Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 1223 раза

Библиографическое описание:

Жукова, В. В. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации / В. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89626/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы прокуратуры, нормативно правовой акт, формы взаимодействия.

В наше время меняется подход в области организации прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления, укрепляется межведомственное взаимодействие.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью муниципальных нормативных правовых актов, с акцентом на превентивную работу с проектами таких актов.

Вместе с муниципалитетами прокуроры участвуют в процессе нормотворчества, инициируют разработку и принятие правовых актов, проводят их антикоррупционную экспертизу.

К взаимодействию между органами местного самоуправления и органами прокуратуры следует отнести:

— участие в заседаниях органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов;

— проведение рабочих групп, совещаний и семинаров по правовым вопросам;

— подготовка информационных писем о внесении изменений в законодательство;

— осуществление прокурорами права нормотворческой инициативы;

— внесение отдельных предложений в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления;

— разработка проектов модельных правовых актов;

— принятие муниципальных нормативных правовых актов;

— направление информации в органы местного самоуправления о факте несоответствия проекта НПА требованиям законодательства.

В процессе практической деятельности возможно применение и других форм взаимодействия, которые не будут противоречить требованиям законодательства.

Важным недостатком можно считать наличие пробелов в области обеспечения законности принимаемых органами местного самоуправления правовых актов, недостаток интереса с их стороны в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры, что приводит к принятию противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов.

Положения, предусматривающие порядок направления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и принятых нормативных правовых актов часто установлены в муниципальных правовых актах. Но, исходя из того, что до сих пор на уровне законодательства не установлена обязанность местных органов власти по предоставлению в прокуратуру нормативных правовых актов и их проектов для проведения экспертизы, органы местного самоуправления могут и не предусмотреть необходимость направления оных прокурору. Кроме того, законодательно не закреплено обязательное устранение органами местного самоуправления замечаний, направленных прокуратурой.

Законодатель предусмотрел возможность оспаривания прокурором в судебном порядке только действующих нормативных правовых актов или ненормативных правовых актов. Данная возможность закреплена в Кодексе административного судопроизводства РФ и Арбитражном процессуальном кодексом РФ.

В случае же отказа органов местного самоуправления от исполнения требований об устранении замечаний прокурора и изменению проекта нормативного правового акта, оспаривание проектов нормативных правовых актов в судебном порядке не предусмотрено.

Представляется, что в данном случае необходимо устранить правовой пробел и предусмотреть право прокурора оспорить также проект нормативного правового акта в судебном порядке.

Немало ученых-юристов слоняются к мнению о возможности улучшения взаимодействия между органами местного самоуправления и прокуратурой посредством заключения соглашений о взаимодействии.

К примеру, доктор юридических наук, профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О. Е. Кутафина С. Х. Джиоев в своей статье «Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров» указывает, что в целях улучшения взаимодействия в сфере обеспечения законности нормативных правовых актов, обеспечения полноты правового регулирования и создания единого правового пространства также необходимо внедрить во всех муниципальных образованиях оправдавший себя в некоторых субъектах Федерации опыт заключения прокуратурой с главами муниципальных образований соглашений о взаимодействии. В них должны быть отражены в том числе положения, обеспечивающие представление прокурору всех проектов муниципальных нормативных актов до их принятия, а также в течение установленного в соглашении срока уже принятых актов для изучения на предмет соответствия действующему законодательству [5] .

Рассматривая данную точку зрения и принимая во внимание то, что единых требований, которые устанавливают порядок заключения таких соглашений нет, все же стоит сконцентрировать внимание именно на законодательном закреплении порядка взаимодействия между органами местного самоуправления и органами прокуратуры.

Очевидно, что существует необходимость совершенствование механизмов взаимодействия между органами местного самоуправления и органами прокуратуры.

Представляется необходимым законодательно закрепить обязанность направления органами местного самоуправления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ((ред. от 30.12.2020)) // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 20.02.2020) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс»: база законодательства;
  4. Потапова Л. В. Некоторые вопросы прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. N 3. С. 359–361;
  5. Джиоев С. Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. N 8. С. 40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, акт, орган прокуратуры, орган, судебный порядок, действующее законодательство, нормативный правовой акт, прокуратура проектов, требование законодательства, форма взаимодействия.


Ключевые слова

местное самоуправление, формы взаимодействия, органы прокуратуры, нормативно правовой акт

Похожие статьи

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

 Интенсивное обновление федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления требуют повышения качества принимаемых правовых актов, укрепления взаимодействия органов прокуратуры с муниципальными властями...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

В Калужской и Смоленской областях заключены соглашения между органами местного самоуправления и прокуратурой о взаимодействии, в которых предусмотрены условия и порядок предоставления проектов нормативных правовых актов в органы прокуратуры.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, акт, действующее законодательство, муниципальное нормотворчество, муниципальный правовой акт, нормотворчество органов, общий принцип организации, Проблема нормотворчества...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления организован Асиновским городским прокурором Томской области с использованием средств межведомственного взаимодействия. Проекты нормативных правовых актов (далее...

Участие прокуратуры в нормотворчестве | Статья в журнале...

местное самоуправление, правотворческая деятельность, акт, орган прокуратуры, орган, антикоррупционная экспертиза, прокурор, правовая экспертиза, РФ, федеральное законодательство.

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры...

Эффективной формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности является подготовка проектов модельных правовых актов или информационных писем о необходимости принятия или приведения в соответствие федеральному законодательству нормативных...

местное самоуправление, городская прокуратура, акт...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение

Целенаправленность как антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, так и всей деятельности органов прокуратуры...

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности...

Участие органов прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает все большее значение и способствует повышению качества региональной нормативной правовой базы.

орган прокуратуры, местное самоуправление, правовое...

Проекты муниципальных правовых актов принимаются с определенной целью, на достижение которой и направлено их принятие и

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт...

Похожие статьи

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

 Интенсивное обновление федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления требуют повышения качества принимаемых правовых актов, укрепления взаимодействия органов прокуратуры с муниципальными властями...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

В Калужской и Смоленской областях заключены соглашения между органами местного самоуправления и прокуратурой о взаимодействии, в которых предусмотрены условия и порядок предоставления проектов нормативных правовых актов в органы прокуратуры.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, акт, действующее законодательство, муниципальное нормотворчество, муниципальный правовой акт, нормотворчество органов, общий принцип организации, Проблема нормотворчества...

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов...

Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления организован Асиновским городским прокурором Томской области с использованием средств межведомственного взаимодействия. Проекты нормативных правовых актов (далее...

Участие прокуратуры в нормотворчестве | Статья в журнале...

местное самоуправление, правотворческая деятельность, акт, орган прокуратуры, орган, антикоррупционная экспертиза, прокурор, правовая экспертиза, РФ, федеральное законодательство.

Некоторые проблемы участия органов прокуратуры...

Эффективной формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности является подготовка проектов модельных правовых актов или информационных писем о необходимости принятия или приведения в соответствие федеральному законодательству нормативных...

местное самоуправление, городская прокуратура, акт...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение

Целенаправленность как антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, так и всей деятельности органов прокуратуры...

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности...

Участие органов прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает все большее значение и способствует повышению качества региональной нормативной правовой базы.

орган прокуратуры, местное самоуправление, правовое...

Проекты муниципальных правовых актов принимаются с определенной целью, на достижение которой и направлено их принятие и

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, представительный орган, действующее законодательство, акт...

Задать вопрос