В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Ключевые слова: нестандартные задания, роль, младшие школьники, синквейн, кластер.
Одной из первостепенных задач, стоящих в настоящее время перед образовательными учреждениями в свете развития образования, — это наделение учащихся осознанными, прочными знаниями и развитие у них самостоятельного мышления. Школа в целом, и начальная школа в частности, в первую очередь призвана формировать у младших школьников способность к самостоятельному, творческому мышлению, но при этом не менее важным аспектом выступает необходимость применения нестандартных упражнений в практике преподавания русского языка.
Итогом применения данного подхода становится активизация познавательной деятельности младшего школьника.
Применение нестандартных заданий на уроках русского языка в современной начальной школе в настоящее время приобретает все большее значение, ведь основной целью таких заданий в первую очередь является заинтересованность младших школьников к предмету путем применения на уроках яркого, необычного дидактического материала, так же как и использовании нестандартных заданий, которые вызывают интерес самими формами работы.
Следует отметить, что понятие нестандартного задания включает в себя большое разнообразие признаков, которые позволяют разграничить нестандартные задания от стандартных, традиционных, применяемых на уроках в начальной школе [2, с. 7].
Главным отличительным признаком нестандартных заданий является их творческая составляющая, способствующая развитию фантазии младших школьников, вследствие этого дети становятся более изобретательными при использовании различных языковых средств, делаются способными контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересованы в правильном выражении своих мыслей.
В числе других признаков, позволяющих отличить нестандартные задания от традиционных, можно выделить следующие:
— проявление активности и самостоятельности младшими школьниками в поиске путей и вариантов решения поставленной перед ними проблемной задачи (это может быть и как выбор одного из предложенных вариантов, так и нахождение и формулировка собственного варианта, и обоснование решения);
— нестандартные условия и виды работы;
— воспроизведение уже имеющихся знаний в незнакомых условиях, их расширение и углубление в предмет [3, с. 11].
Применение нестандартных заданий именно на уроках русского языка в начальной школе обусловлена тем, что именно языку отведена роль средства общения, он находится в постоянном развитии в свете изменяющихся условий и темпа современной жизни.
Изучая роль нестандартных заданий при обучении русскому языку младших школьников можно отметить, что такие задания помогают оживить урок, помогают сформировать у младших школьников удивление и дальнейшую заинтересованность при их выполнении, вызывают положительные эмоции и удовольствие при виде полученных результатов при выполнении заданий, а также пробуждают интерес у младших школьников не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом [3, с. 12].
Применение нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе помогают развивать мыслительные способности учащихся, связанные с творческой деятельностью школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.
В процессе применения нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе, учителю в первую очередь, необходимо понимать цели и задачи такой работы, а именно — целью нестандартных заданий является создание среды для развития творческих способностей младших школьников и повышения их интереса к учебному предмету русского языка [4, с. 9].
В начальной школе на уроках преподавания русского языка перечень нестандартных заданий может быть представлен в различных видах, это и проблемные ситуации, и онлайн-экскурсии, деловые и ролевые игры, конкурс, соревнования, инсценировки, составление синквейна, кластера и др.
Применение нестандартных видов заданий в рамках современного урока позволяет не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и проявить разнообразные творческие способности, расширить кругозор младших школьников, их умения и навыки. И, как показывают современные исследования в рамках данной проблемы, важно делать акцент на развитии творческих способностей младших школьников.
Например, при изучении однородных членов предложения, учитель может предложить ученику нарисовать в виде сказочных героев или просто человечков все знаки препинания и то, что они разделяют в предложении. Этот вид работы очень нравится младшим школьникам, так как рисование позволяет проявить творческие способности, дает возможность школьнику отдохнуть и отвлечься от урока. Но при этом и не дает повода быть вне темы урока.
Именно нестандартные задания и их применение в рамках современного урока повышают уровень заинтересованности младших школьников в предмете.
Нетрадиционные задания на уроках русского языка в начальной школе позволяют сделать изучение русского языка более доступным и увлекательным, привлечь интерес всех младших школьников к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Кроме того, нестандартные задания повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика, что обеспечивает базу для активного обучения.
Одной из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе является составление синквейна, который является одной из технологий критического мышления, активирующей умственную деятельность младших школьников через чтение и письмо. Написание синквейна является свободным творчеством, требующим от младших школьников найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения [5, с. 7].
Следует отметить, что выбранная тема для составления синквейна должна быть интересна младшим школьникам, близка и понятна. При составлении синквейна учителю необходимо продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит младшим школьникам осмыслить и запомнить материал, а также задавать им наводящие вопросы.
На своих уроках в начальной школе при применении данной формы нестандартного задания я в первую очередь обговариваю с детьми что такое синквейн, объясняю основные правила его написания, сопровождаю свои слова наглядными примерами, и только после этого объявляю тему, оговаривая время, отведенное на выполнение данной работы.
По завершении творческого процесса, младшие школьники, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Данный вид работы может служить и домашним заданием, либо в качестве примера желающий выходит к доске и пробует составить один общий синквейн. Составление синквейна может проходить как индивидуально, так и в парах. Но на практике наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из младших школьников [5, с. 8].
Неслучайно именно синквейн выбран мной как один из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе. Этот метод обучения в начальной школе универсален, область его применения широка, его можно использовать к темам любого предмета школьной программы начальной школы. Синквейн позволяет заинтересовать младших школьников, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.
Приведем пример. На уроке русского языка в начальной школе младшие школьники пробуют составить синквейн на тему: «Словарные слова».
Первая строчка синквейна — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
1. Каникулы.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
2. Зимние, летние.
В третьей строчке с использованием глаголов младшие школьники описывают действия, относящиеся, к слову, являющемуся темой синквейна тремя словами.
3. Отдыхать, купаться, загорать.
Четвертая строка — это самостоятельное предложение, составленное младшим школьником.
4. Перерывы в занятиях в школе в течение учебного года.
Пятая строчка содержит всего одно слово, и чаще всего является синонимом к теме синквейна.
5. Отдых.
Приведем еще пример использования синквейна на уроках русского языка в начальной школе путем его составления по наглядной картинке.
Таким образом, роль синквейна, как одной из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе определяется следующим:
— открывает творческие интеллектуальные и речевые возможности младших школьников;
— гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря;
— является грамматическим инструментом, дающим возможность учителю оценить уровень усвоения младшими школьниками пройденного материала;
— носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления;
— используется для закрепления изученной темы урока;
— имеет игровую направленность.
Еще одним из видов нестандартных заданий в начальной школе, применяемым мной на уроках русского языка является составление кластера, роль которого раскрывается в эффективном запоминании изложенного материала на уроке, в проявлении творческих способностей и развитии креативного мышления младших школьников.
Использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное [3 с. 6]. Составление кластера может применяться на разных этапах урока. Приведем пример составления кластера на тему «Правописание приставок» в начальной школе. После изложения учебного материала, на этапе закрепления учитель предлагает младшим школьникам составить два кластера: 1 — в — приставка, 2 — в — предлог.
Основными видами нестандартных заданий, применяемых в своей педагогической практике при работе с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка, считаю кластер и синквейн. Их применение позволяет обобщить и нагляднее помочь закрепить младшим школьникам пройденный материал, вовлечь всех учеников в процесс урока русского языка, а также поспособствовать развитию самостоятельности и активности на уроке русского языка при изучении новых тем и закреплении пройденных, раскрыть творческие способности младших школьников.
Применение нестандартных заданий является успешным шагом в методике преподавания русского языка в начальной школе, позволяющий развить творческие способности современного младшего школьника, повысить его интерес к изучаемому предмету [4, с. 19].
Внедрение различных видов нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе способствует развитию мыслительных навыков младших школьников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Технология нестандартных заданий является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования не только на уроках русского языка в начальной школе, но и в других предметных областях.
Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с новым материалом в рамках любой темы по русскому языку; способность выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; навык выработки собственного мнения на основе осмысления полученных знаний; умение самостоятельно заниматься своим обучением и сотрудничать, как в группе, так и индивидуально.
Литература:
- Антохина В. Нестандартные задания по русскому языку. Ко всем действующим учебникам. 4 класс (ФГОС). — Экзамен, 2017.
- Александрова Г. В. Занимательный русский язык. — М., 2004.
- Ванюхина А. А. Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка. — М., 2014.
- Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. — Ростов-на-Дону, 2010.
- Капустин Н. П. Адаптивная образовательная система школы.– М., 2002.