Проектная деятельность учащихся при изучении литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 26.03.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Белкина, Н. В. Проектная деятельность учащихся при изучении литературы / Н. В. Белкина, Е. А. Маловецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89775/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ведущее место среди методов, которые требуются сегодня обновляющейся школе, принадлежит методу проектов. Литературное образование — благодатная почва для реализации их различных видов и форм.

Какие же проекты чаще всего могут быть использованы при изучении литературы? Прежде всего, исследовательские, творческие и ролевые проекты. Их темы, как правило, предлагаются учителем, а ученик выбирает то, что ему близко, либо ребёнок сам предлагает учителю интересную тему, но часто это серьёзная совместная работа, в результате которой рождаются творческие идеи.

Роль учителя в этом процессе очень высока. Это независимый консультант, помогающий своим воспитанникам самостоятельно достичь намеченную цель, он учит самостоятельно находить информацию, работать с ней, проводить исследования, передавать и представлять полученные знания и опыт. Кроме того, у учащихся формируются навыки совместной работы и делового общения.

Приведём примеры из собственной практики. Итак, исследовательские проекты, напоминающие по структуре подлинно научное исследование. Они могут быть моно — и межпредметными, внутриклассными и внутришкольными или другого масштаба. По продолжительности — мини-проекты (один урок), краткосрочные (4–6 уроков), недельные, годичные.

Многие педагоги внедряют данный вид проекта в основном в старшей школе. Наш опыт показывает, что чем раньше ребёнок познает азы исследования, тем быстрее он осознает своё место в учебной деятельности, тем раньше он сможет достичь высоких результатов и планировать свою дальнейшую жизнь. Но главное — это развитие интереса, дифференцированный подход в результате работы, позволяющий проявлять способности в исследовательском направлении, которые ярче выражены у ученика.

В пятом классе учащиеся получили задание узнать, творчество каких писателей-земляков связано с темами детства, войны, любви к родному краю. В результате поисков они выяснили, что есть писатель, в творчестве которого все эти темы органично переплелись. Это любимый всеми детьми Л. А. Кассиль. На протяжении учебного года ребята составили каталог его произведений, изучили их, знакомились с биографией. Результат — посещение музея Л. Кассиля в городе Энгельсе.

В шестом классе учащиеся обменивались впечатлениями о прочитанном, составляли кроссворды по произведениям Л. Кассиля, выпускали газеты, писали отзывы о книгах и сочинения. Результат — литературная гостиная «Страна Швамбрания». Следует отметить, что в данном проекте, как и во многих других, реализуется несколько целевых направлений (в частности, творческий проект).

В седьмом классе образовались мини-группы (по 2–3 человека), выбравшие для детальной проработки следующие темы: «Детство и война», «Изображение родного края в творчестве писателя-земляка», «Проблемы чести и достоинства в повестях Л. Кассиля» и т. д. Ребята пришли к выводу, что о настоящей детской литературе взрослые, к сожалению, говорят с ними достаточно мало. Произведения Л. Кассиля в школьную программу не включены, а ведь, по их мнению, это один из интересных для их возраста (11–13 лет) писатель. И художественная сторона его творчества чрезвычайно высока, что они и продолжают исследовать на данный момент.

Очень интересным признали учащиеся восьмого гуманитарного класса исследовательский проект «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве». В ходе работы над ним ребята разделились на три группы (групповой проект) по интересам: литературоведы, художники, музыканты. При подготовке реализации этого краткосрочного проекта на уроке учащиеся вместе с учителем посетили отдел редкой книги в музее К. Федина, выставку «Древнерусское искусство» в художественном музее имени Радищева, прослушали оперу Бородина «Князь Игорь», после чего состоялась встреча с заслуженным артистом РФ А. Н. Самойловым, исполнявшим партию Владимира Игоревича. Учителю тоже нашлось место не только в качестве координатора и консультанта. Ученики попросили стихами предварить выступление каждой группы, они должны были соответствовать тематике их работы. Каждая группа выбрала себе руководителя из числа сильных учеников.

Итак, группа художников изучала книгу Д. С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», искала материал о художниках, иллюстрировавших поэму (Фаворский, Перов, Носков), выполняла работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрировали эпизоды «Слова о полку Игореве», составили экскурсию по этим иллюстрациям, занимались словесным рисованием.

Не менее трудоёмкую работу провели «музыканты». Их задача — не только собрать материал о творчестве А. Бородина и его опере, но и исследовать сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнить, ответить на вопрос: почему они не совпадают. Учащиеся анализировали рецензии на спектакль, написанные ими, проводили музыковедческий сравнительный анализ арий Кончака и Игоря, записали радиобеседу с актёрами-исполнителями.

Литературоведы на основании изученных статей Л. Дмитриева, Фогельсона и других постарались исследовать «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнить переводы этого памятника В.Жуковским, К.Бальмонтом, Н.Заболоцким, показать значение роли художественных переводов для читателя.

Результат — написание сочинения «Любимые страницы «Слова о полку Игореве», составление сборника рецензий, выставка рисунков и т. д..

Учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях разного уровня со своими проектами.

Творческие проекты реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Назовём лишь некоторые. Проект «Детство и война»; мини-спектакль «Мой ровесник Пушкин», подготовленный с учащимися седьмых классов при поддержке школьной библиотеки. Большим успехом пользуются среди учащихся 10–11 классов патриотические проекты: «Песни и стихи Гражданской войны», «От Афгана до Чечни». Эта тема оказалась интересной и для учащихся 5–6 классов (проекты «Мир отстояли и сберегли» и «Живая земля»). Результат — составление сборников стихов и рассказов.

Разработка и реализация ролевых проектов достаточно сложна. Их участники берут на себя роли литературных персонажей или выдуманных героев. Учитель практически никогда не знает, чем они завершатся. Яркими примерами подобных проектов могут служить такие, как «Суд над Печориным» (по роману М. Ю. Лермонтова), литературная дуэль по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Диалог Онегина с Печориным», «Волжская «Госпожа Бовари» (спор Катерины Кабановой и Эммы Бовари) и т. д..

Одним из примеров проектной деятельности учащихся могут служить уроки внеклассного чтения. На этих уроках используются самые различные виды проектов. Например, в 9 классе при изучении темы «Романтизм в мировой литературе» можно провести урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера», предваряющий тему. Цель проекта — показать необычность перехода от предромантизма (творчество Ф. Шиллера) к романтизму, доказывая при этом связь произведений мировой литературы в свете традиций. В практике работы над данным проектом учащиеся анализируют драму Шиллера «Вильгельм Телль», выбрав для детального анализа один из эпизодов (рассказы о подвигах Телля, сцену с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Затем сюжет драмы сравнивается с сюжетами баллад В. А. Жуковского, из чего видно, что творчество Шиллера оказало большое влияние на русскую литературу. Не случайно Жуковский стал переводчиком баллад Шиллера на русский язык.

Сопоставляя драму Шиллера с произведениями русской литературы, учащиеся обязательно проведут параллель между героическими народными характерами Тараса Бульбы и Вильгельма Телля.

Индивидуальный читательский опыт учащихся при работе над данным проектом очень важен, так как его использование позволяет протянуть нити к произведениям английского, французского и американского романтизма (благородные герои В. Скотта, В. Гюго, Ф. Купера).Выход этого проекта — классная конференция «Значение романтизма в мировой литературе».

Уровень продуктивного мышления у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, постепенно возрастает. А гуманитарно одарённые дети впоследствии принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня.

В работе над проектами нужно следовать по пути любви и уважения, творческого саморазвития, обретения истины, неконфликтного общения, толерантности, заботы о здоровье, стремления достигнуть высшей степени своего развития. И тогда проекты станут эффективными, перспективными, многогранными и неисчерпаемыми.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, учащийся, Жуковский, мировая литература, внеклассное чтение, класс, полок, произведение, родной край, русская литература.


Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай» | Статья в журнале...

Литература родного края — это часть национальной литературы. Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

В статье раскрывается взаимосвязь уроков литературы, основанных на методике развития

Разбуженное и развитое творческое воображение на уроках литературы и на внеклассных

На первичном этапе непосредственного контакта с произведением методисты (Т. В. Завадская...

Литературное краеведение как одно из направлений...

Изучение литературы родного края — это одно важных

Изучение литературы родного края дает возможность выпускникам использовать произведения писателей

При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего...

Проблемы изучения произведений детской литературы...

В начальных классах литературное чтение ставит главную цель – помочь детям стать читателями; в процессе чтения произведений и их

До третьего класса дети активно познают два источника чтения – фольклор и современную детскую литературу. А в третьем классе они...

Внеклассная работа по литературе как средство развития...

Тесно связанная с уроками литературы, внеклассная работа становится естественным ее

По этому принципу и была организована внеклассная работа по литературе с учащимися

Фантастика как особый род литературы привлекает детей, отвечая их психологическим...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Основная цель обучения русскому языку в школах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Изучение родного края, его природных богатств, трудовой деятельности людей раскрывает большие возможности для образования и воспитания. Уроки окружающего мира в течение первого месяца в 1 классе провожу в виде экскурсий в школьном дворе и парке.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Учащиеся, кроме изучения фольклорных произведений нашего края, получают задания

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В. Я

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей...

Нравственное воспитание младших школьников средствами...

Уроки чтения играют значимую роль в развитии личности, благодаря этому предмету, его

Сказка является одним из самых доступных жанров литературы для дошкольников и

Фольклорные произведения изучаются на уроках литературного чтения в начальных классах.

Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай» | Статья в журнале...

Литература родного края — это часть национальной литературы. Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе. Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

В статье раскрывается взаимосвязь уроков литературы, основанных на методике развития

Разбуженное и развитое творческое воображение на уроках литературы и на внеклассных

На первичном этапе непосредственного контакта с произведением методисты (Т. В. Завадская...

Литературное краеведение как одно из направлений...

Изучение литературы родного края — это одно важных

Изучение литературы родного края дает возможность выпускникам использовать произведения писателей

При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего...

Проблемы изучения произведений детской литературы...

В начальных классах литературное чтение ставит главную цель – помочь детям стать читателями; в процессе чтения произведений и их

До третьего класса дети активно познают два источника чтения – фольклор и современную детскую литературу. А в третьем классе они...

Внеклассная работа по литературе как средство развития...

Тесно связанная с уроками литературы, внеклассная работа становится естественным ее

По этому принципу и была организована внеклассная работа по литературе с учащимися

Фантастика как особый род литературы привлекает детей, отвечая их психологическим...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Основная цель обучения русскому языку в школах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Изучение родного края, его природных богатств, трудовой деятельности людей раскрывает большие возможности для образования и воспитания. Уроки окружающего мира в течение первого месяца в 1 классе провожу в виде экскурсий в школьном дворе и парке.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Учащиеся, кроме изучения фольклорных произведений нашего края, получают задания

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В. Я

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей...

Нравственное воспитание младших школьников средствами...

Уроки чтения играют значимую роль в развитии личности, благодаря этому предмету, его

Сказка является одним из самых доступных жанров литературы для дошкольников и

Фольклорные произведения изучаются на уроках литературного чтения в начальных классах.

Задать вопрос