Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никифорова, Р. Р. Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку / Р. Р. Никифорова, Е. Н. Макаренко, С. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89721/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: нестандартные задания, роль, младшие школьники, синквейн, кластер.

Одной из первостепенных задач, стоящих в настоящее время перед образовательными учреждениями в свете развития образования, — это наделение учащихся осознанными, прочными знаниями и развитие у них самостоятельного мышления. Школа в целом, и начальная школа в частности, в первую очередь призвана формировать у младших школьников способность к самостоятельному, творческому мышлению, но при этом не менее важным аспектом выступает необходимость применения нестандартных упражнений в практике преподавания русского языка.

Итогом применения данного подхода становится активизация познавательной деятельности младшего школьника.

Применение нестандартных заданий на уроках русского языка в современной начальной школе в настоящее время приобретает все большее значение, ведь основной целью таких заданий в первую очередь является заинтересованность младших школьников к предмету путем применения на уроках яркого, необычного дидактического материала, так же как и использовании нестандартных заданий, которые вызывают интерес самими формами работы.

Следует отметить, что понятие нестандартного задания включает в себя большое разнообразие признаков, которые позволяют разграничить нестандартные задания от стандартных, традиционных, применяемых на уроках в начальной школе [2, с. 7].

Главным отличительным признаком нестандартных заданий является их творческая составляющая, способствующая развитию фантазии младших школьников, вследствие этого дети становятся более изобретательными при использовании различных языковых средств, делаются способными контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересованы в правильном выражении своих мыслей.

В числе других признаков, позволяющих отличить нестандартные задания от традиционных, можно выделить следующие:

— проявление активности и самостоятельности младшими школьниками в поиске путей и вариантов решения поставленной перед ними проблемной задачи (это может быть и как выбор одного из предложенных вариантов, так и нахождение и формулировка собственного варианта, и обоснование решения);

— нестандартные условия и виды работы;

— воспроизведение уже имеющихся знаний в незнакомых условиях, их расширение и углубление в предмет [3, с. 11].

Применение нестандартных заданий именно на уроках русского языка в начальной школе обусловлена тем, что именно языку отведена роль средства общения, он находится в постоянном развитии в свете изменяющихся условий и темпа современной жизни.

Изучая роль нестандартных заданий при обучении русскому языку младших школьников можно отметить, что такие задания помогают оживить урок, помогают сформировать у младших школьников удивление и дальнейшую заинтересованность при их выполнении, вызывают положительные эмоции и удовольствие при виде полученных результатов при выполнении заданий, а также пробуждают интерес у младших школьников не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом [3, с. 12].

Применение нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе помогают развивать мыслительные способности учащихся, связанные с творческой деятельностью школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.

В процессе применения нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе, учителю в первую очередь, необходимо понимать цели и задачи такой работы, а именно — целью нестандартных заданий является создание среды для развития творческих способностей младших школьников и повышения их интереса к учебному предмету русского языка [4, с. 9].

В начальной школе на уроках преподавания русского языка перечень нестандартных заданий может быть представлен в различных видах, это и проблемные ситуации, и онлайн-экскурсии, деловые и ролевые игры, конкурс, соревнования, инсценировки, составление синквейна, кластера и др.

Применение нестандартных видов заданий в рамках современного урока позволяет не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и проявить разнообразные творческие способности, расширить кругозор младших школьников, их умения и навыки. И, как показывают современные исследования в рамках данной проблемы, важно делать акцент на развитии творческих способностей младших школьников.

Например, при изучении однородных членов предложения, учитель может предложить ученику нарисовать в виде сказочных героев или просто человечков все знаки препинания и то, что они разделяют в предложении. Этот вид работы очень нравится младшим школьникам, так как рисование позволяет проявить творческие способности, дает возможность школьнику отдохнуть и отвлечься от урока. Но при этом и не дает повода быть вне темы урока.

Именно нестандартные задания и их применение в рамках современного урока повышают уровень заинтересованности младших школьников в предмете.

Нетрадиционные задания на уроках русского языка в начальной школе позволяют сделать изучение русского языка более доступным и увлекательным, привлечь интерес всех младших школьников к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Кроме того, нестандартные задания повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика, что обеспечивает базу для активного обучения.

Одной из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе является составление синквейна, который является одной из технологий критического мышления, активирующей умственную деятельность младших школьников через чтение и письмо. Написание синквейна является свободным творчеством, требующим от младших школьников найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения [5, с. 7].

Следует отметить, что выбранная тема для составления синквейна должна быть интересна младшим школьникам, близка и понятна. При составлении синквейна учителю необходимо продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит младшим школьникам осмыслить и запомнить материал, а также задавать им наводящие вопросы.

На своих уроках в начальной школе при применении данной формы нестандартного задания я в первую очередь обговариваю с детьми что такое синквейн, объясняю основные правила его написания, сопровождаю свои слова наглядными примерами, и только после этого объявляю тему, оговаривая время, отведенное на выполнение данной работы.

По завершении творческого процесса, младшие школьники, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Данный вид работы может служить и домашним заданием, либо в качестве примера желающий выходит к доске и пробует составить один общий синквейн. Составление синквейна может проходить как индивидуально, так и в парах. Но на практике наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из младших школьников [5, с. 8].

Неслучайно именно синквейн выбран мной как один из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе. Этот метод обучения в начальной школе универсален, область его применения широка, его можно использовать к темам любого предмета школьной программы начальной школы. Синквейн позволяет заинтересовать младших школьников, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.

Приведем пример. На уроке русского языка в начальной школе младшие школьники пробуют составить синквейн на тему: «Словарные слова».

Первая строчка синквейна — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

1. Каникулы.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.

2. Зимние, летние.

В третьей строчке с использованием глаголов младшие школьники описывают действия, относящиеся, к слову, являющемуся темой синквейна тремя словами.

3. Отдыхать, купаться, загорать.

Четвертая строка — это самостоятельное предложение, составленное младшим школьником.

4. Перерывы в занятиях в школе в течение учебного года.

Пятая строчка содержит всего одно слово, и чаще всего является синонимом к теме синквейна.

5. Отдых.

Приведем еще пример использования синквейна на уроках русского языка в начальной школе путем его составления по наглядной картинке.

Составление Синквейна по предметной картинке 1. Что это? Яблоко 2. Какое яблоко? Круглое, красное 3. Что делает яблоко? Висит, зреет, растёт 4. Составьте предложение. Я люблю сочное яблоко. 5. Подберите синоним . Фрукт

Таким образом, роль синквейна, как одной из форм нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе определяется следующим:

— открывает творческие интеллектуальные и речевые возможности младших школьников;

— гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря;

— является грамматическим инструментом, дающим возможность учителю оценить уровень усвоения младшими школьниками пройденного материала;

— носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления;

— используется для закрепления изученной темы урока;

— имеет игровую направленность.

Еще одним из видов нестандартных заданий в начальной школе, применяемым мной на уроках русского языка является составление кластера, роль которого раскрывается в эффективном запоминании изложенного материала на уроке, в проявлении творческих способностей и развитии креативного мышления младших школьников.

Использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное [3 с. 6]. Составление кластера может применяться на разных этапах урока. Приведем пример составления кластера на тему «Правописание приставок» в начальной школе. После изложения учебного материала, на этапе закрепления учитель предлагает младшим школьникам составить два кластера: 1 — в — приставка, 2 — в — предлог.

Основными видами нестандартных заданий, применяемых в своей педагогической практике при работе с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка, считаю кластер и синквейн. Их применение позволяет обобщить и нагляднее помочь закрепить младшим школьникам пройденный материал, вовлечь всех учеников в процесс урока русского языка, а также поспособствовать развитию самостоятельности и активности на уроке русского языка при изучении новых тем и закреплении пройденных, раскрыть творческие способности младших школьников.

Применение нестандартных заданий является успешным шагом в методике преподавания русского языка в начальной школе, позволяющий развить творческие способности современного младшего школьника, повысить его интерес к изучаемому предмету [4, с. 19].

Внедрение различных видов нестандартных заданий на уроках русского языка в начальной школе способствует развитию мыслительных навыков младших школьников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Технология нестандартных заданий является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования не только на уроках русского языка в начальной школе, но и в других предметных областях.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с новым материалом в рамках любой темы по русскому языку; способность выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; навык выработки собственного мнения на основе осмысления полученных знаний; умение самостоятельно заниматься своим обучением и сотрудничать, как в группе, так и индивидуально.

Литература:

  1. Антохина В. Нестандартные задания по русскому языку. Ко всем действующим учебникам. 4 класс (ФГОС). — Экзамен, 2017.
  2. Александрова Г. В. Занимательный русский язык. — М., 2004.
  3. Ванюхина А. А. Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка. — М., 2014.
  4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. — Ростов-на-Дону, 2010.
  5. Капустин Н. П. Адаптивная образовательная система школы.– М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, начальная школа, школьник, задание, урок, вид работы, слово, составление кластера, способность, младший школьник.


Ключевые слова

кластер, младшие школьники, роль, синквейн, нестандартные задания

Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе

В статье автор приводит практические примеры учебных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Методы и приемы развития критического мышления на уроках английского языка в школе

В статье автор приводит практические примеры учебных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе

В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...

Задать вопрос