Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Минейкина, Н. В. Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками / Н. В. Минейкина, К. П. Шибаева, А. С. Юсова, Д. С. Платонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89654/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье речь идет о важности и необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то, какими они будут, таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравственных качеств, любви к своей родине, семье играет детский сад. Важное место в нравственном воспитании играет чтение чувашских народных сказок в детском саду.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, чувашские сказки, любовь к своей Родине.

В современном мире ребёнок очень мало времени проводит со взрослыми, но огромное количество времени уделяет просмотру телевизора, компьютера и телефона. В связи с этим мы все чаще стали наблюдать примеры детской агрессии, жестокости по отношению друг другу. У детей отсутствует представление о нравственных качествах: о справедливости, доброте, милосердии.

Одна из форм воспитания и обучения подрастающего поколения является сказка. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника» — писал Сухомлинский В. А.

Именно в чувашских сказках главными нравственными ценностями является любовь к своей родине, трудолюбие, правдивость, честность. Чувашские сказки, детей младшего дошкольного возраста, учат простым мудростям: жить дружелюбно, быть терпеливым, преодолевать жизненные трудности не одному, а вместе сообща.

Сказка является одним из эффективных способов развития речи у детей и играет огромную роль в формировании личности ребенка.

Цель проекта: развитие интереса детей к чувашским народным сказкам, создание условий для активного использования этих сказок в деятельности детей.

Задачи проекта:

  1. дать детям представление о чувашских народных сказках;
  2. обогащать словарный запас детей, повысить выразительность речи;
  3. развивать мышление, воображение;
  4. развивать умение отличать, как хорошее, так и плохое и в жизни и в сказках;
  5. повысить у родителей педагогическую компетентность в воспитании детей младшего возраста, используя устное народное творчество.

Участники проекта:

  1. Дети второй группы раннего возраста — непосредственные участники проекта.
  2. Воспитатель реализует проект. Дает информацию родителям об изменениях и результатах, которые смогли достичь их дети. Готовит для группы пособия, материалы, которые необходимы для реализации проекта.
  3. Родители воспитанников — активно взаимодействуют и сотрудничают с педагогами при проведении и организации мероприятий, которые запланированы в рамках реализации проекта.

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выбор темы, формулировка целей и задач, реализация проекта.

2. Подбор и систематизация методической литературы.

3. Подбор наглядных и дидактических пособий.

4. Подбор литературы

5. Составление рекомендаций для родителей

С детьми:

1. Просмотор иллюстраций, картинок и карточек к сказкам.

2. Беседа «Какие сказки я знаю»

3. Знакомство со сказками «Сармантей», «Лиса — плясунья» «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Пукане», «Мост Азамата»

4. Проведение занятий по лепке и рисованию по выбранной теме.

5. Загадывание загадок по сказкам.

6. Инсценировка сказок.

7. Прослушивание звукозаписей сказок на чувашском языке.

С родителями:

1. Проведение анкетирования с родителями «Какую роль играет сказка при воспитании ребенка»

2. Консультация «Что и как читать дома детям»

1. Оформление книжного уголка в группе.

2. Изготовление дидактических игр по ч сказкам.

3. Проведение повторной беседы с детьми.

4. Оформления театрализованного уголка

5. Подведение итогов.

6. Подготовка презентации.

7. Награждение семей, которые приняли активное участие в проекте.

Ожидаемые результаты

  1. Ознакомление детей с чувашскими народными сказками.
  2. Повышенный интерес у детей к рассказыванию сказок.
  3. Через имитацию образа героев сказок дети учатся различать, где добрые, а где злые поступки; эмоции и научатся понимать чувства других.
  4. Повысится количество детей с развитой речью и увеличенным словарным запасом.
  5. Увеличение интереса у родителей к совместному чтению с детьми, к участию вместе в различных конкурсах, проектах.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Привлечение к реализации проекта всех семей.
  2. Представление опыта реализации проекта среди различных педагогических сообществ.

Также ведется работа по изучению чувашского языка с воспитанниками. Ведь даже наш знаменитый чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил: «Берегите родных людей и родной язык». Чуваши всегда почитали свой язык и свою семью. Хочется сделать вывод, что каждый человек должен гордиться, любить и оберегать свою родину, свою Отчизну, свой язык, свои сказки, свою культуру.

Литература:

  1. Андреева Н. Н. Воспитание чувашской народной сказкой //Народная школа. — 2019. — № 5–6.
  2. Г. Н. Волков «Асанне калавěсем», («Бабушкины рассказы») Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015, -40с.
  3. Сидорова Л. А., Максимова О. Г. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. — Чебоксары, 2019.
  4. Чувашские сказки и легенды. Перевод Семена Шуртакова. — Чебоксары, 2016.
  5. Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2016. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, реализация проекта, детский сад, нравственное воспитание, подрастающее поколение, родитель, чувашский язык.


Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание, чувашские сказки, любовь к своей Родине

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной...

Основу нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению татарских просветителей, составили: народная педагогика, этнопедагогика семьи, семейное и общественное воспитание. Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт...

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. сказка, фантазия — это ключик, с

Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к...

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования...

В нашем детском саду № 79, как и во многих других садах, вместе воспитываются дети разных

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из

Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать...

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление...

ребенок, сказка, семья, нравственное воспитание ребенка, педагог, подрастающее поколение, рассказывание сказки, родитель, семейное воспитание. Похожие статьи. Семья — основа духовно-нравственного становления...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали знакомство с ними.

Вместе с родителями устраиваем выставки творческих работ детей и родителей: «Наши любимые

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Реализация педагогического проекта предусматривает включение в него ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта

Активными участниками реализации проекта были родители.

5. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду».

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

Коллектив детского сада стал искать более эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном воспитании дошкольника.

Через весь проект прошла красной нитью связь поколений. Нравственный аспект этого проекта огромен...

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной...

Основу нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению татарских просветителей, составили: народная педагогика, этнопедагогика семьи, семейное и общественное воспитание. Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт...

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. сказка, фантазия — это ключик, с

Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к...

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования...

В нашем детском саду № 79, как и во многих других садах, вместе воспитываются дети разных

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из

Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать...

Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление...

ребенок, сказка, семья, нравственное воспитание ребенка, педагог, подрастающее поколение, рассказывание сказки, родитель, семейное воспитание. Похожие статьи. Семья — основа духовно-нравственного становления...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность

Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали знакомство с ними.

Вместе с родителями устраиваем выставки творческих работ детей и родителей: «Наши любимые

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Реализация педагогического проекта предусматривает включение в него ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта

Активными участниками реализации проекта были родители.

5. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду».

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

Коллектив детского сада стал искать более эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном воспитании дошкольника.

Через весь проект прошла красной нитью связь поколений. Нравственный аспект этого проекта огромен...

Задать вопрос