Современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 1656 раз

Библиографическое описание:

Ахметшин, Д. Р. Современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих / Д. Р. Ахметшин, Ф. В. Даминдарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 87-92. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89542/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение, коррупция, конфликт интересов

The article examines modern requirements for the professional ethics of civil servants.

Keywords: morality, professional ethics, civil service, official conduct, corruption, conflict of interest

Актуальность исследования современных требований к профессиональной этике государственных гражданских служащих обусловлена тем, что этика государственного гражданского служащего считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конфликта интересов и противодействия коррупции.

Научную литературу, посвященную исследуемой проблеме профессиональной этике государственных гражданских служащих в практике государственного управления составляют научные труды таких ученых, как В. К. Белолипецкий [8], Ф. В. Даминдарова [10], А. И. Ионова [11], С. Ю. Кабашов [13], Л. В. Ладатко [14], А. М. Кузнецов [12], И. А. Омельченко [16], Е. В. Охотский [17], А. И. Турчинов [18] и др.

В настоящее время в системе государственной гражданской службы возрастают требования к нравственным и этическим качествам государственных гражданских служащих.

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти впрямую зависит от нравственных качеств государственных гражданских служащих, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам.

Во-вторых, серьезные нарушения моральных норм государственными гражданскими служащими являются основным фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения.

В-третьих, сама специфика профессии — быть проводником государственной воли, находиться в центре общественного внимания. Работать с населением, в определенной степени ограничивать свои гражданские права и многое другое — диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения. В системе государственной службы многое делается для воспитания необходимых государственному гражданскому служащему качеств честности, неподкупности и порядочности.

Подтверждением того, что в нашем государстве оценили актуальность проблемы, необходимость преодоления нравственного дефицита в кадровом корпусе государственных гражданских служащих, являющихся комплексом нормативно-правовых документов, включающих правила этического поведения государственных гражданских служащих, необходимо назвать федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3], федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» [4], указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об общих принципах организации служебного поведения государственных гражданских служащих» [5], указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [7].

В вышеперечисленных нормативно-правовых документов впервые установлены правовые нормы служебного поведения государственных гражданских служащих. Определена необходимость в нормах, которые дадут возможность сократить коррупционные проявления в государственной службе. Более того, подчеркивается, что успехов в данной сфере достигнуть возможно только посредством совершенствования в деятельности государственных гражданских служащих нравственных ценностей. В рамках реализации вышеперечисленных нормативно-правовых документов Программы был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [19]. В кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально — этическими принципами в деятельности государственного гражданского служащего.

В результате анализа нормативно-правовой документации и Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих можно выделить три основных блока нравственных качеств и норм, необходимых государственному служащему:

— первый блок норм человеческого характера (честность, порядочность, скромность, добросовестность, чуткость, отзывчивость, уважение к личности);

— второй блок норм внутриаппаратного поведения (отзывчивость, стрессоустойчивость, дисциплинированность, толерантность, коммуникабельность, умение хранить государственную тайну, недопущение угодничества, панибратства, интриг и сплетен);

— и третий блок норм разрешения служебных конфликтов (толерантность, уравновешенность, отсутствие экстремизма и умение находить компромисса).

В целях определения уровня развития этики и культуры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих нами проведен опрос среди государственных гражданских служащих. Сбор информации осуществлялся с помощью анкетного опроса. В опросе участвовали 30 государственных гражданских служащих. Рассмотрим некоторые результаты проведенного опроса.

Результаты анкетирования показывают, что государственная служба испытывает острую нехватку нравственно подготовленных кадров. На вопрос «Как Вы считаете, насколько остро стоит сегодня проблема нравственности государственных гражданских служащих?» — были получены следующие ответы: 54,9 % отметили, что проблема стоит очень остро, 28,9 % — не очень остро и только 4,3 % опрошенных высказали мнение, что такой проблемы нет, и 11,9 % затруднились с ответом.

Респонденты выявили наиболее болевые точки в отношении нравственности государственных гражданских служащих, которая составляет основу их этики и культуры. На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, основные причины безнравственного поведения определенной части государственных гражданских служащих?»: были даны такие ответы (в процентах):

40,9 — отсутствие должной требовательности вышестоящих органов, руководителей;

38,3 — низкая общая культура государственных гражданских служащих;

37,5 — общее падение нравственности в обществе;

31,7 — отсутствие должного контроля со стороны общества;

30,5 — слабая правовая база, регламентирующая поведение государственных гражданских служащих;

27,0 — недостаточное нравственное воспитание государственных гражданских служащих;

20,8 — неудовлетворительные материальные условия жизни государственных гражданских служащих;

1,1 — иное.

Как видно из ответов, респонденты по соблюдению этики и культуры винят, прежде всего, самих государственных гражданских служащих, а также отсутствие должной требовательности со стороны органов государственной власти. Тому доказательством являются ответы респондентов на следующий вопрос: «Как Вы думаете, в какой степени низкий уровень нравственности государственных гражданских служащих способствует развитию коррупции, взяточничества, бюрократизма?»:

62,7 — в значительной степени;

21,7 — в средней степени;

7,5 — в малой степени;

1,6 — практически не способствует;

6,5 — затруднились ответить.

Следует отметить, что самооценка государственных гражданских служащих уровня этики и культуры профессиональной деятельности завышена в сравнении с мнением других служащих. Чуть больше половины опрошенных государственных гражданских служащих к элементам этики и культуры профессиональной деятельности относят «культуру взаимоотношений в коллективе» (59,20 %) и «знания служащих» (41,80 %).

Почти половина респондентов отметили «нормы и правила трудового поведения» (46,35 %). Такие элементы этики и культуры профессиональной деятельности, как «умения служащих» (3,65 %) и «ценности» (23,85 %) назвали менее четверти респондентов, а «навыки служащих» (28,08 %) и «профессиональная этика» (27,50 %) — более четверти респондентов.

Представления государственных гражданских служащих в целом вписываются в предлагаемую модель этики и культуры профессиональной деятельности. Но государственные гражданские служащие в меньшей степени уделяют внимание таким компонентам, как знания, умения и навыки, в то время как ядром этики и культуры профессиональной деятельности является компетентность, включающая в себя знания, управленческие умения и навыки.

Профессиональные знания приобретаются в процессе обучения (школьного, вузовского и послевузовского, путем самообразования, переподготовки или повышения квалификации) и подразумевают знание теорий и методов управления, процессов управленческой деятельности, основ организации процессов управления и безопасности труда. Управленческие умения возникают в процессе осуществления управленческой деятельности и проявляются в разработке организационных документов, подготовке и проведении организационных мероприятий, осуществлении контроля исполнения управленческого решения.

Поскольку в исследовании использовался компетентностный подход, указанные качества компетентности выступают важными факторами, влияющими на получаемые результаты.

Этика и культура профессиональной деятельности включает в себя нормы и ценности, которые должны соблюдаться менеджерами любого звена управления:

— юридические, отраженные в нормативно-правовых актах (профессиональная этика государственного гражданского служащего состоит в знании и выполнении законодательных норм);

— морально-этические (не зафиксированы в официальных документах, но выступают регулятором профессиональных отношений и профессионального поведения, так как в них отражены вопросы блага, справедливости, совести, долга, ответственности, чести и др.);

— организационные (устанавливают структуру органов государственного управления, порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила внутреннего распорядка);

— профессиональные (представляют собой систему компетенций, в том числе управленческих, а также опыт государственного служащего).

По результатам анкетирования к очень важным нормам этики и культуры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих респонденты отнесли «профессиональные нормы» (46,40 %) и «юридические нормы» (58,75 %), к важным — «организационные нормы» (55,24 %) и «морально-этические» (50,37 %) (сумма ответов — более 100 %, так как респондентам была дана возможность выбора нескольких вариантов ответа).

Анализ данных позволяет сделать вывод, что приоритетными ценностями государственных гражданских служащих выступают такие обусловленные коммуникативными свойствами личности ценности этико-профессиональных отношений, как честь и достоинство — 47 %, справедливость и честность — 41 %, исполнительность и аккуратность — 35 %. (Можно было выбрать несколько вариантов ответа). Далее следуют ценности самооценки и поведенческой стратегии: независимость — 33 %, рационализм — 27 %, самоконтроль — 28 %, здоровье — 25 %. Замыкают перечень доминирующих ценности достижения и личностного развития: целедостижение — 17 %, труд и его результат–16 %, профессионализм — 12 %, познание — 6 %, развитие — 7 %, общественное признание — 7 % (см. рисунок 1).

Ценности государственных гражданских служащих

Рис. 1. Ценности государственных гражданских служащих

Этика и культура профессиональной деятельности включает в себя совокупность индивидуальных профессиональных знаний, служебных отношений, выражающихся в стиле управления государственного гражданского служащего.

Такой результат подтвердил предположение: указанные нормы формируют профессиональную этику и культуру и образуют совокупность элементов, определяющих управленческую деятельность государственного гражданского служащего.

Следовательно, более 50 % респондентов считают, что данные нормы профессиональной этики и культуры имеют важное значение в деятельности государственных гражданских служащих.

Подводя итоги, следует отметить, что подавляющее большинство государственных гражданских служащих считают, что они обладают необходимыми личностными и профессиональными качествами для эффективного исполнения своих функциональных обязанностей. Особенно считают себя трудолюбивыми, умеют работать с документами, четко контролируют исполнение управленческих решений.

Тем не менее, по анкетным данным видно, государственные гражданские служащие, как они сами считают, не обладают достаточно высоким уровнем этики и культуры профессиональной деятельности. Более половины респондентов оценили свой уровень этики и культуры профессиональной деятельности как «средний» (57,80 %). Большинство считают, что они не всегда правильно организовывают рабочее время, непродуманно планируют свой труд, проявляя нужную инициативность, не умеют адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, не способны эффективно работать с посетителями, не всегда соблюдают этику и культуру, правила служебного поведения с коллегами.

Мешают, как считают государственные гражданские служащие «большое количество бумажной волокиты», «привлечение к работе, не соответствующей функциональным обязанностям», «несовершенство правовой базы государственного управления», «неэффективная система материального стимулирования» и т. д. Что, в свою очередь, вызывает у них психологический дискомфорт, неуверенность в будущем, боязнь проявить инициативу, а еще больше — нежелание добросовестно трудиться.

Для того, чтобы процесс служебных отношений не носил спонтанный, непредсказуемый характер, а был более-менее организованным, протекал нормально и обеспечивал ожидаемый результат, он должен подчиняться не только установленным правовым нормам, требованиям служебной этики и культуры профессиональной деятельности, но и вполне определенным правилам поведения на государственной службе. Эти правила в своей совокупности обозначаются «служебный этикет», и «культура взаимоотношений в коллективе». В них концентрировано проявляются все важнейшие составляющие этики и культуры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.

Меньше половины респондентов нормы и правила поведения в коллективе отметили на 46,40 %. Применительно к служебным отношениям этик и культура взаимоотношений в коллективе или деловой этикет — это совокупность специфических правил, регламентирующих поведение служащих в их профессиональной среде, внешние проявления взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности во всем многообразии форм и правил служебного общения.

Это правила, воспитывающие навыки согласовывать свои действия с понятиями об уважительности, доброжелательности и доверии. Они учат искусству не только произвести хорошее впечатление и вызвать доверие к себе, но и умениям организовать дело, обеспечивать должный порядок. В профессиональной деятельности не бывает мелочей. Отсюда корректность, деликатность, тактичность, последовательность, требовательность к себе и подчиненным. Все эти вышеперечисленные личностные и профессиональные качества являются ярким проявлением гармонии, основой внутренней и внешней управленческой культуры государственных гражданских служащих. Высокий уровень этики и культуры профессиональной деятельности всегда характеризуется тактичностью, чувством меры, которое позволяет точно улавливать границу между обязательным, дозволенным и недопустимым, запретным.

Современные методы развития этики и культуры профессиональной деятельности требуют от государственных гражданских служащих формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ, развитие профессиональных отношений, мотивацию творческой деятельности в сфере управления, утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву, разработку и внедрение технологий, которые объединяют между собой все вышесказанные рекомендации.

Подводя итоги, следует отметить, что в самом определении государственной службы заложено нравственное начало, определяющее службу государству и обществу как основу профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Государственная служба — это не просто профессиональная деятельность частных лиц по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти, это в первую очередь социально-правовой институт, призванный выполнять роль связующего звена между государством и гражданским обществом и, следовательно, стоять на страже интересов граждан и общества в целом.

К основным функциям профессиональной этики относят: — регулятивную, направленную на создание нормального морального климата на государственной службе и повышение ее социальной эффективности; — ценностно-ориентированную, призванную обеспечить знание государственными гражданскими служащими моральных приоритетов, нравственных требований и норм своей профессиональной служебной деятельности; — воспитательную, направленную на формирование нравственных качеств и повышение нравственного уровня государственных гражданских служащих, мотивацию их этического поведения.

С нашей точки зрения понимание профессиональной этики государственной службы как социального института, осуществляющего функции посредника между государством и обществом, имеет принципиальное значение. Оно предполагает, что государственные гражданские служащие в своих поступках и особенно при разработке и принятии государственных решений обязаны руководствоваться не только положениями и нормами закона, но и этическими принципами и нормами нравственного поведения.

Мы полагаем, что в настоящее время вопрос совершенствования профессиональной этики государственных гражданских служащих является одним из актуальных вопросов данной сферы. Он нуждается в более детальной разработке со стороны органов государственной власти и научного сообщества в целом.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 декабря
  2. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 14 мая 2003 г. (в ред. от 13 июля 2015 г. № 323-ФЗ) [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 7 июля 2004г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 15 июля 2004г. (в ред. от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ) [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О противодействии коррупции: федер. закона Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 19.12.2008г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 22.12.2008г. (в ред. от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ) [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента Рос. Федерации от 12.08.2002г. № 885 (в ред. от 16 июля 2009 г. № 814) [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Рос. Федерации от 19.05.2008г. № 815 (в ред. от 14 февраля 2014 г. № 80) [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О профессиональном развитии государственного гражданского служащего: указ Президента Российской Федерации от 21. 02. 2019г. № 68 электронный ресурс — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
  8. Белолипецкий В. К. Этика и культура управления / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. — М.: МарТ, 2013. — 384 с.
  9. Государственная служба под ред-й Е. В. Охотского. — М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2014. — 556 с.
  10. Даминдарова Ф. В. Этика государственной и муниципальной службы. — Уфа, БАГСУ, 2021, — 205 с. [электронная версия].
  11. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления. — М.: РАГС, 2006. — 66 с.
  12. Кузнецов А. М. Этика государственной и муниципальной службы. — М.: Юрайт, 2013. — 253 с.
  13. Кабашов С. Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе: теория и практика. — М.: ИНФРА-М., 2014. — 192 с.
  14. Ладатко Л. В. Этика и культура управления. Феникс — Ростов н/Д, 2014. — 340 с.
  15. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Реализации Комитета Министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № 2 (2000) 10 о кодексах поведения государственных служащих.
  16. Омельченко М. А. Этика государственной и муниципальной службы. — М.: Юрайт, 2013. — 453с.
  17. Охотский Е. В. Административная этика. — М.: Март, 2013. — 215с.
  18. Соколов В. М., Турчинов А. И. Государственная служба: нравственные основы, профессиональная этика. — М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2013. — 347с.
  19. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. — М.: Проспект, 2011. — 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, служащий, государственная служба, профессиональная этика, культура, норма, служебное поведение, государственная власть, государственное управление, управленческая деятельность.


Похожие статьи

Обеспечение соблюдения этики на государственной службе

Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом.

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, Типовой кодекс этики, профессиональная этика...

Организационная культура государственных гражданских...

Специфика профессиональной деятельности государственного служащего определяется тем, что деятельность госслужащего является разновидностью управленческой деятельности, т. е. такой, которая направлена, с одной стороны на управление процессами в...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций

Библиографическое описание: Высыпкова, Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей...

Профессиональная этика в сфере государственной...

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность...

Особенности этики государственного служащего

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, этика, профессия, компетентность, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Верижников В. А. Актуальные этические вопросы регулирования деятельности

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его действия

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке...

Профессиональная культура государственных служащих...

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых ими, являющихся продуктом совместной деятельности.

Особенности профессиональной этики государственных...

Статья посвящена вопросам профессиональной этики государственных гражданских служащих, различию типовых кодексов

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, государственная служба, типовой кодекс этики служебного поведения государственных...

Профессионализм государственных служащих как фактор роста...

Ключевые слова: государственное управление, государственная услуга, профессионализм государственных служащих, управленческая

Гражданская служба — это термин, используемый для обозначения профессиональной служебной деятельности граждан...

Похожие статьи

Обеспечение соблюдения этики на государственной службе

Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом.

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, Типовой кодекс этики, профессиональная этика...

Организационная культура государственных гражданских...

Специфика профессиональной деятельности государственного служащего определяется тем, что деятельность госслужащего является разновидностью управленческой деятельности, т. е. такой, которая направлена, с одной стороны на управление процессами в...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций

Библиографическое описание: Высыпкова, Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей...

Профессиональная этика в сфере государственной...

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность...

Особенности этики государственного служащего

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, этика, профессия, компетентность, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Верижников В. А. Актуальные этические вопросы регулирования деятельности

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его действия

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке...

Профессиональная культура государственных служащих...

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых ими, являющихся продуктом совместной деятельности.

Особенности профессиональной этики государственных...

Статья посвящена вопросам профессиональной этики государственных гражданских служащих, различию типовых кодексов

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, государственная служба, типовой кодекс этики служебного поведения государственных...

Профессионализм государственных служащих как фактор роста...

Ключевые слова: государственное управление, государственная услуга, профессионализм государственных служащих, управленческая

Гражданская служба — это термин, используемый для обозначения профессиональной служебной деятельности граждан...

Задать вопрос