Как улучшить развивающую функцию математических задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Как улучшить развивающую функцию математических задач / Л. Г. Сенаторова, Я. Н. Бурлаченко, И. О. Бобрешова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89621/ (дата обращения: 25.04.2024).



Разумеется при обучении математики задачи несут разные функции: обучающие, воспитывающие, развивающие, контролирующие. Рассмотрим более подробно как можно математическим задачам придать развивающую функцию. Когда говорят о усвоении обучающимися в школе математику, то подразумевают, что должны не только получить знания, навыки, но и самое главное применить эти знания и навыки в нестандартной для обучающегося обстановке. Для этого обязательно ребенок должен пройти через определённого количество определений, формул, теорем, решить определённое количество задач. Но выбирая профиль, мы сталкиваемся с тем, что количество часов меняется от 9 часов в неделю до 4 часов в неделю. Как быть в такой ситуации? Остается надеяться на усиление развивающей функции задач. Можно достичь частичным изменением условия задачи, рассмотрением её частных или предельных случаев, постановкой дополнительных вопросов, решение более рациональным способом и т. д. [1].

Особенно усилить развивающую функцию задач можно при решении нестандартных задач. Способ конечно очень даже отличный, но есть недостаток. Не хватит урока для решения такой задачи. Конечно, можно такие задачи решать после уроков, на внеурочном занятии. Но если нет такого занятия, остаётся использовать обычные задачи, но развивающую функцию математических школьных задач достигать путём постановок дополнительных вопросов. При постановках вопросов обучающимся, как правило, учителя математики просят вспомнить «назовите», «расскажите», «сформулируйте». Память развивать необходимо. Но развивать мышление, а соответственно уметь выстраивать логическую цепочку крайне необходимо в современном мире. Поэтому надо задавать такие вопросы, чтобы провоцировать обучающихся совершать те или иные мыслительные операции и тем самым способствовать развитию мышления.

Возможно рассмотреть следующие виды вопросов, которые помогают осуществлять развивающую функцию задач в обучении математики:

  1. Вопросы на сравнение.

Например «В чём сходство и различие параллелограмма и ромба?»

  1. Вопросы которые требуют установления признаков, понятий, следствий.

Например «Является ли признаком ромба перпендикулярность его диагоналей?»

  1. Вопросы на установление причинно-следственных связей.

Например «Почему в логарифмическом уравнении появляются посторонние корни?».

  1. Вопросы, подводящие от частного к общему.

Например «Что общего у конуса, цилиндра, шара?».

  1. Вопросы, подводящие от общего к частному.

Например «Как вывести из теоремы косинусов теорему Пифагора?».

  1. Вопросы, требующие установления справедливости обратного утверждения или доказать, что его нет.

Например «Ромб — это параллелограмм, а параллелограмм — это ромб?».

Рассмотрим несколько задач, способствующих усилению развивающих функций у школьных задач.

  1. Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 5 см и 9 см. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей прямоугольника и равна 6 см. Найти боковую поверхность пирамиды.

Сложность задачи уже состоит в том, что нет понятия правильной пирамиды. И тогда обучающимся предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В чём сходство и различие между правильной и неправильной пирамидой?
  2. При каких условиях пирамида правильная?
  3. Высота пирамиды проходит через центр основания, будет пирамида правильной?

Здесь мы будем наблюдать сопоставление понятий, установление связей, умение обобщать, делать выводы. Такие вопросы будут способствовать усилению развивающей функции задачи.

Рассмотрим ещё одну задачу.

  1. Две вершины треугольника принадлежат плоскости. Будет ли принадлежать третья вершина, если этой же плоскости будет принадлежать центр окружности, вписанной в треугольник?

Здесь уместно задать вопросы: Какие бывают треугольники по виду? В любой треугольник можно вписать окружность? А если окружность будет описанной?

Как только мы изменим вопрос задачи обучающиеся не увидят принципиальной разницы. И дадут один и тот же ответ. Но это не правильно. Если третья вершина треугольника всегда принадлежит плоскости данной для произвольного треугольника остроугольного или тупоугольного, то для прямоугольного треугольника с центром вписанной окружности на середине гипотенузы третья вершина треугольника не всегда будет принадлежать данной плоскости.

  1. Стороны основания тетраэдра равны 5 см,12 см и 7 см. Все боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 45 градусов. Найти объем тетраэдра.

Обычно обучающиеся записывают формулу объема пирамиды и подставив данные вычисляют. Но можно найти объем более рациональным путем.

V= SH= SR= S =

=35см 3 .

Эффективней реализовать развивающие функции задачи помогает рассмотрению ее частных и предельных случаев, поскольку это заставляет обучающихся всесторонне анализировать задачу с целью нахождения всех неё возможных решений.

  1. В пионерский лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша и Герасимов, отец Володи инженер. Володя учится в 6-м классе. Герасимов учится в 5-м классе. Отец Иванова слесарь. Какая фамилия у каждого из ребят?

Приведём рассуждение решения задачи.

Миша не Герасимов, значит он либо Иванов, либо Семенов. Отец Володи инженер и он учится в 6 кл., а т. к. Герасимов учится в 5 кл., то это не Володя.

Если Миша не Герасимов и Володя не Герасимов, то это Петя — Герасимов. Остается Иванов и Семенов.

Если отец Иванова слесарь, значит Миша-это Иванов, т. к. отец Володи — инженер. Остается Семенов и Володя, значит Володя Семенов [2].

Вывод: Развивать мыслительную функцию возможно при продуманной реализации всех дидактических математических задач.

Литература:

  1. https://moluch.ru/archive/45/5505/
  2. https://znanija.com/task/973063
Основные термины (генерируются автоматически): Семенов, задача, вершина треугольника, развивающая функция задач, высота пирамиды, обучающийся, отец Иванова, развивающая функция, развивающая функция задачи.


Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В качестве примера общих специальных и конкретных развивающих функций задач рассмотрим следующую функцию. Развить способности учащихся к обобщению изученного — общая развивающая функция; развитие способности обобщить то или иное геометрическое...

Понятие развивающей задачи | Статья в журнале...

Обосновано понятие «развивающая задача», с теоретической точки зрения, используемая учителями информатики в профильном школьном курсе информатики.

Развивающая задача — это цель, данная в определенных условиях, которые не имеют предела.

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

Задача 2. Египтяне, построив четырехугольную правильную пирамиду с высотой h через точку на боковом ребре, лежащую на расстоянии от плоскости основания, построили еще один уровень внутри в виде плоскости, параллельной плоскости основания, которая отсекает от пирамиды...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся

П.М. Эрдниев под развивающими задачами понимает комплексное задание, которое включает решение обычной задачи, составление и решение аналогичной и обратной задач, задачи по...

Воспитательные функции задач | Статья в журнале...

О роли и функциях задач в обучении математике написано много, эта тематика волновала не одно поколение ученых. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть задачи с точки зрения воспитательного аспекта. Ведь решая задачу, ученик не только отрабатывает знания...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся: · задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету. задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Библиографическое описание: Пережовская, А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А. Н

Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и...

Роль нестандартных задач в формировании УУД | Молодой ученый

«ЗАДАЧА — один из методов обучения, проверки знаний и практических навыков учащихся

Функция таких задач — иллюстрация изучаемого теоретического материала, разъяснение его

Анализ учебников математики системы развивающего обучения для начальных классов...

Похожие статьи

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В качестве примера общих специальных и конкретных развивающих функций задач рассмотрим следующую функцию. Развить способности учащихся к обобщению изученного — общая развивающая функция; развитие способности обобщить то или иное геометрическое...

Понятие развивающей задачи | Статья в журнале...

Обосновано понятие «развивающая задача», с теоретической точки зрения, используемая учителями информатики в профильном школьном курсе информатики.

Развивающая задача — это цель, данная в определенных условиях, которые не имеют предела.

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

Задача 2. Египтяне, построив четырехугольную правильную пирамиду с высотой h через точку на боковом ребре, лежащую на расстоянии от плоскости основания, построили еще один уровень внутри в виде плоскости, параллельной плоскости основания, которая отсекает от пирамиды...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся

П.М. Эрдниев под развивающими задачами понимает комплексное задание, которое включает решение обычной задачи, составление и решение аналогичной и обратной задач, задачи по...

Воспитательные функции задач | Статья в журнале...

О роли и функциях задач в обучении математике написано много, эта тематика волновала не одно поколение ученых. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть задачи с точки зрения воспитательного аспекта. Ведь решая задачу, ученик не только отрабатывает знания...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся: · задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету. задача, задание, знание, решение, решение задач, процесс обучения.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Библиографическое описание: Пережовская, А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А. Н

Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и...

Роль нестандартных задач в формировании УУД | Молодой ученый

«ЗАДАЧА — один из методов обучения, проверки знаний и практических навыков учащихся

Функция таких задач — иллюстрация изучаемого теоретического материала, разъяснение его

Анализ учебников математики системы развивающего обучения для начальных классов...

Задать вопрос