Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 28.03.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Бодрова, А. Ю. Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины) / А. Ю. Бодрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89732/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, младший школьный возраст, ролевая игра .

Приоритетной задачей современной системы образования является направление обучающихся на выработку положительной мотивации и повышение интереса к учебе. Теория мотивации вытекает из необходимости строить педагогический процесс таким образом, чтобы его методика как можно глубже проникала во внутренний мир ребенка.

Согласно М. И. Алексеевой, мотивация — это совокупность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся [1, 4]. А. К. Маркова считает, что мотивация является многомерным образованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации — не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [3, 57].

Особенно важным периодом в жизни школьника является младшим школьный возраст, когда происходит переход из начальной школы в среднюю. Данный период характеризуется как период адаптации к новым условиям. Основными проблемами периода адаптации у младших школьников являются:

— смена преподавателей по каждому предмету;

— непривычное расписание;

— смена образовательного пространства (смена кабинетов по каждому предмету);

— новый классный руководитель;

— смена статуса и роли (в среднем школе мы снова маленькие, хотя в начальной школе были уже большими).

Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что на учителей отдельных дисциплин в 5 и 6 классах возлагается большая ответственность не только в реализации учебной деятельности, но и в целом формирование положительного отношения к школе и учебе. Перед учителем встает вопрос: какие же технологии и приемы могут быть использованы для достижения данных целей.

Немалую роль в формировании мотивации играет окружение и атмосфера в классе. В ходе работы с младшими школьниками было использован прием «мотивирующие надписи» на английском языке. Следует учитывать, что надпись должна располагаться в поле зрения учащихся на уроке (например, на доске). На начальном этапе обучения надпись предлагается учителем и должна быть понятной или иметь посильные трудности, которые можно решить с помощью языковой догадки. Для вовлечения обучающихся в мотивационный процесс можно использовать следующие формы:

1) Создать «график дежурств» по недельным девизам, когда один учащийся несет ответственность за будущий девиз;

2) «Банк девизов»: все учащиеся находят или придумывают свой девиз. Затем все бумажки складываются вместе и затем каждую неделю вытягивается чей-то вариант, который потом записывается на доску;

3) «Конкурс девизов на неделю»: учитель выводит на доску несколько вариантов девизов и предлагает учащимся выбрать наиболее приятный. Вариант, набравший больше всего голосов, становится девизом недели.

Стоит также уделить внимание физическому обустройству рабочего пространства. Эффективность показала совместная деятельность по обустройству класса, например:

1) Сезонное украшение класса. В начале каждого сезона или месяца учитель предлагает обучающимся сгенерировать идеи, разделить обязанности и продумать план реализации. Такой подход развивает творческие и креативные навыки обучающихся, а также развивает личностные качества учащихся: ответственность, активность, умение обсуждать и находить пути решения поставленных задач.

2) Тематическое оформление класс к различным праздникам Великобритании. Создание атмосферы конкретного праздника служит базой для проведения мероприятий лингвострановедческой направленности.

3) «Уголок психологической разгрузки». Во время организации работы необходимо учитывать потенциальную психологическую нагрузку и напряжение у обучающихся. Это может быть неудовлетворительная оценка на предыдущем урок, ссора с одноклассником, недопонимание с другими учителями и т. д. Груз возможных психологических трудностей откладывает опечаток на эмоциональное состояние, которое напрямую может отражаться на успеваемости по предмету. Для снижения и устранения психологического напряжения особую эффективность показ уголок психологической разгрузки. Предметы для его создания были отобраны согласно основным чувствам человека:

1) Осязательные: японский садик, гимнастические шарики, массажеры;

2) Зрительные: сборник иллюзий, стереокартинки;

3) Обонятельные: мешочки с кофе, подушечки, пропитанные разными ароматами, саше;

4) Слуховые: музыкальный инструмент, имитирующий шум дождя, подборка музыки.

5) Интеллектуальные игры: головомойки, ребусы, кроссворды.

Все приемы, описанные выше, помогают учителю создать благоприятный настрой до начала урока, формирует позитивное отношение к предмету и учителю, формирует устойчивый интерес у обучающихся.

Большое количество приемов повышения мотивации учащихся может быть использована на основном и заключительном этапе уроке. Игровые технологии были выбраны как самые результативные. Они снижают уровень давления на обучающего, активизируют в нем сформировавшиеся и устойчивые техники работы, способствуют созданию позитивного климата на уроке.

Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, так как в ней он отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально созданных условиях.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевая игра в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.

Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Такой этап урока как рефлексия обладает огромным потенциалом для повышения мотивации учащихся. Практика показала, что наиболее эффективной технологией является физические подкрепление успеха и достижений. Детям младшего школьного возраста важно физически получить доказательство своей успешности. Такими маркерами служат различные поощрительные значки, например, бумажные звездочки, сердечки, палец вверх и т. д. Также учителю предлагается создать карту успеха, в которой будут отмечаться текущие успехи и достижения.

Все приемы и технологии, описанные выше, были апробированы на учащихся 5 и 6 классов и доказали свою эффективность и результативность. Но хотелось отдельно отметить, что отношение учащего к предмету и его успехи во многом зависит от личностного отношения к учителю. Таким образом, учитель обязан стремиться устанавливать доверительные, добрые и позитивные отношения с учащимися.

Литература:

  1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М. И. Алексеева. — М.: Советская школа, 2011.
  2. Канюк, С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / С. С. Канюк. — М., 2012.
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. — М., 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, учитель, младший школьный возраст, отношение, предмет, психологическая разгрузка, сюжетно-ролевая игра, урок, учащийся.


Похожие статьи

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание: Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

Ролевая игра – это комплексный методический прием обучения, в котором маленькая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему, чаще всего социальный конфликт, (диагноз и решение), и при этом участники в защищенной воображаемой...

Ключевые слова: дидактическая игра, сюжетная игра, ролевая...

Обучение первоклассников грамоте с использованием сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры могут оказать неоценимую помощь и в обучении первоклассников

В школьный период игры на уроках приобретают наиболее развитую форму и помогают...

Особенности формирования межличностных отношений...

Ролевая игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры...

Использование дидактических игр в психологическом...

Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной

Рассмотрим понятие игры с психологической точки зрения: А. Н. Леонтьев считал, что

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Анализ особенности применения ролевых игр в учебном процессе

С начала 1970-х годов приобрела значение педагогика ролевых игр и понятие «сценическая игра» постепенно утвердилось и охватывает сегодня все игровые формы, в которых представляются в ситуациях/сценах реальные и вымышленные роли.

Игра в воспитании и обучении | Статья в сборнике международной...

Ролевые и сюжетно-ролевые игры должны применяться в воспитании и обучении систематично с постепенным их усложнением. Для детей игры должны быть подобраны таким образом, чтоб они были разными и содержательными...

Игровые методы как средство развития познавательных...

Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Ребенок в младшем школьном возрасте весь...

Похожие статьи

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание: Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

Ролевая игра – это комплексный методический прием обучения, в котором маленькая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему, чаще всего социальный конфликт, (диагноз и решение), и при этом участники в защищенной воображаемой...

Ключевые слова: дидактическая игра, сюжетная игра, ролевая...

Обучение первоклассников грамоте с использованием сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры могут оказать неоценимую помощь и в обучении первоклассников

В школьный период игры на уроках приобретают наиболее развитую форму и помогают...

Особенности формирования межличностных отношений...

Ролевая игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры...

Использование дидактических игр в психологическом...

Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной

Рассмотрим понятие игры с психологической точки зрения: А. Н. Леонтьев считал, что

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Анализ особенности применения ролевых игр в учебном процессе

С начала 1970-х годов приобрела значение педагогика ролевых игр и понятие «сценическая игра» постепенно утвердилось и охватывает сегодня все игровые формы, в которых представляются в ситуациях/сценах реальные и вымышленные роли.

Игра в воспитании и обучении | Статья в сборнике международной...

Ролевые и сюжетно-ролевые игры должны применяться в воспитании и обучении систематично с постепенным их усложнением. Для детей игры должны быть подобраны таким образом, чтоб они были разными и содержательными...

Игровые методы как средство развития познавательных...

Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Ребенок в младшем школьном возрасте весь...

Задать вопрос