Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Миннуллина, Р. Ф. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники / Р. Ф. Миннуллина, Г. А. Габдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89687/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дошкольный возраст .

Своевременное развитие речи ребенка дошкольного возраста создает благоприятные условия для наиболее полного выявления его способностей, формирования личности, свободно, творчески, уместно и адекватно пользующейся языком в различных жизненных ситуациях. Это актуализирует проблему развития связной речи ребенка как средства его самовыражения в сенситивный дошкольный период.

Речевая активность является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает с раннего возраста и которое, в свою очередь, помогает ему познать окружающий мир. После двух лет жизни, основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. В течение раннего возраста речь приобретает большое значение для психического развития ребенка. Поэтому обучение связной речи имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка положительно влияет на формирование его важных личностных качеств, таких как коммуникабельность, креативность, компетентность [4, с. 126].

Ученые исследовали разные аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста: описательный (С.Ласунова, Л.Порядченко), творческий (Л.Березовская, О.Билан, А.Богуш, Н.Гавриш), рассказы-размышления (А.Омеляненко, Н.Харченко), развитие связной речи в игровой деятельности (В.Захарченко, Н.Луцан). Важное место в системе средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста занимает мнемотехника. В дошкольной практике мнемотехнику называют по-разному. В. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. Ткаченко — предметно-схематическими моделями, Т. Большова — коллажем, Л. Ефименкова — схемой составления рассказа [1, с. 24].

Мнемотехника (с греческого — «искусство запоминания») — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, хранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов окружающей среды; эффективное запоминание структуры повествования; развитие речи детей [3, с. 5].

Одним из средств развития связной речи является рассказ по картине. В основе рассказа лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и влияет на эмоции детей, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. Роль иллюстраций доносит значимость в интеллектуальном и речевом развитии детей.

Польза мнемокартин по мнению К. Д. Ушинского [1, с. 24] в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логически и последовательно излагать свои мысли, то есть картина однозначно развивает разум и язык. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным, одному — по рисункам, другому — без рисунков — и вы оцените тогда все значение рисунков для детей. Чтобы ребенок заговорил — лучший способ показать ему красивую и яркую картинку. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы, вызванные иллюстрациями, легко запоминаются. Картине, как фактору умственного развития ребенка, должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни.

Обосновывая полезность мнемотехники, специалисты-мнемонисты отмечают, что мозг человека лучше запоминает визуальные образы, поскольку основой психических процессов является визуальное (образное) мышление, а также связи между объектами (текстом, цифрами и т. д.). Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, они могут непринужденно усвоить приемы мнемотехники и научиться осознанно их применять.

В использовании мнемотехники необходимо начинать работу с простых мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам. На первом этапе обучения (восприятия информации) зачитывается текст сказки, рассказа или стиха, выделяются его основные части. Дети рассматривают готовую таблицу и разбирают, что на ней изображено. На втором этапе (кодирование информации) с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дошкольники кодируют информацию. Третий этап — запоминание и воспроизведение информации. Пересказ сказки, составление разных видов рассказов происходит с опорой на символы.

На четвертом этапе дети создают мнемотаблицы и придумывают свои рассказы, сказки [4, с. 123]. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, определенных действий и т. д. Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Этапы работы с таблицами: рассмотрение таблицы и обсуждение изображенного на ней; превращение абстрактных символов в образы (старшая группа); перевод материала по заданной таблице. Мнемотехника помогает детям управлять процессом запоминания, способствует развитию ассоциативного и образного мышления, внимания. Использование приемов мнемотехники способствует успешному развитию связной речи детей.

Литература:

  1. Желтышева И. Е. Комплексный подход к формированию коммуникативных умений у детей, не посещающих ДОУ / И. Е. Желтышева // Дошкольная педагогика. — 2012.— № 9.— С. 23–24
  2. Климкина Е. А. Особенности овладения связным высказыванием // Культура. Наука. Интеграция. — 2015. — № 10. — С. 20–22.
  3. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.: Академия, 2003. — 230 с
  4. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. Н. — М., 2002. — 709с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, дошкольный возраст, воспроизведение информации, мнемотехника, ранний возраст, связная речь детей, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно...

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст, зрительная информация, использование приемов мнемотехники, картинка

связная речь, ребенок, тяжелое нарушение речи, использование схем, использование мнемотехники...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника

Возлеева Ю. Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста

Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс].

Обучение старших дошкольников пересказу посредством...

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста. Мнемотехника — это система методов и...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

 Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить...

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно...

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст, зрительная информация, использование приемов мнемотехники, картинка

связная речь, ребенок, тяжелое нарушение речи, использование схем, использование мнемотехники...

Рассказывание — действенное средство развития речи...

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Ключевые слова: речь, развитие речи, педагогическая технология, мнемотехника

Возлеева Ю. Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста

Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс].

Обучение старших дошкольников пересказу посредством...

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста. Мнемотехника — это система методов и...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...

 Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является

Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить...

Задать вопрос