Применение реактивных снарядов в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Крючков, Я. В. Применение реактивных снарядов в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны / Я. В. Крючков, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89612/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассказывается о боевом применении советскими летчиками в начале Великой Отечественной войны реактивного вооружения в воздушных боях с немецкими самолетами. Используя опубликованные воспоминания советских асов приведены примеры применения реактивных снарядов в конкретных боевых ситуациях. Рассмотрены боевая эффективность РС в воздушных боях и причины их снятия с вооружения весной 1942 года.

Ключевые слова: реактивный снаряд самолёт, истребитель, воздушный бой, Великая Отечественная война.

Протекание современного воздушного боя характеризуется высокой скоротечностью и дистанцией между противоборствующими самолетами. Это обусловлено использованием как основного средства поражения ракет различных типов, например: крылатых, управляемых или неуправляемых. Простые и крупнокалиберные пулеметы, авиационные пушки заменили НУРСы, ракеты воздух-воздух или воздух-поверхность. Начало становления ракет и реактивных снарядов началось в девятнадцатом веке, а вначале двадцатого века вышло в фазу активного развития. На полях Советско-японского конфликта на р. Халхин-Гол, в Советско-финляндской войне, а главное в Великой Отечественной войне широко применялись реактивные снаряды (РС). Их разнообразие обуславливалось различными калибрами и назначением, принципами срабатывания взрывателей. Основными были: РС-82; РС-132; РБС-132 (бронебойный) и РОФС-132 (осколочный). В данной работе мы постараемся отразить применение реактивных снарядов, а именно РС-82, в воздушных боях.

В тридцатые годы прошлого столетия воздушный бой становился более скоротечным в результате конструктивных изменений самолетов и высокому улучшению показателей авиационных двигателей. Живучесть самолетов в бою становилась выше, вследствие чего эффективность малокалиберных пулеметов (которые в основном и использовались в авиационной технике Советского Союза) падала. Крупнокалиберные пулеметы, разработанные на тот момент, проходили испытания, и не стояли на вооружении, имея ряд технических недостатков, аналогично с авиационными пушками. В результате советские инженеры предложили использовать в авиации реактивные снаряды (РС-82) имевшие ряд преимуществ, таких как, дешевизна в производстве, возможность использовать их на всех типах авиапарка СССР, в том числе на устаревших моделях, а главное возможность их использования, как по воздушным, так и по наземным целям.

На испытаниях реактивные снаряды хорошо зарекомендовали себя, но требовалось их испытание в условиях боевых действий. Впоследствии такая возможность представилась. В 1937 году в докладе профессора Петрова, впервые были изложены основы статистической теории воздушной стрельбы с применением ракетного оружия.

Во время Советско-японского вооруженного конфликта в 1939 г. на реке Холхин-Гол капитану Н. И. Звонареву было поручено в обстановке строжайшей секретности собрать группу летчиков, из обученных к применению реактивных снарядов, к отправке на дальний восток. Группа была направлена для проверки эффективности реактивного оружия в условиях боя, в вооруженном конфликте между Красной армией и японскими войсками [1, с. 742].

20 августа 1939 г. состоялось первое в истории применение РС-82 в Монголии, близ озер Узур-Нур и Яньху. Японская авиация пыталась подойти к советскому и монгольскому командным пунктам с задачей их уничтожить. Японцами было задействовано порядка десяти бомбардировщиков (тип «96») и, около, сорока истребителей сопровождения (тип «97»). Группа советских истребителей И-16 под командованием капитана Звонарева атаковала противника реактивными снарядами РС-82, впоследствии названными наблюдателями с земли «огненные стрелы», после чего два вражеских истребителя «тип 97» разваливаясь в воздухе, рухнули вниз.

В различной литературе по-разному описывается первый воздушный бой с применением реактивных снарядов РС-82, но факт в том, что группа Звонарева впервые 20 августа 1939 г. применила против японцев новейшее советское вооружение, и применила его успешно, поразив не один вражеский истребитель. За все время применения РС-82 в период ведения боевых действий на реке Холхин-Гол по разным данным было сбито от 13 до 15 боевых самолетов противника, со статистическим расходом боеприпасов на цель от 22 до 32 РС-82.

В предвоенные годы командование Красной армии планировало дальнейшее развитие реактивного вооружения в авиационных частях. И для этого применялись постановления о вооружении истребителями и штурмовиков различных типов реактивными снарядами, но из-за командно-штабных перестановок и затяжкой решения по этому вопросу, на момент начала войны план в полном объеме выполнить не удалось. На момент 1941 г. подразумевалось в первую очередь применение РС-82 по самолетам противника в воздушных боях. В частях отрабатывались вопросы по групповому и одиночному их применению, высоты, углы обстрела и дистанция, обеспечивающая более точное прицеливание и исключения возможности поражения своего самолета, по причине большого разлета осколков [1, с. 756].

Для применения РС-82 по воздушным целям их снабжали дистанционными трубками АГДТ-А-РС-82, так как точность попадания была далека от идеала, но в условиях боя возможно все. В этом случае РС-82, оснащенные контактными взрывателями АМ-А-РС-82, пускались в сторону противника, и успех их применения обуславливался морально-психологическом давлением на вражеских летчиков. Благодаря реактивному вооружению морально устаревшие и тихоходные, но одновременно очень маневренные истребители И-5, И-15, И-15бис, И-153 «Чайка» и И-16 успешно противостояли более современным воздушным аппаратам противника, таким как Ме-109 (или Bf-109).

Тактика применения РС-82 против самолетов противника была заключена в поражении групп бомбардировщиков одновременным залпом сразу со всех машин, после чего строй противника разрушался, а с ним и взаимная оборона, а несколько машин загорались и, разваливаясь, падали на землю. По истребителям и штурмовикам чаще всего стреляли одиночные самолеты, выходя в заднюю полусферу и поджигая противника при попытке уйти или развернуться.

Далее хотелось бы привести примеры применения РСов из книг советских летчиков-асов, авторами которых они являются.

Старший лейтенант Константин Дмитриевич Денисов впоследствии генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, в своей книге «Под нами Черное море» описал один из случаев применения РС-82. 17 декабря 1941 г. немецкие войска во второй раз предприняли попытку штурма Севастополя. После обеда погода улучшилась, и в воздух поднялись бомбардировщики противника, а как следствие и советские истребители. Группа из восьми Ju-88 была атакована четырьмя истребителями залпами по 4 РC-82, которые разметали противника и подбили один самолет «Ю-88 тут же в беспорядке сбросили бомбы…, а один «юнкерс» запылал и рухнул в воду…» [2, с. 110].

Это один из наиболее частых вариантов применения РС-82, который обеспечивал наиболее точное попадание по противнику снаряда, а также обеспечивал сильное психологическое давление на немецких пилотов. Стрельба РС-82 с истребителей велась или по одному снаряду или залпом по два или четыре снаряда, так как большее количество выпускать было запрещено, по той причине, что обшивка самолета сильно страдала, а также влияла на сам самолет, у которого мог заглохнуть двигатель или самолет сам мог перевернуться в воздухе.

Далее автор говорит, что по возвращению на аэродром самолеты дозаправлялись, пополнялись боекомплекты пулеметов, а под крылья вешались новые РС-82. После чего самолет вновь вылетал на боевые задания. Это говорит о том, что в некоторых авиационных частях реактивные снаряды были с самого начала войны.

Другой ас Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, описал несколько случаев применения РС-82 в воздушных боях по самолетам противника в своей книге «Познать себя в бою». Хотелось бы проиллюстрировать эти случаи. Надо отметить, что Покрышкин, с самого начала войны вел боевые действия на современном, высотном истребителе МиГ-3, чем и обуславливалась его тактика.

В один из дней на аэродром, где базировался 9-й гвардейский истребительный полк, в котором служил Покрышкин, попытались совершить налет три Ju-88. Спешно поднявшись в воздух на своем МиГ-3, советский летчик настиг противника сзади и с высоты атаковал ведущего из пулеметов. Вспомнив про реактивные снаряды, выпустил пару один за другим. Первый прошел мимо цели, а второй взорвался, попав прямо в самолет противника. Экипаж покинул загоревшийся Ju-88, а оставшиеся два бомбардировщика скинув бомбы в воду и отступили [3, с. 124]. Здесь продемонстрирована излюбленная и разработанная самим Покрышкиным тактика внезапного удара по противнику с высоты пулеметным и реактивным огнем.

Следующий описанный случай произошел в районе переправы Каховки, когда пилот проводил патрулирование, наблюдая за местностью. Заметив четыре немецких бомбардировщика Ju-88, направлявшихся к переправе, им было принято решение добиться преждевременного сброса бомб противником. Нанеся «соколиный удар» с применением реактивных снарядов и пулеметов, ему удалось подбить ведущего. Ведомые свои бомбы сбросили в поле, а не на переправе. Задача была выполнена [3, с. 130]. Это один из наиболее частых случаев атаки бомбардировщиков РС-82, что автор и подтверждает словами: «Важно то, что сброшенные бомбы упали в стороне от объекта. А это уже победа…».

Далее опишу случай применения реактивных снарядов Покрышкиным по Ме-109. Не далеко от Орехово, заходя на штурмовку автоколонны, Покрышкин заметил отсутствие напарника, которого преследовали два Ме-109. Нагнав противника, ас совершил два выстрела РС-82 с большой дистанции, что не дало желаемого результата, но удалось напугать ведомого Ме-109, рядом с которым и прошли в опасной близости реактивные снаряды, а ведущий впоследствии был добит пулеметным огнем [3, с. 149]. Страх перед реактивными снарядами сделал свое дело, и противник отступил, и это помогло спасти жизнь молодого пилота.

Следующий случай описывает применение РС-82 против итальянских самолетов «Macchi». Хоть Покрышкин лично с самолетами противника в бой не вступал, он очень хорошо описал, являясь наблюдателем. Планировалась штурмовка войск противника шестеркой И-16 и тройкой МиГ-3 в районе Чистякова. Внезапно двенадцать итальянских истребителя «Macchi» попытались отрезать часть советских самолетов и атаковать их. Первыми развернулись И-16 и пустили около десяти РС-82 в плотно сомкнутый строй итальянцев, поле чего несколько из них упали, а остальные изменили направление и ушли. После этого случая, как пишет Покрышкин, в боях с «Macchi» он не встречался и не участвовал, так как они обходили стороной советские самолеты [3, с. 197]. Этот случай очень похож и практически повторяет применение РС-82 против японских самолетов.

Дважды Герой Советского Союза Григорий Алексеевич Речкалов — один из самых результативных пилотов Советского Союза. Последние исследования говорят о том, что ас был недооценен и уступает всего один сбитый самолет Кожедубу. Что примечательно, своего первого немца Речкалов сбил именно с применением РС-82, о чем он пишет в книге «Пылающее небо войны».

26 июня 1941 года при обороне города Бельцы летчики истребительного полка на И-153 вылетели для штурмовки наступающих колонн немецкой армии. После успешной атаки Речкаловым по немецкому танку, он сам попал под удар Ме-109. Речкалов отбился от своей группы И-153, которая ввязалась в бой с группой мессеров, и так, как был один, то стал хорошей целю. Два Ме-109 обстреливали Речкалова, который пытался выйти им в хвост. Он вспоминал, что взрыватели на РС-82 установлены на дистанцию шестисот метров, и, определив нужный момент, выпустил сразу два реактивных снаряда. Все было сделано правильно. Самолет противника загорелся и упал [4, с. 189]. Из этого отрывка видно, что при противоборстве в воздухе РС-82 успешно применялись, и были мощным поражающим фактором, увеличивающим боевые характеристики старых И-153.

Другой случай применения РС-82 в воздушном бою Речкалов наблюдал со стороны, не успев перехватить противника. Во время воздушного боя с Ju-88 и при штурмовых ударах по войскам противника, Речкалов намеревался нанести удар по самолету противника, но был опережен своим товарищем Иваном Зыбиным, который быстро атаковал противника залпом РС-82, и как пишет про это сам Речкалов, «срезал фашиста» [4, с. 219].

Следующий бой произошел при прикрытии советских войск. Группа Ju-88 двигалась в сторону Кишинева, угрожая тяжелым бомбовым ударом. Группа истребителей, которую вел Речкалов, быстро атаковала противника. Вторая атака была произведена ракетами сверху, после чего фашисты, развернувшись, стали уходить [4, с. 280].

Ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Федорович Голубев в своей книге «Крылья крепнут в бою» несколько раз пишет о случаях применения РС-82 в воздушных боях. Хотелось бы этими случаями проиллюстрировать применение данного средства поражения.

В октябре 1941 года, недалеко от места Гангут, три немецких Henkel-126 и Ju-88 наносили удары по сухопутным подразделениям Красной армии. Звено И-16 отразили немецкую атаку и шесть фашистских самолетов стали уходить. Голубев, выбрав один из Ju-88, зашел в заднюю полусферу, и на дистанции около четырехсот метров произвел залп двумя РС-82, а после, когда пулеметчики были поражены реактивными снарядами, добил противника пулеметным огнем [5, с. 98]. Здесь видно, что дистанционное срабатывание РС-82 не всегда выводило немецкие самолеты из строя, лишь поражая личный состав и пробивая корпус, после чего приходилось добивать врага пулеметным или пушечным огнем.

24 октября 1941 года, у острова Ханко, Голубев вместе с Татаренко атаковали две финские «Чайки» (И-153), вероятно выполнявших разведку. Голубев, поразил противника сразу двумя РС-82. «Один разрыв между верхней и нижней плоскостью, второй — метрах в пяти сзади.»... Самолет развалился в воздухе, а второй, преследуемый Татаренко, ушел под прикрытие зениток, но с поврежденным мотором [5, с. 101]. В этом отрывке видно, что взрыв РС-82 мог вызвать полное уничтожение самолета в воздухе.

3 декабря 1941 года под Кобоной у западного участка «дороги жизни» завязался воздушный бой звена советских И-16 с четырьмя Ме-109. Один из советских самолетов атаковал пару «мессеров». Вторая пара немцев тоже понесла потери, а оставшиеся целыми два Ме-109 вышли из боя, передав шестерке Ju-88 о встрече с советскими самолетами. Бомбардировщики Ju-88 сбросив без прицела бомбы, ушли [5, с. 127]. Психологический фактор применения РС-82 оказал влияние на немецких пилотов, которые поспешно покинули район боевых действий.

В одном из воздушных боев Голубев применил сразу четыре РС-82 по фашистскому Ме-109. Сразу уничтожить немецкий самолет не вышло, но рулевой механизм был выведен из строя и самолет стал совершать петлю за петлей. Во время одной из петель немецкий истребитель зацепился за деревья и разбился [5, с. 175]. Здесь также видно, что взрыв РС-82 не вывел самолет противника из строя, но испортил один из его механизмов.

В другом воздушном бою, описанном Голубевым, свидетелем которого он был, летчик Кузнецов, отгоняя вражеские Ме-109, применил четыре РС-82 и заставил их уйти вниз. Немцы, опасаясь повторения залпов, ушли на большую дистанцию. Мы видим, что на протяжении войны немецкие пилоты опасались спуска РС-82, что и играло большую роль в морально-психологическом давлении на противника во время воздушных боев [5, с. 179].

Еще один случай описывает применении (РС-82) по (Henkel-126). У деревни Липки орудовал вражеский корректировщик огня (Henkel-126), корректирующий огонь немецкой артиллерии. Он был с ходу атакован летчиком Овчинниковым, который ведя огонь реактивными снарядами и пулеметным огнем, поджег противника, который впоследствии упал на лед Ладожского озера [5, с. 182].

Вот следующий случай применения РС-82, описанный Голубевым. С юга шла большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей. На встречном курсе И-16 атаковали противника. Голубев совершил настолько удачно пуск РС-82, что противник потерял сразу два летевших рядом самолета. В результате немцы сбросили бомбы на своей территории и развернули самолеты на обратный курс [5, с. 189].

Все описанные советскими летчиками случаи применения РС-82 касаются первой половины Великой Отечественной войны, так как впоследствии началось перевооружение авиапарка СССР на новые самолеты, которые имели крупнокалиберные пулеметы и авиационные пушки, вследствие чего смысл использования РС-82 терялся, но самолеты все равно имели возможность установки на них реактивных снарядов.

Точку в применении РС-82 в истребительной авиации поставило постановление ГКО № 1721 «Об истребителях». Оно было подписано Сталиным 10 мая 1942 года. В нем утверждалось, что РС-82 и направляющие для их пуска отнимают у истребителей в скорости до тридцати километров в час, и это приводило к тому, что бои с новыми самолетами фашистов протекали неуспешно. Далее было указано, чтобы новые истребители Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3 выпускались без пусковых установок под РС-82. А также было указано о снятии с Як-1, Як-7, ЛаГГ-3 и МиГ-3 ранее установленных пусковых установок для РС-82 [1, с. 806].

Хоть РС-82 в истребительной авиации больше не применялось, но в штурмовой и бомбардировочной авиации их применение продолжалось.

РС-82 хорошо зарекомендовал себя. Впоследствии реактивные снаряды и ракеты стали основным средством поражения в авиации и современный воздушный бой без них невообразим.

Литература:

  1. Резниченко С. Н. Реактивное вооружение советских ВВС 1930–1945 гг. М.: Бедретдинов и Ко, 2007. 1056 с.
  2. Денисов К. Д. Под нами — Черное море. М.: Воениздат, 1989. 320 с.
  3. Покрышкин А. И. Познать себя в бою. М.: ДОСААФ, 1986. 511 с.
  4. Речкалов Г. А. 1941. Пылающее небо войны. М.: Яуза; Эксмо, 2009. 480 с.
  5. Голубев В. Ф. Крылья крепнут в бою. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1984. 253 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самолет противника, самолет, снаряд, Советский Союз, бой, Великая Отечественная война, воздушный бой, один, противник, истребитель.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, реактивный снаряд самолёт, истребитель, воздушный бой

Похожие статьи

Применение ракетного вооружения в советских ВВС в годы...

Но еще во время Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Советского Союза использовались реактивное оружие. Оно хорошо проявило себя на море, земле и в воздухе. В авиации реактивные снаряды применялись в воздушных боях, а также для ударов по наземным целям. Они дали толчок в развитии авиационного вооружения и сформировали новые тактические приёмы применения авиации.

Одно из самых широких применений реактивные снаряды нашли в истребительской авиации. Наряду со штурмовиками Ил-2, для штурмовых действий использовались истребители И-153, И-16, а также разведывательные самолеты Р-5.

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

Воздушная эпопея Великой Отечественной войны. Бой под Моздоком 25 августа 1942 года. Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы подвига. Лётчиков-истребителей называли «сталинскими соколами» за отвагу, бесстрашие, беспримерное мужество. В первые дни войны были разбиты аэродромы-подскоки, погибло много лётчиков.

Три пилота вступили в неравный бой с самолетами прикрытия, вторая тройка Яков пошла в атаку на бомбардировщики. Выбрав черную тяжелую машину, которая простерла прямо над его головой синие и алые тропы трассирующих пуль, Сурнев Н.Г, сделав горку, открыл огонь. Машина противника резко пошла на снижение.

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Но начавшаяся Великая Отечественная война привнесла свои коррективы. Значительные потери машин бомбардировочной авиации в самом начале боевых действий почти не дали возможности применять их для осуществления транспортных целей.

В начальном этапе войны нехватка транспортных самолетов послужило главной причиной неудач в ходе десантирования войск в период контрнаступления советских войск под Москвой в начале 1942 г. В начале января 1942 г., в ходе

Еще одной значительной воздушно-десантной операцией в годы Великой Отечественной войны считается Днепровская воздушно-десантная операция, осуществленная советским командованием для оказания помощи войскам Воронежского...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

 Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС. В ходе преобразования ВВС главной задачей является поиск целесообразной структуры объединений ВВС, а также выявление статуса объединений ВВС, с помощью которых применения боевых возможностей ВВС будет

Рис. 2. Типы самолетов во время ВОв. ВВС включала в себя 27 различных типов машин, а с учетом модификаций моторов и вооружения — до 70. Это затрудняло эксплуатацию авиатехники в частях, усложняло ее снабжение и ремонт.

Боевой путь 889 Новороссийского ночного... | Юный ученый

— Если три самолета улетали, только один возвращался. И мы, подвешивая бомбы на «кукурузники», писали на снарядах имена этих летчиков, считая, что эти бомбы обязательно попадут в цель, и живые пилоты отомстят за погибших ребят. Воспоминания о войне помогают нам проникнуться настроением того времени, понять те чувства и эмоции, которые переживали защитники нашей страны в огненные годы войны.

В соответствии со справкой Центрального архива министерства обороны СССР младший сержант Полищук Ефросинья Александровна демобилизована в запас 12 июля 1945 года с выдачей денежного вознаграждения и установлением срока службы в Великой Отечественной войне 3 года и 14 дней.

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

За бои на Курской дуге звания Героя Советского Союза было удостоено 234 воина из них 31 — истребители. За весь период Великой Отечественной войны 1744 артиллеристов — Героев Советского Союза, из них 453 человека воевали в истребительно-противотанковых подразделениях Резерва Верховного Главнокомандования. Не каждый воин мог занять место истребителя. Прежде чем занять должность орудийного номера — наводчика, установщика, истребитель танков — должен беспрекословно подчиняться требованиям командира орудия и также беспрекословно их исполнять. Основная задача истребительно-противотанковой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования уничтожение танков.

Великая Отечественная война , Советский Союз...

Его армия, пробив оборону противника, выдвинулась вперед, но была отрезана танками и взята в кольцо. Однако, в течение 60 дней его группа совершала диверсии, уничтожая технику и живую силу противника. Сорок третья армия пыталась помочь, организовав коридор для выхода армии Ефремова. Однако гитлеровцы не давали им уйти.

Первой женщиной, которая получила звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, была Зоя Космодемьянская. Отучившись в школе диверсантов, она в составе партизанского отряда минировала дороги и разрушала узлы связи противника под Волоколамском. Ей было 18, когда она попала в плен.

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои...

Известен случай, когда во время боя самолет Л. Литвяк был подбит, и ей пришлось приземлиться на территории, оккупированной немецкими войсками. Гитлеровцы попытались взять ее в плен, но она отчаянно отстреливалась из личного оружия. В это время пролетавший в том же направлений летчик-штурмовик открыл огонь, заставив немцев отступить, затем он

С первых дней Великой Отечественной войны Соломатин принимал участие во всех решающих воздушных сражениях на Юго-Восточном фронте. 9 марта 1942 года в составе боевой семерки он с однополчанами атаковали 25 вражеских самолетов, уничтожив 7 из них. В этом же бою им лично был сбит Messerschmitt Bf. 109. К началу 1943 года Алексей Соломатин совершил 266...

Герои Десятого десантного батальона (75-летию освобождения...)

Одними из первых в бой с захватчиками вступили местные ополченские формирования и жители города. Впоследствии генерал М. Ф. Лукин напишет: «Нельзя не отметить героического поведения гражданского населения Смоленска. Батальоны милиции и добровольцев из жителей города с оружием в руках дрались вместе с армией, защищая свой родной город.

Война-это краткое затишье и погибшие. Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей... Подмосковье в годы Великой Отечественной войны. В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Штаб 20-й армии, которая вела бои на этом направлении, располагался в одной из квартир.

Похожие статьи

Применение ракетного вооружения в советских ВВС в годы...

Но еще во время Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Советского Союза использовались реактивное оружие. Оно хорошо проявило себя на море, земле и в воздухе. В авиации реактивные снаряды применялись в воздушных боях, а также для ударов по наземным целям. Они дали толчок в развитии авиационного вооружения и сформировали новые тактические приёмы применения авиации.

Одно из самых широких применений реактивные снаряды нашли в истребительской авиации. Наряду со штурмовиками Ил-2, для штурмовых действий использовались истребители И-153, И-16, а также разведывательные самолеты Р-5.

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

Воздушная эпопея Великой Отечественной войны. Бой под Моздоком 25 августа 1942 года. Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы подвига. Лётчиков-истребителей называли «сталинскими соколами» за отвагу, бесстрашие, беспримерное мужество. В первые дни войны были разбиты аэродромы-подскоки, погибло много лётчиков.

Три пилота вступили в неравный бой с самолетами прикрытия, вторая тройка Яков пошла в атаку на бомбардировщики. Выбрав черную тяжелую машину, которая простерла прямо над его головой синие и алые тропы трассирующих пуль, Сурнев Н.Г, сделав горку, открыл огонь. Машина противника резко пошла на снижение.

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной...

Но начавшаяся Великая Отечественная война привнесла свои коррективы. Значительные потери машин бомбардировочной авиации в самом начале боевых действий почти не дали возможности применять их для осуществления транспортных целей.

В начальном этапе войны нехватка транспортных самолетов послужило главной причиной неудач в ходе десантирования войск в период контрнаступления советских войск под Москвой в начале 1942 г. В начале января 1942 г., в ходе

Еще одной значительной воздушно-десантной операцией в годы Великой Отечественной войны считается Днепровская воздушно-десантная операция, осуществленная советским командованием для оказания помощи войскам Воронежского...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

 Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС. В ходе преобразования ВВС главной задачей является поиск целесообразной структуры объединений ВВС, а также выявление статуса объединений ВВС, с помощью которых применения боевых возможностей ВВС будет

Рис. 2. Типы самолетов во время ВОв. ВВС включала в себя 27 различных типов машин, а с учетом модификаций моторов и вооружения — до 70. Это затрудняло эксплуатацию авиатехники в частях, усложняло ее снабжение и ремонт.

Боевой путь 889 Новороссийского ночного... | Юный ученый

— Если три самолета улетали, только один возвращался. И мы, подвешивая бомбы на «кукурузники», писали на снарядах имена этих летчиков, считая, что эти бомбы обязательно попадут в цель, и живые пилоты отомстят за погибших ребят. Воспоминания о войне помогают нам проникнуться настроением того времени, понять те чувства и эмоции, которые переживали защитники нашей страны в огненные годы войны.

В соответствии со справкой Центрального архива министерства обороны СССР младший сержант Полищук Ефросинья Александровна демобилизована в запас 12 июля 1945 года с выдачей денежного вознаграждения и установлением срока службы в Великой Отечественной войне 3 года и 14 дней.

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

За бои на Курской дуге звания Героя Советского Союза было удостоено 234 воина из них 31 — истребители. За весь период Великой Отечественной войны 1744 артиллеристов — Героев Советского Союза, из них 453 человека воевали в истребительно-противотанковых подразделениях Резерва Верховного Главнокомандования. Не каждый воин мог занять место истребителя. Прежде чем занять должность орудийного номера — наводчика, установщика, истребитель танков — должен беспрекословно подчиняться требованиям командира орудия и также беспрекословно их исполнять. Основная задача истребительно-противотанковой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования уничтожение танков.

Великая Отечественная война , Советский Союз...

Его армия, пробив оборону противника, выдвинулась вперед, но была отрезана танками и взята в кольцо. Однако, в течение 60 дней его группа совершала диверсии, уничтожая технику и живую силу противника. Сорок третья армия пыталась помочь, организовав коридор для выхода армии Ефремова. Однако гитлеровцы не давали им уйти.

Первой женщиной, которая получила звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, была Зоя Космодемьянская. Отучившись в школе диверсантов, она в составе партизанского отряда минировала дороги и разрушала узлы связи противника под Волоколамском. Ей было 18, когда она попала в плен.

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои...

Известен случай, когда во время боя самолет Л. Литвяк был подбит, и ей пришлось приземлиться на территории, оккупированной немецкими войсками. Гитлеровцы попытались взять ее в плен, но она отчаянно отстреливалась из личного оружия. В это время пролетавший в том же направлений летчик-штурмовик открыл огонь, заставив немцев отступить, затем он

С первых дней Великой Отечественной войны Соломатин принимал участие во всех решающих воздушных сражениях на Юго-Восточном фронте. 9 марта 1942 года в составе боевой семерки он с однополчанами атаковали 25 вражеских самолетов, уничтожив 7 из них. В этом же бою им лично был сбит Messerschmitt Bf. 109. К началу 1943 года Алексей Соломатин совершил 266...

Герои Десятого десантного батальона (75-летию освобождения...)

Одними из первых в бой с захватчиками вступили местные ополченские формирования и жители города. Впоследствии генерал М. Ф. Лукин напишет: «Нельзя не отметить героического поведения гражданского населения Смоленска. Батальоны милиции и добровольцев из жителей города с оружием в руках дрались вместе с армией, защищая свой родной город.

Война-это краткое затишье и погибшие. Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей... Подмосковье в годы Великой Отечественной войны. В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Штаб 20-й армии, которая вела бои на этом направлении, располагался в одной из квартир.

Задать вопрос