается необходимостью развития цифровой компетенции студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в условиях введения противоэпидемиологических мероприятий, связанных с распространением COVID-19. Это особенно сложно для студентов, обучающихся на специальностях правового профиля, которые не являются специалистами в цифровой сфере, поскольку их профессия ориентирована на людей.

Цель исследования — определить влияние информационных технологий на студентов колледжа, выявить уровень цифровой компетентности студентов, их потребности и проблемы при реализации дистанционного обучения и дать рекомендации.

Методы исследования: теоретический анализ и практическая апробация в виде анкетирования с качественной и количественной обработкой полученных данных.

В исследовании приняли участие 105 студентов, обучающихся на специальностях правового профиля ГАПОУ СО «Екатеринбургский Экономико-Технологический Колледж» (г. Екатеринбург).

В современной системе российского образования и в контексте информационно-коммуникационного подхода знания приобретают инновационные формы, а сам процесс обучения реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. При таком подходе обучающийся получает информацию и знания не в виде готового образовательного продукта от преподавателя, а в процессе собственного развития и поисковой деятельности, формируя цифровые компетенции.

Цифровые компетенции — это навыки, основанные на знаниях и умениях эффективного использования современных технологий в виде компьютерных программ и Интернет-сервисов [2].

Использование технологических решений при дистанционном обучении может научить студентов колледжа поиску информации, использованию функционала цифровых устройств и социальных сетевых приложений, созданию и передаче мультимедийного контента, работе с различными видами цифровых аудио- и видеоустройств.

Существует множество информационных технологий, позволяющих осуществлять процесс обучения дистанционно. Они различаются по своим качественным характеристикам, функциям и аудиторией пользователей.

Рассмотрим основные программы и дистанционные образовательные технологии.

Zoom — это облачный сервис, предназначенный для организации видеоконференций, разработанный компанией Zoom Video Communications. При организации занятий с обучающимися можно использовать приложение Zoom как в Интернете, так и на компьютере (планшете, смартфоне). Подключение происходит по ссылке или идентификатору конференции. Занятие может быть запланировано заранее или сформирована «кольцевая» ссылка для постоянных лекций (практических семинаров) в определенное время. Данный сервис позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно с 40-минутным ограничением. Функционал Zoom включает в себя: организацию видео- и аудиосвязи; совместный доступ к файлам; коллективный чат; обмен текстовыми и графическими сообщениями; хранение данных; рассылку приглашений на онлайн-конференции; слияние со всеми операционными системами. Согласно статистике самой компании, на сегодняшний день количество пользователей на 2021 год превысило 300 млн. человек ежедневно [6].

Microsoft Teams — это компонент облачного решения компании Microsoft, который является частью пакета Office 365 и распространяется по корпоративной подписке. Платформа основана на бизнес-коммуникации и объединяет в рабочем пространстве чат, аудио- или видеоконференцсвязь, хранение файлов и интеграцию различных сетевых приложений. В режиме видеоконференции можно обмениваться документами, делать заметки, вести запись трансляции, пользоваться онлайн-доской для визуализации обсуждаемых вопросов. Microsoft Teams имеет около 250 миллионов активных пользователей в месяц [5].

Google Meet — это бесплатный сервис онлайн-видеоконференций, разработанный компанией Google. Базовая версия сервиса позволяет одновременно находиться 100 участникам в прямом эфире с ограничением по времени до 60 минут. Функционал Google Meet аналогичен системе Zoom, но дополнительно включает шифрование передачи данных и живые субтитры во время встречи. Количество пользователей Google Meet составляет около 40 млн. человек в день [4].

«Сферум» — это бесплатная информационно-коммуникационная платформа, созданная компаниями Mail.ru Group и «Ростелеком». Данная платформа является частью Цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование» [1]. Функциональные решения «Сферум» разнообразны и включают групповые видеоконференции до 100 участников, доступные с любого устройства; чаты для учебы и общения с возможностью делиться материалами, необходимыми для занятий; сообщества образовательных учреждений — закрытые группы; трансляции, которые могут одновременно просматривать до 10 000 зрителей. Количество пользователей платформы превысило 2 млн. человек в 2021 году [3].

За последние два года разработано и внедрено в образовательный процесс множество технологических решений с целью развития цифровых компетенций у студентов среднего профессионального образования. Цифровые компетенции охватывают умения и навыки в использовании сетевых облачных приложений для дистанционного обучения, а также смежных информационных и технологических знаний в области преподавания правовых дисциплин.

Для того, чтобы реализовывать образовательный процесс студенту необходимо уметь пользоваться компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением. Цифровые навыки студента при дистанционном обучении включают в себя использование сканера, веб-камеры, планшета, возможность создавать, редактировать и размещать домашние задания и практические работы, пользоваться цифровыми средствами коммуникации. Стоит отметить, что предметная составляющая формирования компетенции предполагает, что студент в совместной работе с преподавателем использует электронные материалы по правовым дисциплинам, актуальные нормативно-правовые акты, сайты законодательных и исполнительных органов власти, информационные ресурсы судебной системы, статистические данные, цифровые платформы.

Поэтому для полного представления о знаниях, умения и навыках при использовании цифровых технологий в рамках обучения правовым дисциплинам и было проведено исследование, которое показало следующие результаты:

1. На сегодняшний день 96 % студентов колледжа имеют персональное устройство (компьютер, планшет, смартфон) для дистанционного обучения с постоянным выходом в Интернет посредством мобильного оператора или Wi-fi.

2. Студенты высоко оценивают свои навыки владения системами обмена мгновенных сообщений (Instagram, Telegram, WhatsApp и т. д.) (90,5 %), поисковыми сервисами Интернет (76,2 %). Подготовку к дистанционному занятию и использованию сервисов дистанционного обучения на высоком уровне оценили около 64 % студентов. Обработка фото- и видео материалов и работа с офисным пакетом программ (Word, Excel, PDF-программы, PowerPoint) оценивается студентами на среднем уровне.

3. В процессе дистанционного обучения преподаватели и студенты используют облачный сервис Zoom (100 %) и образовательную платформу Сферум (83,8 %).

4. Студенты колледжа отмечают легкость и высокий уровень успешности студентов при обучении в дистанционном формате — 47 % студентов оценили уровень достижения успехов как высокий и такой же процент студентов высказались, что уровень успехов средний (47 %). Это отражает положительную динамику в самооценке знаний самими студентами, полученных при изучении правовых дисциплин.

5. Новые информационные технологии и инновации в дистанционном обучении привели к определенным трудностям у студентов. Чаще всего студенты жалуются на трудности в распределении времени на учебу и отдых (43,8 %), на отсутствие непосредственного общения с преподавателем (29,5 %) и возможности с ним связаться в удобное для студентов время в случае возникновения вопросов (35,2 %). Некоторые студенты отмечают проблему отсутствия общения с одногруппниками (28,6 %). Не испытывают никаких трудностей 31,4 % студентов.

6. В процессе реализации дистанционного обучения новыми навыками овладели 47 % студентов. Студенты улучшили свои навыки по работе с такими программами как Excel, PDF-программы и PowerPoint. Также студенты особо выделяли возможности работы с системами правовой информации КонсультантПлюс, Гарант и СудАкт. Но отметим и негативный момент, который связан с тем, что 53 % студента не приобрели никаких новых навыков за все время обучения дистанционно. В то же время научиться конструировать занятия и результаты самостоятельной деятельности захотели 57,1 % студентов, а использовать сервисы Интернета для взаимодействия с одногруппниками и преподавателями готовы 47,9 % студентов.

7. Готовность продолжать обучение в дистанционном формате высказали 66 % студентов. Свое желание они обосновывали удобством, комфортностью дистанционного формата, а также экономией времени на учебу.

Не хотят продолжать дистанционное обучение 34 % студентов. Причинами нежелания продолжать обучение в дистанционном формате являются потребность в личном общении со студентами и преподавателями, большой нагрузкой и отсутствием навыка самоорганизации самого студента.

В заключении исследования студентам была дана возможность высказать пожелания по улучшению процесса обучения в дистанционном формате. Предлагалось не ограничивать время обучения и реализовывать свободный темп при увеличении перерывов между занятиями. Также у студентов существует потребность в электронных вариантах лекций и проведении мастер-классов по правовым дисциплинам с участием специалистов-экспертов.

Литература:

  1. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения 17.03.2022)
  2. Концепции развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» / Приказ ректора НИУ ВШЭ от 16.02.2022 № 6.18.1–01/160222–2. — Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/379771437.html (дата обращения 12.03.2022).
  3. Сферум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://prof-sferum.ru/ / (дата обращения 17.03.2022).
  4. Google Meet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apps.google.com/meet/ (дата обращения 11.03.2022).
  5. Microsoft Teams [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ms-teams.ru/ (дата обращения 13.03.2022).
  6. Zoom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zoom.us/ (дата обращения 07.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, дистанционный формат, студент колледжа, профессиональное образование, облачный сервис, образовательный процесс, правовой профиль, Россия, цифровое средство коммуникации.


Похожие статьи

Дистанционная форма обучения в колледже | Статья в сборнике...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, онлайн курс, студент, вуз, высшее образование, курс повышения квалификации, московский государственный университет, муниципальное управление, онлайн обучение, университет.

Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью...

Роль дистанционного обучения в современном образовании. Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем. В образовательном процессе ДО...

Перспективы использования технологий дистанционного...

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических

С помощью разнообразных и специализированных сервисов сети Интернет преподаватель и

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий...

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Дистанционные технологии, позволили обеспечить доступ к качественному образованию каждому человеку из любой точки мира. На сегодняшний день существует огромное количество программных продуктов, позволяющих полностью автоматизировать весь процесс обучения.

Дистанционное обучение как форма организации...

Дистанционное обучение (ДО) в сфере ССУЗовской подготовки компетентных специалистов, с введением новых образовательных программ имеет большое образовательное значение, т.к. в современном процессе обучения главным становиться обучение студентов практическим...

Информационные технологии в дистанционном обучении

Ключевые слова: информационные технологии, IT-средства, дистанционное обучение.

В отличии от обучения в традиционном колледже или вузе, образование посредством

Несомненно, что в процессе обучения очень важную роль играют коммуникации онлайн и...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ».

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения...

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, среднее профессиональное образование. В современных реалиях использование элементов электронного обучения представляет собой одно из наиболее актуальных направлений...

Похожие статьи

Дистанционная форма обучения в колледже | Статья в сборнике...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, онлайн курс, студент, вуз, высшее образование, курс повышения квалификации, московский государственный университет, муниципальное управление, онлайн обучение, университет.

Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью...

Роль дистанционного обучения в современном образовании. Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем. В образовательном процессе ДО...

Перспективы использования технологий дистанционного...

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических

С помощью разнообразных и специализированных сервисов сети Интернет преподаватель и

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий...

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Дистанционные технологии, позволили обеспечить доступ к качественному образованию каждому человеку из любой точки мира. На сегодняшний день существует огромное количество программных продуктов, позволяющих полностью автоматизировать весь процесс обучения.

Дистанционное обучение как форма организации...

Дистанционное обучение (ДО) в сфере ССУЗовской подготовки компетентных специалистов, с введением новых образовательных программ имеет большое образовательное значение, т.к. в современном процессе обучения главным становиться обучение студентов практическим...

Информационные технологии в дистанционном обучении

Ключевые слова: информационные технологии, IT-средства, дистанционное обучение.

В отличии от обучения в традиционном колледже или вузе, образование посредством

Несомненно, что в процессе обучения очень важную роль играют коммуникации онлайн и...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ».

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения...

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, среднее профессиональное образование. В современных реалиях использование элементов электронного обучения представляет собой одно из наиболее актуальных направлений...

Задать вопрос