Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологического состояния — это вовлечение его в физически активную жизнь. Мало того, правильно организованная физическая активность студентов способна повысить и их успеваемость, и способность усваивать знания, что является следствием немалого влияния физической активности на умственные способности обучающихся. В данной статье как раз и подвергается анализу влияние физической активности на умственные способности студентов и рассматриваются механизмы такого влияния.
Ключевые слова: физическая активность, умственные способности, студенты, здоровье, мозг.
Стоит сразу заметить, что не «обучением единым» должен жить студент. Общение с семьей, товарищами и сверстниками, а также занятия физкультурой и спортом должны окружать студента. Это является теми необходимыми средами, в которых студент живет, общается и получает жизненный опыт.
Особая необходимость регулярной физической активности проявляется сегодня, в «Эпоху пандемии», когда социальные и физические меры по дистанцированию, ограничение занятий в вузах и школах, а также замирание общественной жизни, стало обычным явлением для сдерживания распространения COVID-19. Эти меры не только затронули такие аспекты жизни, как регулярные занятия физкультурой и спортом, но и могут довольно пагубно отражаться на интеллектуальной среде, в которую погружен студент.
В то же время, технический прогресс современного общества способствовал малоподвижному образу жизни, который изменил фенотип детей и молодежи по сравнению даже с периодом двадцатилетней давности. Практически все как зарубежные, так и отечественные авторы подтверждают, что сегодняшние студенты весят больше и имеют более высокий индекс массы тела (ИМТ), чем их сверстники только на поколение раньше. Поведенчески большинство студентов не демонстрирует готовность к полезной (в меру энергичной) интенсивности физической активности. Так, несмотря на то, что научно-медицинскими организациями ряда стран, были разработаны рекомендации, которые дают совет молодым людям накапливать никак не менее 30 минут умеренной и высокоэнергичной физической активности в течение своего учебного дня [7, p. 123], большинство студентов игнорируют эту рекомендацию. Не говоря уж о рекомендации ВОЗ для молодежи, уделять каждый день 150–300 минут аэробной физической активности средней интенсивности [2]. А 1/3 детей и студентов вообще не проявляет никакую направленную физическую активность в предшествующие 5 дней [6].
Обратим внимание и еще на один аспект современной жизни. Особенности учебной, а зачастую так же и рабочей деятельности, да и решения обыденных бытовых вопросов, в условиях дистанционных обучения, в «Эпоху COVID-19» проявились в том, что студенты были вынуждены проводить намного больше времени чем обычно в малоподвижных условиях, например, сидя за компьютером или планшетом [1, c. 57]. Кроме угнетения общефизического состояния, несомненно, подтвердилось и то, что длительная самоизоляция оказывает негативное влияние на психологическую реакцию, способствуя развитию симптомов посттравматического стресса, спутанности сознания и тревоги. А подобное состояние никак не может способствовать развитию умственных способностей. Так, будучи помещенными в карантин, люди значительно чаще сообщали о раздражительности, бессоннице, плохой концентрации внимания и нерешительности, ухудшении способности принимать быстрые и выверенные решения [4, p. 915]. Причем люди с низкими доходами проживающие в малогабаритном жилье (что точно соответствует условиям жизни немалого числа студентов) особенно уязвимы к негативным последствиям карантинных правил, поскольку условия их проживания затрудняют занятия физическими упражнениями.
Между тем движение за здоровье и хорошее самочувствие начавшее широко пропагандироваться в странах Запада 1980-х годах ХХ века, наряду с появлением академических исследований о влиянии физической активности на здоровье человека повлекло и возобновление интереса к оценке влияния физической активности на психологически-интеллектуальные процессы, в частности, на развитие умственных способностей. Хотя серьезный академический интерес к этому вопросу уходит корнями в 1960-е и 1970-е годы, когда ученые начали проводить простые эксперименты по оценке взаимосвязей между уровнями физической активности, интеллектуальной деятельностью и образовательными достижениями. Так в канадском городе Труа-Ривьер в 1970-х, отслеживалась группа из более чем 500 студентов в течение 6 лет. Экспериментальные занятия с этими студентами составляли час в день занятий физической активностью, что привело к сокращению на 14 % времени для других предметов, в то время как контрольная группа продолжала заниматься по стандартному плану. По оценкам преподавателей, общая успеваемость группы ежедневной активности была значительно выше, чем у их менее активных сверстников [10, p. 58].
Позже появились данные свидетельствовавшие, что физическая активность была значительно связана с улучшением познания у детей и молодежи. Мало того, тип физической активности и используемые в ходе тестирования упражнения, не имел существенного значения. Так, положительные эффекты были обнаружены и после тренировки с отягощениями, и тренировки двигательных навыков, и мероприятий по физическому воспитанию, и программ аэробных тренировок. Зато, влияние физической активности на познание и умственные способности зависело от решаемых задач. Например, по результатам исследования Б. Сибли и Дж. Этниера, размер эффекта был наибольшим для тестирования перцептивных навыков, за которыми следовали тесты IQ и логические достижения, а наименьшее влияние имела физическая активность на сложные математические тесты и вербальные задачи [9, p. 250].
Крупное исследование в учебных заведениях штата Джорджия было проведено Филиппом Томпоровским — главным исследователем и директором «Программы физической активности и обучения» (проект PAL) действующего в этом штате. Оперяясь на большой массив данных связанных с детьми и молодежью он смог проанализировать достоверно установленными факты и тенденции, и выявил умеренную или сильную положительную связь между правильным количеством физической активности или участием в спортивных занятиях и положительным поведением, отношениями между и учениками и преподавателями, а так же способностью проявлять гибкость сознания [11, p. 56].
Отечественные исследователи не столь категоричны, но, например, и в одном из отечественных исследований показывается, что занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности и умственных способностей до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2–3 дней, после чего оно постепенно затухает [3, c. 75].
Многие последующие исследования, проходившие в разных уголках мира, посвященные изучению взаимосвязи между физической активностью и улучшением работы мозга, в частности, в области умственных способностей и интеллекта, пришли в целом к аналогичным выводам о положительном воздействии активности на мозг. А подобные факты требовали объяснения с научной точки зрения. Можно предположить, что среди механизмов воздействия на организм человека, предполагающих положительное воздействие физической активности, стоит особо выделить увеличение притока крови и кислорода к мозгу, повышение уровня норадреналина и эндорфина, приводящие к снижению стресса и улучшению настроения, стимуляции факторов роста нервной системы, которые помогают создавать новые нервные клетки и поддерживают синаптическую пластичность. То есть, организуя различные виды физической активности с различным содержанием и формами, воздействующие на различные механизмы регуляции организма, можно подтолкнуть студентов одновременно развиваться и физически, и умственно [5]. Так, несколько экспериментов, предоставляют доказательства того, что упражнения, выполняемые регулярно в течение нескольких недель, изменяют функции мозга, лежащие в основе познания и умственных способностей [8, p. 5638]. В общем, можно констатироваться, что физическая активность приводит к множеству биологических реакций как в мышцах, так и в органах, которые, в свою очередь, модифицируют и регулируют структуру и функции мозга.
Таким образом, именно физическая активность, в том числе и регулярные занятия физкультурой и спортом, могут играть одну из ключевых и решающих ролей в содействии развитию человеческого тела и разума, особенно в молодом возрасте. Данные всех приведенных исследований довольно убедительно демонстрируют, что физическая активность может улучшить умственные способности студентов во время их обучения и эффективность, с которой они учатся и решают интеллектуальные задачи в обыденной жизни. А в целом, стоит взглянуть на проблему роли физической активности в жизни студента более внимательно и тогда обнаруживается, что роль эта не только исключительно важна, но и многогранна, зачастую напрямую воздействуя на его психику и умственные способности, а в других случаях оказывая опосредованное влияние.
Литература:
- Родионова И.А, Шалупин В. И. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. — С. 56–63.
- Физическая активность [Электронный ресурс] // Рекомендации ВОЗ 2020 год. — URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения 23.03.2020)
- Чернышёва И.В, Шлемова М.В, Егорычева Е.В, Мусина С. В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // СИСП. 2011. № 1. — С. 74–76.
- Brooks Samantha & Webster Rebecca & Smith Louise & Woodland Lisa & Wessely Simon & Greenberg Neil & Rubin Gideon. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. Vol. 395, Issue 10227. 2020. — рр. 912–920.
- Guo Zhifeng, and Yiying Zhang. Study on the Interactive Factors between Physical Exercise and Mental Health Promotion of Teenagers. // Journal of healthcare engineering. Vol. 2022. 2022. S. 4750133.
- McCarthy N., Hall A., Shoesmith A., Sutherland R., Hodder R., Campbell E., Nathan N. Australian children are not meeting recommended physical activity levels at school: Analysis of objectively measured physical activity data from a cross sectional study // Preventive Medicine Reports, 2021. Vol. 23. — S. 101418.
- Medicine Io. Educating the Student Body: Taking Physical Activity and Physical Education to School, / Eds. H. W. Kohl, H. D. Cook. — Washington, DC, The National Academies Press, 2013. — 502 p.
- Pereira A.C, Huddleston D.E, Brickman A.M, Sosunov A.A, Hen R, McKhann G.M, et al. An in vivo correlate of exercise-induced neurogenesis in adult dentate gyrus. // Proc Natl Acad Sci USA. 2007. Vol. 104. Iss. 13. — рр. 5638–5643. — Р. 5638.
- Sibley B.A, Etnier J. L. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis // Pediatric Exercise Science. Vol. 15. — рр. 243–256.
- Shephard R., Volle M, Lavallée H, LaBarre R, Jéquier J., Rajic M. Required physical activity and academic grades: a controlled longitudinal study. / Ilmarinen J, Valimaki I, eds. Children and Sport. Berlin: Springer Verlag 1984. — Р. 58–63.
- Tomporowski P. D., Lambourne K., Okumura M. S. Physical activity interventions and children's mental function: an introduction and overview. Preventive Medicine, 2011, № 52. — Р. 53–59.